Мастер-класс Рефлексия на уроках биологии


Организация рефлексивной деятельности обучающихся на урокахЯ повышаю уровень своего педагогического мастерства через самообразовательную работу, апробирую элементы методик и инновационных технологий, направленных на осуществление рефлексивного подхода.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (современный словарь иностранных слов).
Рефлексия – осмысление чего – либо при помощи размышления, изучения и сравнения (философский словарь: основан Г.Шмидтом/ общ.ред.В.А.Малинина).
Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить дальнейшие цели работы, скорректировать образовательный путь. Рефлексия связана с целеполаганием.
Одна из задач рефлексии – выяснить, что происходило на уроке. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Анализ рефлексивной деятельности учащихся приводит к выводу:
дети способны уже с пятого класса описывать свои чувства и переживания при выполнении заданий на уроках;
дети могут конкретизировать свои успехи или неудачи;
рефлексивные записи помогают сформулировать и зафиксировать конкретные достижения на данный период, чтобы можно было позже сравнить его с последующими достижениями; у некоторых детей записи носят формальный характер; у других учеников они носят яркий эмоциональный оттенок;
а у некоторых рефлексивные записи говорят об осмысленности этапов работы и осмыслении способов своей деятельности по конкретной теме.
Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, требуется делать обзор их мнений, отмечать те, у кого глубина самоанализа повышается. Я согласна с высказыванием А.В. Хуторского, что ученик, чья творческая работа была отмечена (выделена среди наиболее интересных или необычных или запоминающихся) учителем или самими детьми, уже никогда не забывает достигнутых результатов. Творческая деятельность у них начинает занимать всё большее место в их учёбе. У них вырабатывается навык личностного творческого подхода ко всем вопросам.
Я на практике убеждаюсь, насколько важна эта работа и для ученика, и для учителя. Для ученика она заключается в осознании своей деятельности: формулируются получаемые результаты, конкретизируются этапы изучения определенной темы, проблемы ученика в данной теме, проблемы класса в этой теме, способы решения проблемы, как меняется отношение ученика к своей деятельности и деятельности класса и так далее.
Действительно, понимание способов своего учения, механизмов познания помогает осознать свою индивидуальность и свое предназначение.
Я использую такие виды рефлексии:1.

2.Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение кпонятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или
расширение смысла.
3.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
4.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
5.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке?
Кто хочет кого-нибудь похвалить?
6.Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
7.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересно/не интересно
8.Выбери утверждение:
всё понял, могу помочь другим;
всё понял;
могу, но нужна помощь;
ничего не понял;
интересный;
хороший;
отличный;
запомню надолго;
однообразный;
неинтересный;
скучный.
9.«Лестница успеха»
Умею
Понимаю
Знаю
Головнина Т.В.