Презентация на тему Профилактика подросткового суицида в школе


 ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В ШКОЛЕ Суицид (от англ. suicide —самоубийство) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: - 41% - неизвестны - 19% - страх перед наказанием - 18% - душевная болезнь - 18% - домашние огорчения - 6% - страсти - 3% - денежные потери - 1,4% - пресыщенность жизнью - 1,2% - физические болезни. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями,черствостью и безразличием окружающих. Подростковый суицид носит чаще всего демонстративный, протестный характер. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков. Внешние обстоятельства суицидального подростка: -неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; -беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; -неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; -отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются: 1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. 2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. 3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д. 4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности. СЛОВЕСНЫЕ признаки:Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".Много шутить  на тему самоубийства.Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:– в еде – есть слишком мало или слишком много;– во сне – спать слишком мало или слишком много;- во внешнем виде – стать например неряшливым;- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;- замкнуться от семьи и друзей;- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. СИТУАЦИОННЫЕ признаки:Человек может решиться на самоубийство если:Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.Предпринимал раньше попытки суицида.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).Слишком критически настроен по отношению к себе. Что делать?Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Получить от подростка такую информацию, которая бы позволила сделать вывод о степени суицидального риска в настоящее время и в ближайшее будущее. Затем использовать приемы психологического воздействия:Напоминание о значимых для него людях.Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь,когда то, у тебя было... То есть рациональное внушение уверенности.)