Описание опыта работы Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно — творческие дела и творческие конкурсы.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Малые Ягуры



Описание опыта работы
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно творческие
дела и творческие конкурсы»




Ломонос Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

2015 год
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А. Сухомлинский

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.
Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи.
Роль школы в развитии творческих способностей младших школьников
Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.
Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развивать и закреплять еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.
Работая над этой проблемой, я, как учитель и классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника в учебно - воспитательном процессе – искусство.
Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства.
Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него всесторонне и гармонично развитую личность.
Актуальность темы. Причины её выбора.
Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.
Во - первых, сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся.
Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике.
В–третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников.
Описание применяемого новшества.
Концепция данной работы: через урочную и внеурочную деятельность развивать творческие способности ребят
Для достижения поставленных целей я определила ряд задач:
изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей);
создание условий, для развития творческих способностей, инициативы, лидерских качеств;
сплочение детского коллектива и коллектива взрослых
В основе технологии следующие принципы:
«Все дети талантливы».
«Плох не ребёнок, плох его поступок».
«В каждом ребёнке чудо, ожидай его».
Главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра и КТД. Игровая форма мною применяется во всех видах работы, будь то проведение уроков и занятий внеурочной деятельностью, предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.д. Каждый ребенок любит играть, и мне лишь остается направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.
Мной выстраивается учебно - воспитательная работа, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.
Отличительным признаком является личностно-ориентированный подход, интегрирование урочной и внеурочной деятельности. Данная система предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования.
Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества. Поэтому для реализации целей и задач учебно – воспитательного процесса мною были проработаны и апробированы программы внеурочной деятельности: «Волшебный карандаш», «Чудеса аппликации». Для меня это было ново. Так как я только с прошлого учебного года стала работать в начальной школе. Эти занятия открывают для моих учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники.
Привитие любви к чтению. Опираясь на слова Сухомлинского о том, что можно жить счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать, веду активную работу по развитию читательского интереса у учащихся. В классе силами родителей и ребят создана классная библиотечка из книг художественной литературы, энциклопедий, разнообразных детских журналов и газет. Ребята с удовольствием читают, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.
С начала года мы создали лесенку «Мы читаем, много знаем!». На начало учебного года средний показатель скорости чтения составлял 71 слово в минуту, а на сегодняшний день – 82 слова. Конечно, есть среди ребят лидеры, читающие 164, 115, 109 слов в минуту. И, к сожалению, есть ученик, который не преодолел рубеж в 20 слов. Так что есть над - чем работать.
На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины, инсценировки по отрывкам, конкурсы чтецов. Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.
Речь детей обогатилась новыми словами, расширился лексикон. В процессе работы со словарём, справочными материалами пробудилась потребность познания родного языка. Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках технологии школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Описывая систему учебно - воспитательной работы в классе, нельзя умолчать о внедрении мной, так полюбившейся детям проектной деятельности.
Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс.
Совместно с учащимися и родителями были подготовлены и защищены такие творческие проекты:
«Красная книга с. Малые Ягуры»;
«Памятный календарь первому учителю»;
«В память о моих прабабушках и прадедушках»;
«Чудесный праздник – Новый год».
В данный момент идёт работа над учебно – воспитательным проектом «И помнит мир спасённый», на страницах которого ребята поместят информацию о жизни своей семьи в годы ВОВ.
Мои ученики принимают участие не только в предметных, но и в неакадемических олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Олимпусик», «Инфознайка». В прошлом учебном году два ученика моего класса стали Лауреатами общероссийской олимпиады по математике «Олимпусик». Ребята с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах различного уровня. Количество участников конкурсов растёт. Так, в первом полугодии этого года мы с ребятами приняли участие в семи всероссийских конкурсах творческих работ и во всероссийской викторине «Азбука нравственности». Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет совместная деятельность учителя, родителей и детей, направленная на формирование портфолио учащегося. Портфолио – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Ребята моего класса по своему желанию вносят в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде грамот, дипломов благодарственных писем и др. Моя задача – направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество ребят. Работа с родителями. В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей.
У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям, участвуют в организации экскурсий, походов и поездок. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается.
Педагогические условия и особенности применения.
Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.
В своей работе я нахожу поддержку в лице директора и администрации школы.
Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.
В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.
Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.
Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников. Мне хотелось поделиться наиболее интересными моментами из нашей классной жизни.
  За полтора года целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно - это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.
Я получаю огромное удовольствие от нашего с детьми общения. И, хотя результаты нашего воспитания и обучения проявятся ещё через несколько лет, хочется надеяться, что мои воспитанники в свободное время не пойдут глумиться над святынями, а возьмут на книжной полке знакомый с детства томик стихов или сочинят несколько добрых строк для своих родных, друзей или просто для собственных приятных воспоминаний.
Я уверена, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.
Мой класс - девчонки и мальчишки, Такие разные они: Одни рисуют, любят книжки, Других компьютер так манит!
Спешу я к ним не только, чтобы Их как учитель поучать, Мне с ними весело, еще бы, Мой класс не может заскучать!

Потехе час и время делу: Мой класс к успеху устремлен, Талантом, я признаюсь смело, Ребенок каждый наделен.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь, И вижу блеск ответных глаз. Детей люблю, для них стараюсь, Ведь класс мой – самый классный класс!



Литература

Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.
Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.
Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.

























Рисунок 2( "
·
· № @
·A