УМК Школа России. Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.: Водные богатства Старооскольского края


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.
Тема урока: Водные богатства нашего края
Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,
расширить и углубить природоведческие знания учащихся
Задачи урока:
Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение видеть красоту русского пейзажа, вести себя грамотно в природной среде; способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Белгородской области; картосхема « Основные реки Белгородской области »; фотографии водоёмов Старооскольского края.
Ход урока:
I.Организационный  момент В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,Так скорей, друзья, за дело!
II.Актуализация знаний
-Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?
(Родной край – часть большой страны)
-Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае.
Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:
Тест. Мой край
1.Мой край расположен на материке…
а) Африка б) Евразия
в) Австралия г) Северная Америка
2. Мой край находится в природной зоне…
а) лесов б) тундра в) степи г) пустыни д) лесостепной.
3. В моем краю растут….
а) кактусы, кипарисы б) ягель, клюква, карликовая ива
в)дуб, береза, осина г) полынь, ковыль, саксаул
4. У нас обитают……
а)лоси, зайцы, кабаны б)косули, медведи в) олени, медведи
5. территория моего края расположена в …..
а) тропическом поясеб) полярном поясев) умеренном поясе.
-Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.
Правильный ответ: (1- б, 2-д, 3-в, 4-в)
Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков
III. Самоопределение к деятельности
Учитель. Рассмотрим карту. Каким цветом обозначена на карте вода?
Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода) – Разгадайте такую загадку:
Что за ключ – не лежит,
А журчит да бежит? (Родник/ручей)
(Ответ детей)
- Тема нашего урока «Водные богатства нашего края» (Записать на доске)
-Какая цель урока может быть поставлена?
-Что будем делать для достижения этой цели?
-Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
IV Работа по теме.Учитель.- Наш край славится богатством и красотой природы. Радуют глаз зелёные дубравы, сосновые рощи, просторные степи, большие и малые реки, озёра. Сегодня мы совершим своё путешествие по водоёмам Старооскольского края. Давайте вспомним, какие бывают водоёмы?
Какие водоёмы относятся к естественным водоёмам?
Какие водоемы называются искусственными водоёмами?
Богат ли водоёмами наш край?
Сообщение учителя:
-Взгляните на карту Белгородской области и вы увидите, что реки нашей области образуют сравнительно густую сеть, но водность их невелика. По ее территории протекают 480 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Преобладающая часть рек Белгородской области относится к категории малых, имеющих протяженность от 10 до 100 км. Рек длиной более 100 км в области четыре: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский  Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км).  Это типично равнинные реки с небольшими уклонами русла и медленным течением.
-Какая река протекает в нашем городе?
Послушайте сообщение об этой реке .( Сообщения учеников)
Ученик1.Оскол — река, главный левобережный приток Северского Донца. Берет свое начало на Среднерусской возвышенности в Тимской гряде Курской области. В пределах Белгородской области  протекает в Старооскольском, Чернянском, Новооскольском, Волоконовеком и Валуйском районах. После Валуек река сворачивает на юго-запад, переходит на территорию Украины и в Харьковской области в 20 км южнее г. Изюм впадает в Северский Донец.
Длина Оскола — 472 км, в пределах Белгородской области  — 220 км. На берегах реки города и районные центры — Старый Оскол, Чернянка, Новый Оскол, Волоконовка, Валуйки. Происхождение названия реки до настоящего времени учеными не установлено. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Оскол имеет направление, близкое к меридиональному. Долина Оскола узкая, правый берег высокий и крутой, с меловыми обрывами и утесами. Левый берег часто закреплен искусственными сосновыми посадками. Протекает в черноземном поясе, среди возделанных полей. Ширина реки в основном 21-60 м, глубина 1-3 м; скорость течения - 0,1-0,5 м /с . Средний годовой расход воды - 7,04 м3/с. Питание преимущественно снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Во время паводка вода поднимается на 2 - 6 метров. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в марте — начале апреля. Средняя толщина льда 0,45 м.
Учитель:
- Да, река Оскол– самая протяжённая река нашей области, но и она, как и многие другие реки начиналась с маленького ручейка.
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
И глядишь – ручей разлился в речку.
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс.( из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака )
Учитель:
-Притоки Оскола на территории Белгородской области: Орлик , Осколец, Котел, Ольшанка. Козинка — правые притоки; Убля, Валуй, Уразова — левые притоки.

Притоки реки Оскол (км от устья) 9 (Таблица слайд)192 км: река Уразова (Уразовка, Ураева)197 км: река Козинка (Мокрая Козинка)212 км: река Валуй340 км: река Халанка345 км: река Ольшанка351 км: река Орлик394 км: река Убля (Удая Гнилая, Гнилая, Убля Гнилая)404 км: река Герасим424 км: река Дорожная427 км: река Стуженек437 км: река Камышенка443 км: река Рогозец452 км: река Головище
Ученик2.Река Котёл (Котла, Котель) — река в России, протекает в Белгородской области. Устье реки находится в 373 км по левому берегу реки Оскол. Устаревшее название — Плота. Длина реки составляет 41 км , площадь водосборного бассейна 574 кв. км
Исток реки находится у с. Дмитриевка. Течёт на юг, у села Городище сливается с левым притоком и поворачивает на восток.Устье реки Котёл находится в 800 метрах от хутора Аксёновка 373 км по левому берегу реки Оскол.
Населённые пункты на реке: Дмитриевка, Чужиково, Терновое,Солдатское, Городище, Обуховка, Игнатовк
Ученик3.Убля — река РФ, протекает в Белгородской области Старооскольского района. Является левым притоком реки Оскол. Заглавие реки связано с цветом воды в реке, от славянского «убл» — белоснежный.Протяженность реки составляет около 50 км. Верховье реки размещено в деревне Сомовка Горшеченсого района Курской области. В районе деревни Анпиловка река Убля впадает в реку Оскол с левой стороны.
Ученик4. Реки Потудань. Среди местных жителей бытует легенда, что всплыла в этом месте икона Николая Чудотворца, чем и объясняется целебные свойства родниковой воды. В начале 90-х гг. ХХ века начались работы по благоустройству этого уголка природы.
Физкультминутка.
Ручейки.
А теперь мы ручейки
Побежали вперегонки. ( Бег на месте )Прямо к озеру спешим ( Ходьба на месте )
Станет озеро большим. ( Руки в стороны )С рыбаками поплаваем, ( Круговые движения рук )
С бобрами поиграем.
А теперь пора садиться
И учиться, не лениться.
Учитель:
-Кроме рек наш край богат и другими водоёмами.
Ученик6. Криница в селе Обуховка. Обуховская криница – единственный сохранившийся на территории города родник, расположен в урочище на правом берегу реки Котел.
Карстовая воронка «Горняшка» — заполненная водой карстовая воронка в западной части города; площадь — 0,5 га;
Ученик7 Лихушенское болото — болото на левом берегу р. Оскол между ж.д. станцией Старый Оскол и урочищем Ублинские горы. Площадь 45 га. Имеет существенное водоохранное и водообеспечивающее значение для р. Оскол, в создании микроклимата в центральном и северо-восточном районах города. Единственное сохранившееся на территории болото;
Продолжение работы по теме.
Учитель:
-Мы говорим о естественных водоёмах. Это пристанище для птиц, дом для рыб, водопой для животных, место отдыха для людей. И человек постоянно стремится к водоёму, а иногда сам приближает водоём к себе. И тогда создаются искусственные водоёмы.
-Какие вы знаете искусственные водоёмы? (Ответы детей)
Ученик8. Сорокинское озеро — искусственное озеро в карьере Сорокинского месторождения строительных материалов, площадь зеркала — 9 га, глубина 14 м. Образовано из вод четвертичного и мелового водных горизонтов;
Севернее города на реке Оскол в 1976 году было сооружено Старооскольское водохранилище  объемом 95 млн. куб.м. Предназначено для производства товарной рыбы, полива сельскохозяйственных культур, обеспечения водой промышленных предприятий. В настоящее время является любимым местом культурного и спортивного отдыха горожан.
Учитель:
Пруды – это тоже искусственные водоёмы, которых в нашем крае насчитывается большое количество.
Сообщение ученика:
Пруды – это искусственные водоёмы, созданные руками человека. Строительство прудов в нашем крае ведётся уже второе столетие. За это время создано большое количество их, и они продолжают создаваться. Для их сооружения на территории области существуют благоприятные условия: большое количество балок и малых речных долин, в которых удобно размещать водоёмы, и наличие достаточного объема талых снеговых вод для заполнения водоёмов. Пруды становятся на территории нашей области маленькими оазисами. Берега многих прудов окаймлены деревьями, у самой кромки воды растут ивы, а вдоль берега тянется полоса из осоки, рогоза, камыша. В прудах много рыбы: карп, линь, карась и др. Здесь выращивают толстолобика, белого амура. Поэтому пруды являются излюбленным местом рыболовов и отдыхающих.
Учитель:
-Посмотрите на эти фотографии. Сколько красоты здесь! Но всё ли делает человек для того, чтобы сохранить эту красоту (Показ фотографий водоёмов Старооскольского края.)
-Послушайте стихотворение, которое так и называется «Послушайте!»
Ученик читает стихотворение
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы любили, дети,
её – она ведь первою была
для нас и, значит,
лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
и ржавь, и слизь
зелёная, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
( М.Т. Кулешова )убить её – и своего добились.
Беседа учителя с целью выведения правил охраны водоёмов.
Учитель:
-Величава, богата, могущественна природа нашей Родины, а вместе с нею и природа нашего края. Она доверчива к нам, она щедро делится с нами всеми своими богатствами.
Что же необходимо делать для охраны водоёмов?
2.Работа по учебнику с.146-147
-Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.(Ученики работают с текстом .затем задают друг другу вопросы.)
3.Творческая работа..Составление памятки «Правила поведения у водоёма». (Работа в группах)
Ученики:
-Не бросать в водоёмы мусор и не оставлять его на берегу.
-Не оставлять без присмотра (особенно вблизи водоёмов) удобрения и ядохимикаты.
-Не допускать стока грязной воды с заводов, фабрик, ферм.
Итог урока.
-Какое значение в природе имеют водоёмы?
-А в жизни человека?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
V. Рефлексия
-Что нового узнали?
-Где пригодятся эти знания?
-Кто из ребят больше всех нам помог?
-Кому помог ты?
- Оценим работу на уроке по критерию (-я  могу рассказать о водоёмах родного края;
- я могу рассказать только о…)
Учитель:
-Ребята, вы уходите на зимние каникулы. Наслаждайтесь красотами природы, отдыхайте и набирайтесь сил. Дети очень любят зимнюю пору. Она даёт вам возможность играть в снежки и кататься на коньках. Но лед очень хрупкая и опасная вещь, поэтому помните:
Правила поведения детей на льду
Толщина льда не должна быть меньше 7 см.
Двигаясь группой, идите на расстоянии 6 м друг от друга по тем следам, которые оставляет идущий впереди.
Не ступайте на лед, если он покрыт снегом, чтобы не наткнуться на пробоины.
Не ходите на лед весной, тем более под мостом или около берега.
Если вы ступили на хрупкий лед, перемещайтесь назад ползком или перекатывайтесь.
Увидев отколовшуюся льдину, не ступайте на нее, они легко переворачиваются.
Все мы учили правила поведения на льду. ОБЖ – наука, которая с самого детства пыталась обезопасить нашу жизнь. Но, что делать, если вы все же провалились под лед? Вот, что советуют спасатели и МЧС:
Если вы провалились, быстро выбросьте все, что держали в руках.
Руки широко раскиньте и попытайтесь удержаться за кромки льда, не повредив их при этом.
Двигайтесь по направлению к тому краю, где вас не сможет унести подводным течением.
На лед вылезайте аккуратно ползком без лишних движений.
Если силы вас покинули, и сами вы не можете выбраться, зовите на помощь, раскинув широко руки и ноги.
Заметив постороннего человека, провалившегося под лед, дайте ему знать, что помощь уже близко. Приближайтесь к нему ползком, а еще лучше, по возможности, подложить под себя лыжи или доску. Не приближайтесь ни в коем случае к кромке льда! Добравшись до пострадавшего, протяните ему любой предмет, ухватившись за который он сможет выбраться. Вытаскивайте его без резких движений. Затем доставьте его как можно скорее в теплое помещение. 
Каждый ребёнок получает памятку.
Домашнее задание
1) Ответы на вопросы «Проверь себя» с.147
2) Выполнить задания 2, 3 с.148
Использованная литература
1.«Природная среда Старого Оскола» - А.М. Мигунов, Н.А. Сорокин.
2.«Экология Старого Оскола» - С.А. Рубцов, Н.К. Владимировский, Е.В. Корнева
3.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А.Шаповалова. - Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002,- 410 с., ил.,Доклад о состоянии окружающей природной среды Белгородской области в 1995 году. Белгород, 1996.—С10 -1 3 Овчинников В. В,Полищукhttp://uraltourist.ru/2013/09/reka-ublja-levyj-pritok-oskola/#ixzz3NBG2rk36