Урок-игра по математике на тему Умножение двузначного числа на однозначное (3 класс)


Открытый урок - игра по математике З «А» класс.
Тема: Устные приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление.
Цель: - закрепить устные приемы умножения и деления в пределах 100;
- совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
- развивать умение определять периметр и площадь геометрических фигур;
- воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: кораблик, штурвал, якорь, айсберг, карточки с ответами для айсберга, кит, разновидности аквариумов, задание с аквариумом, Картинка острова, задания от Робинзона Крузо,
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - Начинается урок!Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас!Пожелаю вам удачи - За работу, в добрый час!
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления в пределах 100, которые нам помогут выполнить все задания на уроке, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.
- А на чем ребята мы отправимся с вами в путешествие?
- Правильно на корабле.
- Какой же корабль без капитана?
- Сегодня я буду вашим капитаном, а вы матросами.
(на доске появляется рисунок корабля)
КОРАБЛЬ РИСУНОК
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. Пальчиковая гимнастика «Волна»
- Итак, сделаем первую запись:
3 февраля.
Классная работа.
III. Минутка чистописания.
- Отгадайте число, которое мы будем сегодня прописывать:
- В этом числе есть 5дес. 6ед.
- Кто догадался, какое это число?
IV. Устный счёт.
Ну-ка, в стороны карандаши!Ни костяшек, ни ручек, ни мела.Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души .
- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).

Карточки. Показываю дети должны ответить на них….
1. Делимое 30, делитель 6. Найди частное. (5)
2. Найди произведение чисел 4 и 9. (36)
3.Сколько минут в 3 часах? (180 мин.)
4. Сколько кг, в 3 ц.? (3000 кг)
5. Чему равна 1/3 часть числа 15? (5)
6. Уменьшаемое 95, вычитаемое 5. Чему равна разность? (90)
- Верно, якорь подняли, пора в путь:
На вас я буду полагаться, На вашу эрудицию В дороге опираться.
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности.
- Чтобы узнать, что это нам необходимо выполнить таблицу умножения и деления.
72:8=9
63: 9=7
17678401212857 Й
07 Й
501523013081048 Г
048 Г
433006513081030 Р
030 Р
363855013081056 Е
056 Е
294576513081027 Б
027 Б
23685501308106 С
06 С
11893551212859 А
09 А
54:9=6
9*3=27
7*8=56
5*6=30
6*8=48
- Кто прочитает, что за слово получилось у нас? (Айсберг)
(На доске появляется айсберг с заданием)
167258991884663 : (3 х 3) + ( 8 х 7 – 2) : 6 =
063 : (3 х 3) + ( 8 х 7 – 2) : 6 =

-Что такое айсберг? Алина расскажи нам.
-Это отколовшиеся от ледника массивы.
-Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
-Чтобы избежать столкновения, необходимо:
- В парах расставить порядок действий в выражениях и решить его: (Работа в паре)
63 : (3 * 3) + ( 8 * 7 – 2) : 6 =16 АЛМАЗ
(Дети объясняют расстановку порядка действий, решают числовое выражение
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
Решение задач.
- Айсберг позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание:
- А от кого именно вы должны отгадать загадку.
Что за чудо – вот так чудо: Сверху - блюдо, снизу - блюдо. Ходит чудо по дороге, Голова торчит и ноги? Черепаха

-А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных? Венера давай мы послушаем тебя.
-У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников.
-Черепаха предлагает нам выполнить вычисления:
4 х 6
20 х 6
10 х 30
45 х 4
7 х 51
-Какие примеры вызвали у вас затруднения? (два последних примера)
-Почему? ( Мы ещё не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.)
-Сформулируйте тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
-Прочитайте первый пример на с.8. На какие разрядные слагаемые разложили первое число?
-Расскажите, как выполнили вычисления.
-Какой приём использовали для решения примера? ( Приём умножения суммы на число.)
-Прочитайте второй пример. Какое свойство использовали для его решения? (переместительное свойство умножения.)
- Как продолжить решение примера?
№1 стр.8
Алгоритм объяснения
1.Заменяем…Получаем пример…
2.Умножаем каждое слагаемое…
3.Складываем результаты…
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-Черепаха предлагает нам решить задачу: “На корабле было17 бочек по 5 литров в каждой пресной воды. Израсходовали 25 литров воды. Сколько литров пресной воды осталось?
- О чем задача?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что нужно найти?
- Во сколько действий задача?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи?
Запишем краткую запись
На доске запись:
Было – 17 б. по 5 л.
Израсходовали – 25 л.
Осталось - ? л
5 х 17 =85 литров - всего
85 – 25= 60 литров – осталось
Ответ: Осталось 60 литров.
-Черепашка довольна вашими математическими способностями. Но прежде чем отправится в путешествие дальше нам необходимо выполнить оздоровительную
гимнастику для глаз.

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А мы замечаем на гребне волны ребус.
-63500134048501415415148272409867901416050001104901483360004152901473200001104901463675
- Какое слово здесь зашифрованно? (КИТ)
(на доске появляется рисунок кита)

- КИТ- это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.
- Ребята, а можем ли мы держать кита дома?
- Почему?
- В неволи их содержат в больших резервуарах. Они называются дельфинарии, океанариумы.
- Каких же морских обитателей мы можем завести дома? (маленьких рыбок)
- А где мы их сможем держать? (В аквариуме)
- Аквариумы бывают разных размеров и форм. (показываю разные формы аквариумов)

- Давайте найдет периметр и площадь одной стороны нашего аквариума?
- Какой формы одна сторона аквариума? (Прямоугольная)
- Итак, перед вами аквариум его одна сторона равна 15см, а ширина 7 см.
- Давайте найдем периметр и площадь прямоугольной стороны аквариума!
- Что известно?
- Что не известно?
- Запишем краткую запись.
А=15 см
В = 7 см
Рпрям = ? см
Sпрям = ? см2
- Давайте вспомним как найти периметр и площадь прямоугольника?
-Решим задачу.
- Что мы найдем сначала?
- А что потом?
Решение:
Р = (а+б)*2 = (15+7) *2 = 44 см
S = а*б = 15 * 7 = 105 см2
Ответ: Р = 44 см, S =105 см2 .- Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание.
- Плещет тёплая водаВ берега, в берега.Кораблик очень смелый,Бури не боится,В море океане не хочет заблудиться!
- Перед нами остров. Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо.

- Ребята, а вы знаете, кто такой Робинзон Крузо?
- Робинзон Крузо- это моряк английского города Йорка, который одиноко проживал на безлюдном острове, куда был выброшен вовремя кораблекрушения, весь экипаж корабля погиб, кроме него.
- Для того чтобы плыть дальше нужно выполнить его задание.
Самостоятельная работа
№6 стр.8
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.
VIII. Закрепление пройденного материала.
Работа у доски.
- Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках?
(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды, ,медузы.)
33277426057Решите уравнения:
Х : 2 =36
00Решите уравнения:
Х : 2 =36

Морская звезда!
3326130-635Решите уравнения:
27:х= 3
00Решите уравнения:
27:х= 3

Медуза!
- Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках.
- Какие задания нам предлагают медуза и звезда?
- Давайте решим эти уравнения у доски
IХ. Рефлексия.
«Проверь себя» стр.8
Самостоятельное выполнение. Один человек работает у доски. Взаимопроверка.
- Оцените свою работу на уроке.
Х. Подведение итогов урока
- Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
- Давайте подведём итог сегодняшнего урока .- Если вам понравилось было интересно прикрепите спасательный круг капитану на руку, а если вам было сложно, то давайте спасательный круг положим в сундук.
(дети встают, и свои круги либо вешают на руку капитану, либо кладут в сундук)
- Я желаю вам сноровки, силы, - Отваг, терпения в труде!
- МАТЕМАТИКА всем нам поможет
- Оставаться на высоте!
VII. Домашнее задание.
- На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.