Рефлексия на уроках музыки


Приёмы рефлексии на уроках музыки
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Классификация рефлексии
17106901352550РЕФЛЕКСИЯ
00РЕФЛЕКСИЯ
1884045160655По функции:
личностная,
интеллектуальная
00По функции:
личностная,
интеллектуальная
47625419735По цели:
эмоционального состояния,
деятельности,
содержания
00По цели:
эмоционального состояния,
деятельности,
содержания
19602451948815По типу урока:
после усвоения ЗУН
промежуточная
контрольная
итоговая
00По типу урока:
после усвоения ЗУН
промежуточная
контрольная
итоговая
3787775328295По форме деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
коллективная
00По форме деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
коллективная
35718751767840По способам проведения:
анкета, вопрос
символ, таблица
ситуация, рисунок
00По способам проведения:
анкета, вопрос
символ, таблица
ситуация, рисунок
1619251901190По содержанию:
устная,
письменная
00По содержанию:
устная,
письменная

Приёмы рефлексии на уроках музыки
Карта самооценки вокально-хоровой работы
обучающегося______ класса______________________

п/п Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо
1 Знаю текст песни 2 Правильно исполняю мелодию 3 Умею петь в ансамбле 4 Могу исполнить песню самостоятельно 5 Исполняю песню выразительно Поставьте знак «+» в нужной колонке
Карта самооценки музыкальной викторины
обучающегося______ класса______________________

п/п Критерии оценки Да Нет
1 Правильно определил фамилия, имя композитора 2 Определил название произведения 3 Определил эпоху 4 Определил жанр произведения 5 Точно определил образное содержание произведения Поставьте знак «+» в нужной колонке
Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения
обучающегося______ класса______________________

п/п Критерии оценки Да Нет Затрудняюсь
1 Внимательно слушал произведение 2 Смог точно определить средства музыкальной выразительности 3 Правильно определил форму произведения 4 Точно определил характер музыкального произведения 5 Определил музыкальный образ произведения Поставьте знак «+» в нужной колонке
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося______ класса______________________

п/п Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо
1 Слушание, анализ произведения 2 Вокально-хоровая работа на уроке 3 Игра на музыкальных инструментах 4 Участие в музыкальной игре 5 Пластическое интонирование 6 Выполнение творческого задания 7 Познавательная активность на уроке Поставьте знак «+» в нужной колонке
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ Вид задания Отметка
1 2 3 4 Итоговая оценка «Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Расставьте стрелочки
120015179705Узнал что-то новое
00Узнал что-то новое
2367915475615Я
00Я
3577590132080Научился
00Научился

3577590147320Получил радость
00Получил радость
120015194945Расстроился
00Расстроился

120015224790Удивился
00Удивился
3625215172085Ничего не понял
00Ничего не понял

«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с творческой работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял