Доклад на тему Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Аленький цветочек»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада»
Работу подготовила:
Музыкальный руководитель Малова А.А.
г.Чистополь
Март, 2016
Слайд 2. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Слайд 3.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.
ЗАДАЧИ:
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет: ----не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
но и разовьет воображение детей,
активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Слайд 4. Требования к музыкальному уголку:
Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
Рациональность расположения, доступность, подвижность. 
Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой.
Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного
оборудования.
5. Наличие иллюстративного материала для ознакомления
детей с разными видами музыкальных инструментов.
6. Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
7. Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
8. Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка. 
9. Безопасность оборудования и материалов уголка
музыкальной деятельности; 
10. Разнообразие дидактических игр по разным видам
музыкальной деятельности и их соответствие возрастным
особенностям детей; 
11. Наличие и разнообразие иллюстративного материала
по музыкальным произведениям;
12. Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Слайд 5,6
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
-в освещенном,
легкодоступном для детей месте;
-кроме того, он должен быть
по возможности изолирован, так как, с одной стороны,
музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения
слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность
не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Слайд 7.
-При оформлении музыкального уголка
нужно помнить о возрастных
и индивидуальных возможностях детей. 
-Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе,
- Для детей более старшего возраста – на дидактической.
-Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу,
действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять:
-шкаф,
-полки для музыкальных пособий,
-пару столов,
-стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
-эстетичны,
-привлекательны,
-просты в обращении,
-вызывать желание действовать с ними.
 Слайд 8.
В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку,
а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
В музыкальном уголке должны лежать
игрушечные музыкальные инструменты:
-барабан
-дудочка,
-миниатюрное пианино,
-металлофон,
-также музыкальные игрушки.
Слайд 9.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются:
-фотографии детских выступлений,
-портреты композиторов,
-красочные плакаты,
-картинки с музыкальными инструментами.
Слайд 10.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
Для воспитателя и для детей
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются
детьми дозированно (например, металлофон),
и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя,
в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ 
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются
детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ 
Слайд 11.
Младшие группы
1.Ванька – встанька.
2.Музыкальные «поющие» или «танцующие»
игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
3.Музыкальные инструменты с
фиксированным звуком — органчики, шарманки.
4.Шумовые инструменты:
погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
5.Неозвученные бутафорские
музыкальные инструментов
(гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
6.Атрибуты к музыкальным подвижным играм.
7.Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,
осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (
пополняется по необходимости)
8.Ширма настольная с перчаточными игрушками.
9.Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
10.Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Слайд 12
Средняя группа
1.Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты
оставить с младшей группы и добавить:
2. Металлофон
3.Шумовые инструменты для детского оркестра
4.Книжки «Наши песни»(каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
5. Фланелеграф или магнитная доска
6.Музыкально-дидактические игры: « Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
7. Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
8.Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и
большая птички или маленькая и большая матрешка.
9.Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
Ширма настольная и набор игрушек
10.Магнитофон и набор программных аудиозаписей
Слайд 13.
Старшая группа
1.Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
2.Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
3.Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
4. Иллюстрации по теме: «Времена года»
5.Музыкальные игрушки-самоделки
(Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
6.Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики»,«Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
7.Атрибуты к подвижным играм
8.Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
9.Настольная ширма и ширма по росту детей
10.Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
11.Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.
Слайд 14.
Подготовительная группа
1.Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
2.Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
3.Портреты композиторов
4.Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях
5.Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
6.Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
7.Самодельные инструменты для шумового оркестра
8.Музыкально-дидактические игры
Слайд 15.
В музыкальных уголках должны находиться:
-Мягкие игрушки
-Мягкие музыкальные игрушки
-Куклы-неваляшки
-Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки.
музыкально-дидактические игры.
Слайд 16. Образные пособия
Слайд 17. Всевозможные картинки
Слайд 18. Технические средства
Слайд 19. Атрибуты к подвижным музыкальным играм
Слайд 20. Театры
Слайд 21.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит: от компетентности взрослого, его доброжелательности, заинтересованного отношения к детям. Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.