Терминологический словарь (для педагогов работающих с одаренными детьми)


Терминологический словарь
(для педагогов работающих с одаренными детьми)
Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения качественно – личностных сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.
Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
Диагноз педагогический – определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. ДП ставится на основе данных об освоении обучающимися общеобразовательных программ; наблюдения за их обучением; деятельностью и изучение ее результатов и др.
Диагностическая методика – методика сбора диагностической информации, специально разработанная или адаптированная для решения определенного типа диагностических задач (обычно включает описание диагностических возможностей, ограничений в использовании, процедуру сбора и обработки информации, инструкции обследуемым, бланковый материал или определенную аппаратуру). Адаптация диагностической методики – процесс приспособления диагностических (или исследовательских) методик, а также методик, переведенных с других языков, к решению определенного типа диагностических задач в конкретных условиях (в условиях определенного типа учебного заведения, для данной половозрастной группы, в определенной социокультурной среде).
Исследование пролонгированное – исследование, предполагающее деятельное и систематическое изучение данного объекта, личности, педагогического явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений педагогики представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Матрица – сводная таблица для сравнительного анализа данных исследования (диагностического обследования) одновременно по нескольким заданным параметрам. В форме матрицы определяются также данные о «сырых баллах» тестов, личностных опросниках, первичные данные статистико-математического анализа исследовательских материалов, иногда – «ключи» к диагностическим методикам.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения стандартизированного задания.
Прием:
1) относительно законченный элемент педагогической технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях;
2) элемент метода, его основная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Одаренность:
1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок:
1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Тест – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок и индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста.
ИСТОЧНИКИ:
Кэрол Тэкэкс. Одаренные дети. – М., 2001.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 2004.
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2007.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., Академия,2006.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 2003.
Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности. – Москва – Кострома, 2001.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 2000.