Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе Тема урока: «Оттепель» — начало…

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе
Тема урока: «Оттепель» - начало

тип урока – урок обучения умениям и навыкам
форма урока – диалог
Цели урока:
1) выявить причины, обусловившие в 50-е годы подъем и изменение общественно-политической жизни страны, его выражение; раскрыть своеобразие взглядов писателей (А.Солженицына и В.Шаламова) на события тоталитарной эпохи; проанализировать возможные альтернативные пути развития страны после смерти И.В.Сталина;
2) продолжить работу над развитием умений анализировать материал и исторический, и художественный, вести диалог, размышлять и делать выводы; развивать навыки исследовательской деятельности (работа с документами, с художественными текстами);
3) воспитывать чувства патриотизма, гражданственность и ответственность за судьбу страны.
Задачи: в результате совместной деятельности учителя истории с учителем литературы проследить взаимосвязь политической и духовной жизни периода «оттепели», последствия тоталитаризма.
Оборудование: компьютер, проектор, экран (для презентации урока). Доска, исторические документы, художественные тексты.
Подготовительная работа: 1) знакомство учащихся с деятельностью Н.С.Хрущева; 2) сообщение учащегося; 3) чтение повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов» Шаламова (опережающее задание)

Ход урока
Невозможно всегда быть героем,
но всегда можно оставаться человеком.
Гете
(Во время перемены включить песню «Если хочешь ты жить» 1957 года, предупредить учащихся о том, чтобы вслушались и вдумались в слова песни)

1) Организационный момент: приветствие учащихся, звучит песня.
2) Учителя объявляют тему, просят учащихся обратить внимание на то, что в конце урока им нужно закончить фразу: «Оттепель» - началоЧего? (Версии учащихся). Зачитывает учитель эпиграф. Вопросы:
- Как вы понимаете слова Гете? Почему именно это высказывание стало эпиграфом к уроку? А есть ли связь песни, которая прозвучала, с тем, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какие цели поставим перед собой? О чем и ком будем говорить?
3) Учитель истории: давайте «окунемся» в государственную и политическую жизнь эпохи начала 50-х годов. Что собой представляет наша страна, перед какими реалиями она оказалась после смерти Сталина? Какие возможные пути выбора дальнейшего развития существовали?


- Приведите несколько фактов, причин безусловной победы Н.С.Хрущева? Что это за человек, какая личность? (Сообщение учащегося о Хрущеве)
- Далее идет разговор об огромном количестве репрессированных (на экране статистика, в том числе и реабилитированных).
Учитель литературы: безусловно, все это не могло не коснуться и литературного процесса. Вспомним лишь некоторые факты: Борис Пильняк расстрелян в 1938 году. Исаак Бабель расстрелян в 1940. Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по

нелепому обвинению, в официальной справке сказано, что он скончался в 1938 в дальневосточном лагере. Александр Солженицын 8 лет провел в лагерях. Варлаам Шаламов – 15 лет лагерей. Борис Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии. И этот список можно продолжать очень долго.
Учитель истории подводит разговор к съезду. Задание – дать общую характеристику съезду: февраль 1956, закрытое совещание. Работа с документами, которые лежат на партах. Вопросы к ним на экране: 1) итоги съезда; 2) в чем его историческое значение?
- Учащийся читает стихотворение Ю.Кузнецова:
Обезумело слово «вперед»,
Обернулось оно человеком,
Что повел за собою народ,
Словно черт в помешательстве неком,
По волнам, головам напрямик,
Распевая ударные песни!..
И в такой он толкнулся тупик,
Что глаза на затылок полезли.
И тогда он увидел народ,
И глаза у народа открылись
Оттого, что у слова «вперед»
На затылке глаза очутились.
- Имеет ли это стихотворение какую-то связь с тем, о чем мы ведем диалог, о чем нам еще предстоит поговорить? (вопрос задает ученик классу)
4) Учитель литературы: впервые в истории национальная культура открыто причислялась к идеологии, классовой, партийной. Литература принадлежала государству. Славили государство, окутанное колючей проволокой ГУЛАГА. А имена тех, кто пытался это сказать, были не просто забыты. Они были запрещены, выброшены. «А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие падет», - писал Солженицын. И оно пало с разрешения Хрущева печатать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Вопросы:
- Почему же Хрущев разрешил напечатать повесть?
- Что мы узнаем о жизни в лагере из рассказа?
- Какие основные человеческие типы можем найти на страницах повести?
- Почему автора заинтересовал именно Шухов?
- Что помогло Ивану Денисовичу выжить в лагере, остаться человеком?
- Почему только один день и можно ли его назвать счастливым?

Ученик читает стихотворение В. Шаламова:
Говорят, мы мелко пашем,
Оступаясь и скользя,
На природной почве нашей
Глубже и пахать нельзя.
Мы ведь пашем на погосте,
Разрыхляем верхний слой.
Мы задеть боимся кости,
Чуть прикрытые землей?
- Почти в каждом рассказе Шаламова кто-то умирает. Почему возникает целый «каскад смертей»?
- Чем отличается описание лагерной жизни у Шаламова от описания Солженицына?
- Почему современные режиссеры стали все чаще обращаться к лагерной теме? («В круге первом», «Колымские рассказы»)
- Завершите наш разговор строчками наиболее вас поразившими и содержащими, может быть, отношение писателей к лагерям (например, отрывок из рассказа Шаламова «Сухим пайком»): «Мы все понимали, что выжить можно только случайно. И, странное дело, когда-то в молодости моей у меня была поговорка при всех неудачах и провалах: «Ну, с голоду не умрем». Я был уверен, всем телом уверен в этой фразе. И я в тридцать лет оказался в положении человека, умирающего с голоду по-настоящему, дерущегося из-за куска хлеба буквально, - и все это задолго до войны. Человек счастлив своим умением забывать. Память всегда готова помнить только хорошее. Хорошего не было, не было его ни впереди, ни позади путей каждого из нас. Мы были отравлены Севером навсегда, и мы это понимали».

5) Подведение итогов урока: (вернуться к теме урока, на одной половине доски история – начало чего?- на другой – литература)
- (Учитель истории) Давайте оценим роль 20 съезда в развитии страны.
- (Учитель литературы) Следует ли воскрешать боль, страх, голод, смерть?
- Какие уроки можно извлечь нам из истории для современной России?

6) Домашнее задание: история – отработать документы, п-30;
литература – написать эссе: «Что значит для вас «СВОБОДА»?»

Два учителя на уроке - довольно не обычно.



Заголовок 115