Технологическая карта урока на тему Ь после шипящих в глаголах во 2 лице ед.числа


Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Цели:
Образовательные: получить знания о написании ь после шипящих у глаголов 2 л. ед.ч. ,систематизация знаний о наличии или отсутствии ь после шипящих у существительных, кратких прилагательных, глаголов.
Развивающие:
-осуществление системно-деятельностного подхода;
-развитие критического мышления;
-развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать умение применять новые знания;
-развитие речевых способностей учащихся;
-формирование логических умений;
-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;-развитие умения формулировать проблему;
-развитие умения парной работы.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе
- воспитание интереса к учёбе, труду;
развитие коммуникативных УУД:
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать о написании ь знака после шипящих у глаголов 2- го л. ед.ч., об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам
Уметь правильно писать глаголы в форме 2-го л ед.ч., систематизировать материал об отсутствии-наличии ь после шипящих у сущ., крат.прилаг и глаголов. Употреблять глаголы 2-го лица в речи; определять тему, тип и стиль текста, доказывать стилевую принадлежность текста.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Ресурсы:
- основные (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. С. 275-277.- - ---
- дополнительные (обобщающая схема, компьютер, тест, конверты с разрезанными частями пословиц, рисунки с фразеологизмами в прямом значении, эмблемы (солнышко, туча, солнышко из-за тучи) для этапа рефлексии)
Организация пространства:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
 
Этапы урока Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов  
Деятельность
учителя  
Деятельность
учеников УУД I. Мотивация к учебной деятельности 
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. Проговорить о правилах поведения на уроке.
Проговорить девиз урока:
Знаешь – говори, не знаешь -слушай
 
 
 
 Определить тип урока.
 
Назвать шаги учебной деятельности.
   
 создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
 Готовятся к восприятию информации
 
 - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание (личностные)
- нацеливание на успешную работу (регулятивные)
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью (регулятивные)
- оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и слышать друг друга, высказывать свои мысли (коммуникативные).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу(познавательные).
II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) 
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.  Текст (орфограммы, тема, стиль, тип теста, изобразительно-выразительные средства)
Синтаксический разбор предложения. Поставить глаголы в форму 2л ед.ч.
-Вызвало ли написание глагола затруднение?
-Чему бы вы хотели научиться на уроке?
  Работа с текстом и предложением (направляет,контролирует)
 
 
 
 Работа с текстом (орфограммы, тема, стиль, тип теста, изобразительно-выразительные средства)
 
 
 
 
 
 -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные)
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные)
- оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и слышать друг друга, высказывать свои мысли (коммуникативные). III. Формулирование темы, целей урока 
Цель:
– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
  Сформулировать тему, цель урока.
  – Значит, какая тема урока сегодня?
Уточняет тему урока.
– Какую цель ставим? Пробуют формулировать тему и цели урока.
 
 
 
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные ).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные). IV. Открытие нового знания 
Цель:
Развивать умения применять новые знания Составить алгоритм действия при работе с орфограммой.
 
 
 
 
  Учитель направляет
 Составить алгоритм действия при работе с орфограммой (на основе правила учебника)
 
 
 
   Высказывать свою версию (регулятивные ).
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные ).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные) V. Применение нового знания 
Цели:
– организовать применение нового знания;
–организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку, самопроверку;
-организовывать работу в парах
Физкультминутка С. 276 упр.701 (поставить глаголы во 2 л. ед.ч., располагая их в порядке постепенного усиления действия)
1 – вместе
2 и 3 - по вариантам
 
 
Работа с фразеологизмами (на слайдах рисунки в прямом значении)
Хромаеш.. по математике
Кипиш.. от негодования
Висиш.. на телефоне
Водой не разольёш..(определить значение фразеологизма, применить полученные знания о правописании глаголов в форме 2л ед.ч)
 
 
 
Работа в парах.
«Рассыпалась пословица» 
 
 
 
 
Обобщение ранее полученных знаний о написании или отсутствии ь в сущ, крат. прил. и глаголах ( с применением обобщающей схемы) и тестирование
  – Прочитайте задание.
– Используя алгоритм, выполните задание.
– Самостоятельно выполните задание по образцу (1 группа слов выполняется у доски как образец)
 – Проверьте по образцу свою работу.
 
 
 
 
- Что такое фразеологизмы?
-Дайте толкование фразеологизма.
- Контроль
Организация работы в парах. Постановка цели работы.
Направляет, помогает сделать обобщающий вывод
Предлагает тест (зачеркнуть ь под номером того слова, в котором он не пишется)
Предлагает проверить себя (на слайде верный ответ)
Предлагает оценить себя, знакомит с критериями оценки Читают самостоятельно задание.
Проговаривают алгоритм, ставят глаголы в форму 2 л. ед. ч и приходят к выводу о необходимости написания ь. По образцу оформляют задание.
2 и 3 группы слов – сверяются с эталоном
Фронтальная работа.
 Записывают в тетрадь фразеологизмы, объясняют толкование, применяют алгоритм и объясняют правописание слов с пропущенными буквами
 
 
 
Работают в парах (составляют пословицу, дают толкование, определяют правописание слов с изученной орфограммой)
Самостоятельно обобщают материал о наличии-отсутствии ь после шипящих у сущ., кр.прил и глаголов
Выполнение теста
Самопроверка и самооценка
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
 Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные).
 
уметь оценивать результаты своей деятельности (регулятивные)
Умение точно и полно выражать свои мысли (коммуникативные)
Умение доказывать свою точку зрения; аргументирование высказанной точки зрения (познавательные)
Слушать и понимать речь других (коммуникативные)
Выражать положительное отношение к одноклассникам (личностные)
Строить речевое высказывание
Осуществлять взаимодействие со сверстниками (коммуникативные)
Закрепить знания о правописании ь в разных частях речи (познавательные)
Уметь оценивать результаты своей деятельности (регулятивные)
Самоконтроль и коррекция своей деятельности (регулятивные)VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Определить, какое новое знание открыли.
 
 
Рефлексия.
 
 
  – Какой вопрос задали в начале урока?
– Какое новое знание открыли?
 
– Расскажите, чему научились на уроке.
 
  Оценивают свою работу на уроке( эмблемы (солнышко, туча, солнышко из-за тучи)  
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные ).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его(регулятивные ). VII. Домашнее задание
Цель:
– организовать выполнение д/з. Сильным: С. 276, упр. 703 (разбить текст на абзацы, заменить 1 л ед.ч глаголов на 2-е, расставить знаки препинания)
Слабым: Упр.702 (вставить буквы, расставить знаки препинания) Организует выполнение д/з (инструктаж). Слушают инструктаж. Слушать и понимать речь других (коммуникативные) .