Методы и приемы работы с обучающимися группы риска.


Государственное бюджетное профессиональное образование учреждение Республики Хакасии «Абаканский строительный техникум»Выполнила: педагог-психолог Саутина И.Н.Методы и формы работы с группой риска Внутренние факторы рискаОщущение собственной ненужности;Низкая самооценка;Неуверенность в себе;Недостаточный самоконтроль и самодисциплина;Незнание и непринятие социальных норм и ценностей;Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях;Неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей. 3 признака, составляющих понятие «дети группы риска»: Первый признак – наличие у обучающихся отклоняющегося от нормы поведения.  Второй признак – это отклоняющееся поведение нелегко исправляется и корректируется. Третий признак: это обучающиеся, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании педагогического коллектива.Профилактическая работа с обучающимися группы риска процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. К проблемным обучающимся относятся:Уклонение от учёбы (вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отставание в интеллектуальном развитии, ориентация на другие виду деятельности, отсутствие познавательных интересов);Низкая общественно-трудовая активность (отказ от общественных поручений, безразличное отношение к делам группы, демонстративный отказ от участия в трудовых делах, пренебрежительное отношение к общественной собственности, её порча);Негативные проявления (наличие вредных привычек, употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм);Негативизм в оценке деятельности;Повышенная критичность по отношению к одогрупникам, педагогам и взрослым (грубость, драки, прогулы, вымогательство, подрыв дисциплины на уроках, воровство. Немотивированные поступки);Отношение к воспитательным мероприятиям (равнодушное, скептическое, негативное, ожесточённое). Группы обучающихся с особыми формами девиантного поведения: Требовательные подростки, их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, небрежность, неуместные выкрики, хулиганские поступки. Властные подростки, очень сложный тип отклоняющегося поведения. Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой подросток работает мало или не работает совсем. Могут обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьются своего. Мстительные подростки, подросткам данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним, их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Основные принципы профилактических мер и индивидуального предупреждения отклоняющегося поведения: - принцип коллективной терапии (организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных и техникумовских отношений, отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-психолого-педагогического консультирования);- принцип ситуации успеха (организация условий личных достижений, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем);- принцип партнерства (он включает организацию в коллективной деятельности обучающихся, родителей и педагогов). Формы профилактической работы В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используются разнообразные формы работы:- организация социальной среды; - информирование; - активное социальное обучение важным навыкам (тренинги); - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; - привитие навыков здорового образа жизни; - активизация личностных ресурсов. Методы работы при взаимодействии с трудными подростками:анкетирование, тестирование;наблюдение;беседа;рефлексия;убеждение;социальное проектирование;анализ документов;метод «педагогического взрыва»метод поощрения;методика организации коллективной творческой деятельности;индивидуальная, групповая консультациясоздание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др;тренинги социальных навыков и модификации поведения;- моделирование и анализ проблемных ситуаций;этические, морально-нравственные беседы;индивидуальная педагогическая поддержка. Каждый метод воспитания отличается один от другого тем, на какую сферу обучающегося он оказывает доминирующее воздействие.В интеллектуальной сфере необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения.В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели.В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу подростка, является внушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю подростка.В волевой сфере необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и другие.В предметно–практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброе отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков.В учебно–воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения при определении методов воспитания педагогам необходимо учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности обучающихся, степень «социальной запущенности». Приёмы и способы перевоспитания:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МетодыперевоспитанияНазначениеКонкретные способыи приемы  Переубеждение Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных.Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта.  Переучивание  Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей. неправильных действий. Изменение жизненного опыта.Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.  Взрыв Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения.Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка.  “Реконструкция характера”. Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное.Система перспектив, выделение ведущего, положительного качества, составление ведущего положительного качества, составление программы реконструкции. ПереключениеИзменение направленности, переориентация на следование положительному примеру.Методы и приемы организации социально ценной деятельности. Поощрение и наказание.Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного.Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость. Самоисправление.Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера.Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание. Еще один инструмент работы который повышает эффективность профилактических мероприятий, направленных на улучшение психического и физического поведения обучающихся является комната релаксации. Для работы используются методики свето-, цвето-, звуко-, фитотерапия для воздействия на состояние подростка. Этот план должен давать ответ на следующие вопросы: что нужно устранить (отрицательные факторы семейного воспитания, стихийно группового общения, негативные особенности личности); как это устранить (приёмы и методы работы); кому и что нужно сделать (рекомендации педагогам и родителям);динамика (результат)При проведении коррекционно-развивающей работы учитывается индивидуальный план психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. Спасибо за внимание!