методическое сообщение Детский вокальный репертуар: формирование голоса и личности ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств Ровеньского района Белгородской области»



МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ВОКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУР:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОЛОСА РЕБЕНКА







Подготовила преподаватель Шиянова О.В.






п. Ровеньки 2013г.
В начале ХХI в. значительно вырос интерес к детскому сольному пению: регулярно стали организовываться всевозможные вокальные конкурсы и фестивали, открылись вокальные отделения и вокальные студии в учреждениях дополнительного образования детей, вокальные кружки в общеобразовательных школах. За прошедшее время явно обозначился круг проблем в детском вокальном искусстве. Наиболее остро стоят вопросы культуры певческого звука у детей, развития музыкальных способностей и мышления юных вокалистов, формирования художественного вкуса, а также вопросы творческого развития и духовного роста подрастающего поколения. Решение этих проблем тесно связано с исполняемым детьми вокальным репертуаром, который может как способствовать их всестороннему росту, так и оказывать негативное влияние на голос ребенка и тормозить музыкальное, интеллектуальное и духовное развитие личности. Вопрос охраны детского голоса сегодня является одним из основных вопросов вокальной педагогики. Многие считают, что с детьми вообще нельзя заниматься сольным пением. Причина является в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а к потере голоса. Такой результат, как правило, является следствием ошибок как в методике работы, так и в выборе репертуара. Общепринятой программы по детскому сольному пению нет, в то же время есть немало положительных результатов вокальной работы с детьми. Известно, что эстрадное пение привлекает обучающихся в класс вокала больше и к сожалению менее всего дети и их родители увлечены академическим пением. Это можно объяснить тем, что академическое пение является более сложным технически, требует более глубокого подхода к освоению. Нельзя отрицать также тот факт, что к сожалению в современном обществе наблюдается снижение уровня музыкальной культуры. Снижается внимание к музыкальным предметам в общеобразовательной школе как общекультурному развитию подрастающего поколения. Дети имеют очень скудные представления о музыкальных традициях своего народа и других народов мира, не ориентируются в многообразии жанров и стилей классической и современной музыки. Грамотное эстетическое воспитание, культурное развитие детей и молодежи крайне актуально в нынешнем обществе. В этих условиях значимость ДШИ и ДМШ для эстетического развития и организованной занятости детей возрастает многократно. Особая роль в рассматриваемом аспекте принадлежит академическому вокалу. Академическое пение – это не только правильное воспитание голоса, но и определенный процесс гармонизации личности, мощный фактор формирования общей культуры. Через ребенка и общение с преподавателями происходит позитивное влияние и на родственников обучающихся в ДШИ. Академическое пение открывает перспективы в развитии вокального обучения как совершенная подготовка голосового аппарата к любому уровню исполнительских возможностей. Для голоса совсем не безразлично, какие музыкальные задания ему будет предложено выполнять. Воспитание певческого голоса –это сложный процесс организации правильного взаимодействия таких важных компонентов как дыхание, работа гортани, артикуляционного аппарата. Каждый из этих компонентов, действующих в нерасторжимом единстве, необходимо совершенствовать, не перегружая внимание учеников большим количеством требованием. Воспитание голоса должно быть последовательным и планомерным. Нельзя допускать работу над произведением, для которого ученик еще не готов, которое не соответствует уровню его подготовки т.к. можно нанести непоправимый вред неокрепшему детскому голосовому аппарату. Результатом пения непосильных, эмоционально насыщенных, широких по диапазону и сложных в музыкальном отношении произведений, исполнение которых требует высокого вокального мастерства является большой, часто неповторимый вред, который, главным образом сказывается на наиболее талантливых детях, так как их вокальная и эмоциональная одаренность позволяют им браться за самые трудные вокальные произведения и гарантирует им успех в публичных выступлениях. В итоге вокалист, переоценивая свои вокальные данные и исполнительские возможности портит свой неокрепший детский голос. Мнение, что ученик может петь все произведения, которые более или менее укладываются в природный диапазон его голоса – в корне не верно и в вышей степени вредно. Только то исполнение полноценно, которое раскрывает художественную сущность произведения. Посильным и полезным для детского возраста должно быть то вокальное произведение, художественную сущность которого ребенок может осознать, понять смысл поэтического текста раскрыть и донести художественный образ до слушателя. Не останавливаясь подробно на вопросах методики, можно отметить, что вокальная техника в детском возрасте усваивается легче, быстрее, чем во взрослом. При этом принципиальных различий в работе дыхания и организации работы комплекса мышц у ребенка и взрослого нет, но звучание детского голоса отличается от взрослого, как по тембру, так и по силе звучания. Ребенок не должен петь на пределе своих сил: его голос постоянно растет, и относиться к нему надо бережно. Работа с детским голосом, требует чрезвычайно аккуратного и профессионального подхода. Принцип «не навреди!» должен быть первейшим. Сила голоса вырабатывается постепенно, в процессе освоения вокальной техники, и никак не может быть задачей для ученика. Голос обретает силу потом, когда голосовой аппарат будет вытренирован. Необходимо следить за тем, насколько органично звучит голос ребенка, добиваясь свободы звукоизвлечения при соблюдении вокальной техники. Вместе с тем, в классе сольного пения можно развивать гибкость голоса, кантилену и другие виды звуковедения, умение понимать и воплощать в своем исполнении композиторский замысел, различать музыкальные стили, разбираться в вопросах фразировки и распределения смысловых акцентов и т.д. На основе полученных в детстве знаний, музыкальных представлений, в комплексе с вокально-технической подготовкой, постепенно формируется и развивается взрослый голос с перспективой продолжения певческой деятельности. Важнейшим условием гармоничного развития голоса и творческой личности является грамотный подбор вокального репертуара. С самых первых шагов знакомства с вокальной музыкой песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей классической и современной музыки. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей должен содержать сочинения русских классиков (М.Глинки, П.Чайковского, А.Аренского, А.Гречанинова и др.), зарубежных композиторов (И.Бах, В.Моцарт, Й.Гайдн и др.), произведения композиторов-песенников советского периода ( И.Дунаевского, А.Пахмутовой, В.Шаинского, Е.Крылатова и др.). Естественно, что классическая музыка не может быть единственным стилем в репертуаре вокалистов. Уважая интересы детей, следует, конечно поддеоживать их стремление к эстрадной музыке и развивать их в этом направлении включая в репертуар лучшие сочинения для детей современных композиторов. Как известно, правильно подобранный репертуар воспитывает голос. Весь репертуарный материал необходимо классифицировать по степени вокально-технической трудности и с учетом содержания. Репертуар должен соответствовать возможностям детского голоса и задачам каждого этапа развития. Одним из самых главных критериев подбора репертуара является принцип доступности и постепенность усложнения репертуара. Вокальные произведения должны соответствовать основным критериям, таким как: художественная ценность, доступность, педагогическая целесообразность, развивающая направленность. Умело подобранный репертуар и вдумчивая работа над его освоением решает сразу несколько важных учебно-воспитательных и художественно-исполнительских задач, обеспечивает полноценное музыкальное развитие вокалиста, повышает музыкальную культуру детей, формирует исполнительскую культуру, способствует нравственному и эстетическому воспитанию детей, обеспечивает активную творческую деятельность вокалистов, постоянно повышает их исполнительское мастерство. С вопросом охраны детского голоса тесно связан вопрос его эксплуатации. Некоторые педагоги, желая показать результативность своей работы, буквально «выжимают» из ребенка все, что он может дать на данный момент, не беспокоясь о его будущем. Между тем, драматически насыщенные произведения, требующие от исполнителя повышенной эмоциональности, неуместны в детском репертуаре, так как они провоцируют на форсированное пение. Арии из опер нельзя петь в детском возрасте: даже самые простые из них рассчитаны на исполнение взрослым голосом. А.Варламов говорил: «важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению» («Школа пения» А.Варламов). Сегодня нет всеобщего понимания того, насколько губительно для детского голоса исполнение взрослого репертуара. При составлении конкурсных требований необходимо оговаривать соответствующие ограничения, чтобы направить педагогов по разумному пути развития и сохранения детского голоса. До тех пор, пока этого не произойдет, неизбежны случаи, когда девочки 12-13 лет поют «Арию Снегурочки», «Колыбельную Волховы» и т.д. Педагоги стремятся участвовать в конкурсах, так как дипломы лауреатов у учеников до сих пор считаются главным основанием для повышения квалификационной категории педагога, да и для родителей это лучшее доказательство успешности их ребенка и правильности работы преподавателя. Следовательно, через грамотно составленные конкурсные требования вполне можно повлиять на ситуацию, защитив интересы и здоровье детей. Среди произведений композиторов-классиков есть немало миниатюр, содержание и уровень вокально-технической сложности которых соответствует исполнительским возможностям ребенка. В качестве примеров можно назвать песни Р.Шумана «Совенок», «Песочный человечек», Й. Брамса «Лесной покой», «Соловей», А. Аренского «Расскажи мотылек», «Спи , дитя мое усни». В подростковом возрасте образы природы, сказочные и игрушечные персонажи уступают место лирике, открывая для учеников мир взрослых чувств. Новая палитра требует от учащихся понимания и сопереживания. «Не возродишь былых желаний» или «разочарованному чужды все обольщенья прежних дней» довольно странно слышать в исполнении14-15летних певцов. В тоже время, можно найти множество произведений о первой любви, например, песни Э.Грига «В лесу» или «Любовь».Современные песни для детей необходимо выбирать грамотно, оценивая как с точки зрения художественной ценности, так и по их стилистической сущности. Множество детских песен, появившихся в последние годы, было написано в стиле популярной эстрадной музыки. Учитывая тот фактор, что современные дети растут в звуковом поле поп-культуры, подобный репертуар усваивается ими легкостью. Сущность высокой культуры всегда заключалась в возможности существования другого мира, иного измерения, путь в которое пролегает через творчество и духовный рост. Желание ребенка петь – это самовыражение, проявление его индивидуальности, и вокальная музыка должна быть средством выявления творческого потенциала каждого. Поп-культура наших дней, как правило, не способствует раскрытию личностно-субъективного в человеке, а подгоняет его духовные запросы под шаблон коммерческого формата. Преподаватели сольного пения, которые отказываются от классического репертуара и используют в работе с учениками преимущественно модные песни из мюзиклов или мультфильмов, оправдывают такую позицию нежеланием детей петь классику. «Мы не можем их заставить. Классика не воспринимается детьми» говорят в таких случаях. Насколько реальна проблема восприятия детьми классического репертуара? Действительно, нельзя заставить полюбить классическую музыку, но зато возможно раскрыть перед учениками прекрасный мир, другое «измерение реальности», которое создает высокая культура, что является задачей музыкального образования. Преподаватель может увлечь учеников в этот мир, показать его красоту и многообразие, и через собственное творчество, через свое вокальное и музыкальное развитие ребенок учится понимать классическую музыку и любить ее. Как известно именно в детском возрасте закладываются определенные взгляды на искусство и отношение к музыкальной культуре. Позаботиться о физическом и духовном здоровье детей должны взрослые. Дети очень любят петь, и надо представить им высоко - художественный материал, обогащая их духовную жизнь и воспитывая любовь и уважение к ценностям мировой и отечественной культуры. Как показывает опыт работы нескольких лет в классе сольного пения, дети с удовольствием исполняют произведения вокальной классики. Систематезированный подбор высококачественного репертуара, всегда соответствующего музыкально-исполнительскому и вокально-техническому развитию ученика является одним из главных условий всестороннего развития личности певца, одним из лучших стимулов совершенствования его вокальных возможностей.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]