Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса Занимательный русский язык.


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Нижневартовский район.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы заместитель директора по учебной работе
_______________ Т.В. Павловская ______________ И.Д. Мотузко
Приказ № 5 о/д «24» августа 2016г.
от 25.08. 2016 г.



Рабочая программа
внеурочной деятельности для 2 класса
«Занимательный русский язык»
Направление: общеинтеллектуальноеКоличество часов по учебному плану – 34
Срок реализации программы 1 год
Составила: учитель начальных классов
Бурундукова Надежда Яковлевна
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения
протокол №1 от «24» августа 2016 г.
Руководитель методического объединения_____________________________Е.В.Овчинникова 2016 - 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В рабочую программу включены следующие разделы:
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов ,логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку на проверку знаний по русскому языку.
№ п\п Дата по плану Дата по факту Тема занятий Содержание курса
1 07.09 Что мы знаем о звуках и буквах. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия «фонетика», «фонема», «фонетический разбор».
2 14.09 Что такое лексика? Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова».
3 21.09 Однозначные и многозначные слова. Слова, имеющие одно и несколько лексических значений.
4 28.09 Игротека Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов.
5 05.10 Слова братья Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов.
6 12.10 Слова-наоборот. Антонимы. Подбор антонимов. Вычисление антонимов из текста.
7 19.10 смысл пословиц. Подбор
пословицы, выражающей
главную мысль текстаю.Пословицы недаром молвится Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый
.
8 26.10 Игротека 9 09.11 И снова пословицы, пословицы, пословицы… Игры пословицами.
10 16.11 Играем со словарными словами Игры со словарными словами.
11 23.11 Анаграммы Разгадывание анаграмм
12 30.11 Игротека Повторение: пословицы, анаграммы, словарные слова.
13 07.12 Секреты некоторых букв Особенности букв Я, Е, Е, Ю. Разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак.
14 14.12 Шарады, анаграммы, метаграммы. Разгадывание шарад, анаграммы, метаграммы.
15 21.12 Еще раз о синонимах и антонимах Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов.
16 28.12 Игротека Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак, вычленение синонимов и антонимов из текста.
17 11.01 Слова, обозначающие предметы Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
18 18.01 Слова, обозначающие действия предметов Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии).
19 25.01 Слова, обозначающие признаки предметов Имя прилагательное как часть речи. Различение имен прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.
20 01.02 Игротека Повторение: различение частей речи, одушевленные и неодушевленные предметы, подбор синонимов.
21 08.02 Текст. Тема. Главная мысль. Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.
22 15.02 Заголовок-сему голова Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовка.
23 22.02 Работаем с фразеологизмами Фразиологизмы – сочетание слов, имеющих целостность. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи.
24 01.03 Игротека Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок, фразеологизмы и их значение.
25 15.03 И снова пословицы Игры с пословицами.
26 22.03 Еще раз о фразеологизмах Игры сфразеологизмах27 05.04 Русские народные загадки Разгадывание русских народных загадок.
28 12.04 Игротека Повторение: пословицы, фразиологизмы, русские народные загадки
29 19.04 И вновь словарные слова Игры со словарными словами
30 26.04 Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Упражнения с различными частями речи.
31 03.05 Какие слова русского языка помогают называть качества характера Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных, служащих для характеристики человека.
32 10.05 Игротека Повторение: имена прилагательные, имена существительные и глагол, имена прилагательные для определения качеств характера человека, словарные слова.
33 17.05 Повторяем… Пословицы, близкие по смыслу. Разгадывание русских народных загадок.
34 24.05 Повторяем, повторяем… Подбор заголовка к тексту, различение частей речи, подбор синонимов и антонимов.