Рефлексия в начальной школе для формирования регулятивных УУД.


Мастер-класс по теме:
«Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД»
Цель мастер-класса:
  ознакомить присутствующих педагогов с приёмами работы по рефлексии на уроке, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.
Материально-техническое и методическое обеспечение: 
помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Целевая аудитория: 
учителя начальных классов Ивановского муниципального районаПрактическая значимость: 
Повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Предполагаемый результат:
 участники мастер-класса в процессе общения получат новые знания, поделятся своими предложениями, приёмами, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе
Ход проведения мастер-класса
I. Организационный момент.
(Звучит музыка «Улыбка»)
Добрый день!
Я рада приветствовать вас хорошим настроением и доброй искренней улыбкой .
Посмотрите друг на друга. Подарите присутствующим улыбку. Я рада видеть ваши улыбки.
В. Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
И с помощью солнышек я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно!
I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
Давайте познакомимся.
Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.Меня зовут Ольга, мое качество ответственность. (Представление участников) А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо.
Постановка проблемыШкола сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Тема моего Мастер-класса:
«Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса).
А ваша цель? (ответы участников мастер – классаОрганизация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) Физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
• Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
• Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2.Рефлексия деятельности.
3.Рефлексия содержания учебного материала.
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Что можно применять?
Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
2.Рефлексия деятельности.
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Какие варианты?
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось; «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«Дерево успеха» - это один из любимых вариантов рефлексии на уроке.
(показ «дерева успеха» используемого в классе)
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
3.Рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

Творческое задание.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,
у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант,
у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
В заключении предлагаю вам составить синквейн по теме нашего занятия.

--А теперь с помощью смайликов оцените свою работу на уроке (дорисуйте мордашки смайликам).
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
А мою работу предлагаю оценить, заполнив анкету.В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
V. Рефлексия.Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?РЕФЛЕКСИЯ:Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. __________________________________________________________________________Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?__________________________________________________________________________Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.__________________________________________________________________________Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.__________________________________________________________________