Программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста


Пояснительная записка
«Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная»
Дм. ГолубевСостояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребёнка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Дополнительная общеобразовательная программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста «Ступеньки добра» является приложением к комплексной дополнительной общеобразовательной программе студии для дошкольников «Солнышко». Данная программа переработана с учетом Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Поскольку ФГОС ДО направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», в данной программе доминирует не обучающая, а развивающая функция. Знания и умения выступают не как цель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребёнка.
Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры, но подчас перегружены информацией, используют чрезмерно абстрактные для дошкольника понятия, в них слабо отражены различные аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.
Новизна и отличие программы от других в том, что:
- в основу программы положена последовательная, систематическая работа по формированию личностных нравственных качеств дошкольника;
- программа носит деятельностный характер, в ней широко используется метод проектов;
- способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу: социальная; коммуникативная; информационная; здоровьесберегающая; когнитивная; эмоциональная.
Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно без решения следующих проблем:
проблемы определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общении в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый.
Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка «быть хорошим».
На этом стремлении и основан механизм нравственного развития, который предусматривает:
1. Формирование у ребёнка чувства гордости (представления о своих достоинствах и недостатках, уровне притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление «Я сам».
2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 – 4,5 лет до 6-7 лет.
3. Формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.
4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой.
В дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как гордость, стыд, совесть, основы долга.
Проблемы решения следующих практических задач:
- сформировать у ребёнка механизм нравственного развития;
-обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.
- развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т.п.).
Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Данная программа носит интегрированный характер и является своеобразным стержнем комплексной дополнительной общеобразовательной программы студии для дошкольников «Солнышко». Лежащие в её основе принципы и методы педагоги реализуют по всем направлениям работы студии: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, театр, английский язык, музыка, «Мастерилка» и ИЗО, «Секрет» (занятия с психологом).
Специальные занятия по данной программе проводятся во всех возрастных группах 1 раз в неделю.
Цель программы:
Сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям с опорой на традиции семейного воспитания.
Задачи программы:
1. Развивать моральное сознание:
-развитие нравственных представлений, суждений, понятий;
-формирование представлений о родном крае, о Родине;
-развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;
-формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.
2. Формировать позитивное отношение к другим людям, себе:
- развитие понимания взаимозависимости людей друг от друга;
-развитие самопознания и воспитание у ребёнка уважения к себе;
-развитие у детей уверенности в себе;
-формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
-развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать нравственные чувства, связанные с самоконтролем, самодисциплиной: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание. 4. Формировать навыки и привычки нравственного поведения:
- способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения;
-этически ценные способы общения;
- умение формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.
5. Содействовать семье в проблемах нравственного воспитания детей:
-ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;
-формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
-поднятие престижа и ценности семьи.
Основные принципы программы:
1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Центра с семьей;
6) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Программа рассчитана на три возрастные группы:
дети 4-5 лет
дети 5-6 лет
дети 6-7 лет.
Данная программа предусматривает конструктивную, последовательную совместную работу педагогов и родителей по развитию нравственных качеств у дошкольников на основе тематического планирования по всем годам обучения (Приложение №1).
Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия.
Программа состоит из четырёх блоков:
1 блок: «Моя семья. Моя Родина» (взаимоотношения с близкими людьми, любовь к Родине);
2 блок: «Мои друзья» (взаимоотношения со сверстниками);
3 блок: «Я в мире людей» (взаимоотношения с людьми в общественных местах);
4 блок: « Природа и я» (отношение к природе).
Формы работы с детьми:
1 блок: «Моя семья. Моя Родина»
Беседы, игры нравственного содержания;
Проблемные ситуации;
Составление рассказов из личного опыта на тему: «Как я помогал маме», «Мы с папой» и т. д.
Проектная деятельность;
Посильная помощь взрослым;
Семейный фестиваль «Когда все вместе»;
Семейный праздник «Моя семья в истории родного края».
2 блок: «Мои друзья»
Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении;
Коллективные формы общения, игр;
Изготовление подарков, сувениров;
Посещение детьми своих друзей дома;
Создание педагогических ситуаций;
День именинника;
Практическая забота в группе о внезапно заболевшем товарище, проявление внимания, деятельного участия.
3 блок: «Я в мире людей»
Этические беседы;
Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры (обучающие);
Наблюдения, экскурсии;
Посещение библиотеки, театра, музея, парка.
Конкурсы, викторины, игры.
4 блок: « Природа и я»
Наблюдение за растениями, животными, природных явлений;
Организация элементарных опытов;
Игры в путешествия;
Экскурсии и целевые прогулки;
Рассматривание журнала «Юный натуралист», «Тотошка»;
Уход за животными, птицами, рыбами;
Изготовление поделок из природного материала.
Программой предусмотрено взаимодействие с родителями, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества, что позволяет каждому ребёнку почувствовать ценность своей семьи. Программа помогает родителям определить личностную направленность воспитания их ребенка с учетом его индивидуально – психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в совместном процессе воспитания личности с развитыми моральными, интеллектуальными и физическими качествами. В этих целях для родителей организована «Школа эффективного родительства» (Приложения № 5, анкеты-№3, 6)
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу 1-го года обучения дети будут:
Иметь представления:
- о взаимоотношениях членов семьи;
- о совместном досуге;
- о домашних обязанностях членов семьи;
- о ведении домашнего хозяйства;
- о дружбе;
-о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;
- о правилах поведения в общественных местах;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях.
Уметь:
- проявлять заботу о близких людях;
- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
- проявлять доброжелательность к окружающим людям;
- взаимодействовать в коллективе сверстников;
- объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.
К концу 2-го года обучения дети будут:
Иметь представления:
- о героическом подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, усвоят понятия «ветеран Великой Отечественной войны», «участник трудового фронта», приобретут знания о своих родственниках, имеющих эти звания;
- о родословной своей семьи;
- о милосердии, доброте;
- о совместном досуге;
- о домашнем уюте, домашних делах;
- о семейных взаимоотношениях;
- о деятельности членов семьи;
- о дружбе, товариществе;
- о дружбе людей разных национальностей;
- о детском доме, о детях, живущих без родителей;
- о правилах поведения на улице;
- о правилах речевого этикета.
Уметь:
- доброжелательно относиться к членам семьи, заботиться о пожилых людях;
- сотрудничать при решении учебных и игровых задач;
- справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей;
- справедливо решать споры и конфликты;
- сопереживать успехам и неудачам друзей;
- уважительно относиться к друзьям;
- критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.
К концу 3-го года обучения дети будут:
Иметь представления:
- усвоят понятия «Малая Родина», «патриот»;
- о родном городе, его истории и достопримечательностях;
- о семейном бюджете;
- о бюджете времени в семье;
- о коллективном ведении домашнего хозяйства;
- о семейных обычаях, народных обрядах;
- о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;
- о нравственных нормах поведения;
- о правилах речевого этикета;
- о «Красной книге» Пензенского края;
- о природе родного края.
Уметь:
- доброжелательно и уважительно относиться к близким;
- планировать свою деятельность;
- публично выступать перед сверстниками и родителями;
- различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять доброту в общении с детьми;
- распознавать аморальные качества (трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку;
- учитывать и принимать позицию другого;
- определять дружеские проявления людей;
- взаимодействовать в команде;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя на природе;
- бережно относиться к растениям, животным и птицам.
Инструментарий определения результативности программы
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
- проективный тест «Рисунок семьи» (для детей 4-7 лет) (Приложение 2);
- методика по изучению проявлений отзывчивости в семье (для детей 5-7 лет);
- методика «Автопортрет» (для детей 4-7 лет);
- графическая методика «Кактус» (для детей 5-7 лет);
- тест «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений);
- тест Люшера;
- тест «Опросник родительских отношений Р. С. Немова» (Приложение 3);
- тест «Волшебный телевизор» (для детей 5-7 лет) (изучение типа общения ребёнка с взрослыми).
2 блок «Мои друзья»
- методика «Закончи историю» (для детей 5-6 лет);
- методика «Подели игрушки» (для детей 4-5 лет);
- изучение социальных эмоций (для детей 4-7 лет);
- рисование на тему «Я в студии «Солнышко» (для детей 5-7 лет);
- метод вербальных выборов (для детей 5-7 лет) (Приложение 4);
- методика «Два домика» (для детей 4-7 лет);
- тест «Маски» (для детей 5-7 лет);
- методический приём «Цветик-семицветик» (для детей 4-7 лет).
3 блок «Я в мире людей»
- методика изучения культуры общения (для детей 4-7 лет);
- сюжетные картинки (для детей 5-7 лет);
- экскурсии в общественные места;
- сюжетно-ролевые игры «Больница», «В кафе», «Театр» и пр.
4 блок « Природа и я»
- экскурсии на природу;
- походы;
- проект «Здравствуй, лес» (правила поведения в лесу);
- создание «Красной Книги» и пр.
Учебно – тематический план
Блок Распределение учебных часов по годам обучения
1-ый год обучения 2 – ой год обучения 3 – ий год обучения
1.«Моя семья. Моя Родина» 9 9 9
2.«Мои друзья» 9 9 9
3.«Я в мире людей» 9 9 9
4. «Природа и я» 9 9 9
Всего часов: 36 36 36

Содержание
1-й год обучения
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
Тема №1: Мама милая моя. Беседа о мамах. Совместное мероприятие «Я и мама» (песни, стихи, конкурсы, викторины).
Тема №2: Я и папа. День пап. Спортивные мероприятия (утренняя разминка, подвижные игры). Ремонтные работы в группе (игрушки, мебель), посильная помощь детей.
Тема №3: Братья и сестры. Беседа о братьях и сестрах. Совместные игры. Сюжетно-ролевые игры. Изготовление подарков братьям и сестрам (аппликация).
Тема №4: Моя Бабушка. Совместные дела с бабушками (поделки, одежда для кукол). Музыкальные игры вместе с бабушками.
Тема №5: Вместе отдыхаем. Введение понятия «совместный досуг». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Семейный праздник «Рождество».
Тема №6: Я – помощник. Домашние обязанности членов семьи. Беседа на тему «Как я помогаю дома». Посильное участие в домашних делах.
Тема №7: Домашнее хозяйство. Разговор о ведении домашнего хозяйства (стирка белья, приготовление пищи и пр.). Дидактические игры.
Тема №8: Мои родители. Первичная диагностика внутрисемейных отношений (рисуночный тест «Моя семья»). Беседа о родителях (как зовут, где работают, что делают на работе и дома, какая польза от их труда). Сюжетно- ролевые игры.
Тема №9: Мама, папа, я - дружная семья. Семейный праздник «Моя семья». Совместные развлечения, викторины, конкурсы, песни, игры, спортивные соревнования. Оформление газет «Моя семья».
2 блок «Мои друзья»
Тема №1: Мы играем. Сюжетно-ролевые игры (на объединение в малые группы). Разучивание правил поведения во время игр. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Тема №2: Мы трудимся. Труд детей в уголке природы. Разучивание пословиц о труде. Кукольный театр (сценки о труде, о спорах во время работы). Способы справедливого разрешения конфликтов.
Тема №3: Мы рисуем. Интегрированное занятие на тему «Осень» (стихи, песни, подвижные игры, коллективная аппликация «Листопад»).
Тема №4: Что такое дружба? Представление о дружбе. Беседа о друзьях. Составление рассказа «Мой друг».
Тема №5: Мы – спортсмены. Игры в физкультурном уголке. Беседа о взаимопомощи в спорте.
Тема №6: Вместе отдыхаем. Организация импровизированного совместного досуга «Веснянка» (номера детского творчества). Самостоятельная игровая деятельность.
Тема №7: Люди вокруг нас. Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость. Спектакль кукольного театра. Подвижные игры.

Тема №8: В гостях у тети Ласки. Упражнения на подбор ласковых имен и названий предметов. Игры-загадки. Фольклорное занятие.
Тема №9: Как мы играем и занимаемся в студии. Беседа на тему «Как мы играем и занимаемся в студии». Составление рассказов из личного опыта. Инсценировка о хороших и плохих поступках друзей.
3 блок «Я в мире людей»
Тема №1: Как вести себя в группе. Знакомство с правилами поведения в группе. Экскурсия по групповой комнате (на выделение различных зон: игровая, для занятий и пр. и правила поведения в них).
Тема №2: Правила поведения в ЦРТДиЮ. Беседа о правилах поведения в Центре (в музыкальном зале, в коридоре, в танцевальной комнате). Сюжетно-ролевая игра.
Тема №3: Правила поведения за столом. Игра-занятие «Мы в гостях». Дидактические игры (на правила поведения за столом). Сюжетно-ролевые игры с куклами.
Тема №4: Правила поведения на улице. Разыгрывание ситуаций с куклами на правила поведения на улице. Просмотр фильма «Домовенок Непослуха». Прогулка по улице (отработка правил). Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Тема №5: Вежливый человек. Инсценировка о «вежливых словах». Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «Вежливое слово».
Тема №6: Вместе занимаемся, вместе трудимся. Планирование работы в уголке природы (на умение договариваться, планировать совместную работу). Чтение сказки «Заяц-Хваста». Беседа по содержанию (введение понятия «скромный человек», правила поведения скромного человека).
Тема №7: Вместе отдыхаем. Посещение концерта (отработка правил поведения в зале). Совместные игры (диагностика межличностных отношений).
Тема №8: Экскурсии. Беседа о прогулках и экскурсиях. Правила поведения в природе (бережное отношение к природе, опасности в природе). Целевая прогулка.
Тема №9: Хорошие поступки. Педагогическая ситуация о нарушениях правил поведения. Спектакль «Хорошие и плохие поступки». Введение понятий: «честность», «правдивость».
4 блок «Природа и я»
Тема №1: Домашние животные. Наблюдение за котенком. Загадки о домашних животных. Рассматривание картин о домашних животных, беседа по содержанию.
Тема №2: Растения. Целевая прогулка в парк. Наблюдение за растениями. Различение деревьев и кустарников по листьям, коре. Изготовление гербария.
Тема №3: Наш парк. Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдение за трудом людей в парке (подведение к мысли о том, что человек должен заботиться о культурной природе). Рисование на тему «В парке осенью».
Тема №4: Птицы. Наблюдение за птицами (отмечают повадки, внешний вид). Знакомство с зимующими птицами. Изготовление кормушек.
Тема №5: Дикие животные. Интегрированное занятие «Путешествие в лес» (загадки о лесе, его обитателях, составление описательных рассказов, разминка, имитирующая походку животного).
Тема №6: Растения зимой. Рассматривание иллюстраций растений в зимнем уборе. Занятие по изобразительной деятельности «Зима». Прогулка. Наблюдение за растениями в зимнем уборе. Рассказ о жизни растений в холодный период. Мероприятия по заботливому отношению к растениям (сгребают снег вокруг деревьев).
Тема №7: Весна. Наблюдение за трудом людей в саду. Труд на участке. Наблюдение за цветущим садом. Аппликация «Цветущая яблоня».
Тема №8: Насекомые. Введение понятия «насекомые». Наблюдение за насекомыми в природе. Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые». Рисование «Бабочка».
Тема №9: Мы любим природу. Поход на природу. Дидактическая игра «Правила поведения в природе». Подвижные игры.
2 –й год обучения
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
Тема №1: Моя семья. Рассматривание семейных фотографий. Беседа о бабушках и дедушках, о родословной семьи. Составление рассказов из личного опыта. Музыкальное занятие: колыбельные, песни о бабушках. Праздник-развлечение «Я бабушку свою очень люблю». Работа над проектом «Живая память».
Тема №2: Мы с папой. День пап. Рассказ о своих профессиях. Игры соревнования в спортивном зале. Совместный труд с папами (починка игрушек, мебели).
Тема №3: Мама милая моя. Чтение книг о мамах, беседа по содержанию.
Беседа о маме «За что я люблю свою маму?». Наблюдение за трудом женщин (дома, на улице). Ручной труд с подгруппами (подарок для мамы).
Тема №4: Вместе отдыхаем. Подготовка к Новому году. Беседа о том, как готовятся к этому празднику дома. Совместное занятие «Здравствуй, Новый год!».
Тема №5: Уют в доме. Беседа о культуре поведения в гостях. Поход в гости к одной из семей. Рассказ о досуге в семьях детей. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Тема №6: Мой дедушка. Встреча с дедушками и бабушками - участниками ВОВ. Слушание песен военных лет. Беседа об армии. Праздничное развлечение «Наша армия сильна».
Тема №7: Праздник мам и бабушек. Торжественный утренник, посвященный 8 Марта (песни, стихи, конкурсы, вручение подарков).
Тема №8: Семейные дела. Составление рассказов на тему «Самое интересное событие в нашей семье». «Трудовой десант» на участке.
Тема №9: Семейные традиции. Рассматривание семейных фотографий, беседа по содержанию. Знакомство с понятием «пикник». Совместный пикник с родителями (подвижные игры, хороводы, обед, сбор грибов, ягод).
2 блок «Мои друзья»
Тема №1: Дружба. Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья». Литературно-музыкальная викторина «О дружбе». Наблюдение за театрализованными играми детей (диагностика).
Тема №2: Мы – друзья. Педагогические ситуации (тест «Закончи историю). Физкультурный досуг с играми и эстафетами. Коллективная лепка. Работа над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней».
Тема №3: Вместе учимся, играем, трудимся. Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение). Театрализованные игры по сказкам.
Тема №4: Товарищ. Беседа с подгруппами на тему «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества.
Тема №5: Люди разных национальностей. Рассматривание карты России. Рассказ о людях разных национальностей, живущих в России. Знакомство с этнографическими особенностями (обычаи, костюмы). Аппликация или декоративное рисование народных орнаментов. Подвижные игры народов России.
Тема №6: Наши поступки. Рассматривание книг нравственного содержания, беседы по содержанию. Педагогические ситуации о разном поведении детей.
Тема №7: Аморальные качества. Просмотр диафильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость.
Тема №8: Доброта. Беседа о заболевших детях. Работа в мастерской (изготовление подарков для них). Сюжетно-ролевая игра «Больница». Слушание музыки П.Чайковского «Болезнь куклы», беседа о характере музыки.
Тема №9: Дети-сироты Рассказ о детском доме. Изготовление подарков для детей-сирот. Составление творческих рассказов о своих семьях.
3 блок «Я в мире людей»
Тема №1: Мы в ЦРТДиЮ. Беседа о правилах поведения в ЦРТДиЮ. Составление описательных рассказов. Педагогические ситуации и инсценировки, отражающие некоторые правила.
Тема №2: Правила поведения на улице. Беседа о правилах поведения на улице. Целевая прогулка по улице (отработка правил поведения). Сюжетно-ролевая игра «На улице».
Тема №3: Мы – пассажиры. Беседа о поведении в транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе». Просмотр диафильма «Про барана, который не знал правил дорожного движения», беседа по содержанию.
Тема №4: Театр. Беседа о правилах поведения в театре. Посещение кукольного театра (отработка навыков правильного поведения).
Тема №5: Правила поведения за столом. Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин». Рассматривание книг по сервировке стола. Лепка посуды.
Тема №6: Идем в гости. Беседа на тему «Как мы играли в гости». Разговор о правилах поведения в гостях. Поход в гости к одному из детей.
Тема №7: Магазин. Дидактическая игра «В магазине». Изготовление атрибутов к игре. Экскурсия в магазин (закрепление правил поведения в магазине). Аппликация на тему «Магазин игрушек».
Тема №8: Правила поведения в кафе. Рассматривание иллюстраций о нарушениях правил поведения в общественных местах, беседа по содержанию. Посещение кафе (празднование дня рождения одного из детей).
Тема №9: Какие мы? Методика вербальных выборов. Спортивные соревнования между мальчиками и девочками. Изучение правил речевого этикета.
4 блок «Природа и я»
Тема №1: Осень наступила. Беседа об осенних изменениях в природе. Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами. Правила бережного отношения к деревьям, кустарникам. Составление гербария. Изодеятельность.
Тема №2: Домашние животные. Наблюдение за собакой (внешний вид, чем питается, повадки, польза для человека). Введение понятия «домашние животные». Дидактические игры природоведческого содержания. Рассматривание книг о животных.
Тема №3: Перелетные птицы. Рассказ о книге Г. Снегирева «Про птиц», рассматривание иллюстраций. Введение понятия «перелетные птицы». Беседа о птицах, о подготовке их к зиме. Викторина «Что? Где? Когда?».
Тема №4: Дикая природа зимой. Рассматривание книги «Следы на снегу», беседа о диких животных, о том, как они зимуют. Кормление птиц (кормушки). Зарисовки в уголке природы.
Тема №5: Зимовье зверей. Загадки о домашних животных. Работа с природным материалом. Рассказ о зимовке домашних животных и беседа по теме. Сюжетно- ролевые игры «На скотном дворе», «На ферме».
Тема №6: Красная книга. Рассказ о «Красной книге». Рассматривание иллюстраций с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.
Тема №7: Река. Рассматривание иллюстраций рек в разные времена года. Составление рассказов из личного опыта (на выявление правил поведения на реке). Целевая прогулка к реке. Наблюдение ледохода. Сюжетно-ролевая игра «Пароход».
Тема №8: Ботанический сад. Экскурсия в ботанический сад. Рассказ о растениях. Наблюдение за трудом людей в саду.
Тема №9: Мы - туристы. Рассматривание туристического снаряжения (показывают и рассказывают родители, занимающиеся туризмом), фотографий, книг о туризме. Мини-поход (закрепление правил поведения в природе).
3-й год обучения
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
Тема №1: Малая родина. За что мы любим свой город. Экскурсия по родному городу. Дидактическая игра «Иностранец». Рассматривание фотографий достопримечательностей города. Совместный досуг с родителями «Мама, папа, я – пензенская семья». Работа над проектом «Родной свой край люби и знай».
Тема №2: Домашнее хозяйство. Сюжетно-ролевая игра «За покупками в магазин». Беседа о семейном бюджете, введение понятия «семейный бюджет».
Тема №3: Семейный досуг. Подготовка к семейному досугу «Вместе играем, поём, веселимся». Каждая семья готовит выступление: стихотворение, песню, игру. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка – тест «Маски».
Тема №4: Помогаю дома. Беседа о бюджете времени в семье. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию. Рисование на тему: «Помогаю дома».
Тема №5: Семейное дерево. Беседа с детьми о ближайших родственниках, введение понятия «родословная». Составление генеалогического дерева (совместно с родителями). Презентация семейных проектов «Семейный сад».
Тема №6: Братья и сёстры. Совместная подготовка с братьями и сёстрами праздничного концерта ко дню защитника отечества. Разучивание песен, стихов, танцевальных этюдов. Чтение произведения Э. Шима «Брат и младшая сестра», беседа по содержанию.
Тема №7: Праздник мам и бабушек. Изготовление подарков для мам и бабушек (совместно с папами), разучивание стихов и песен. Утренник «Проделки Шапокляк».
Тема №8: Семейные традиции. Беседа о семейных обычаях, народных обрядах. Подготовка и проведение семейного фестиваля «Когда все вместе». Каждая семья готовит презентацию своих семейных традиций (видеофильмы, выставки поделок, генеалогическое дерево, герб семьи, презентация семейных коллекций, творческие выступления).
Тема №9: Вместе трудимся, вместе отдыхаем. Проведение совместного досуга на природе. Подвижные игры, игры с мячом, туристические состязания.
2 блок «Мои друзья»
Тема №1: Дружба. Чтение произведений о дружбе, беседа по содержанию (В. Авдеенко «Друг», «Волшебная дудочка» и др.) Изготовление коллективной аппликации «Подарок другу».
Тема №2: Вместе играем, учимся. Организация совместных сюжетно-ролевых игр, коллективных дел. Учить справедливо разрешать споры и конфликты. Физкультурный досуг «Радуга здоровья».
Тема №3: Хорошие и плохие поступки. Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Диагностика: методика «Два домика», «Сюжетные картинки» (изучение эмоционального отношения к нравственным нормам).
Тема №4: Доброта. Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце», беседа по содержанию. Формировать понятие «добрый человек». Разучивание песни Б. Савельева «Если добрый ты». Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях.
Тема №5:(2 занятия) Отрицательные качества человека. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по содержанию. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам (хитрость, лживость, себялюбие). Чтение народной сказки «Хаврошечка» (обр. А. Толстого). Беседа по содержанию, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам. Обсуждение педагогических ситуаций на различение аморальных качеств (трусость, жестокость, леность).
Тема №6: Забота о других. Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа по содержанию. Заучивание пословиц и поговорок о доброте. Беседа о значении слов: «сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие». Ручной труд на свободную тему.
Тема №7: Дружба и спорт. В гости приходит родитель-спортсмен, рассказывает о проявлении дружбы в спорте. Разминка в парах «Гимнастика дружных». Спортивная эстафета.
Тема №8: Дружба крепкая не сломается… Итоговое занятие по разделу. Диагностика взаимоотношений в группе, пескотерапия.
3 блок «Я в мире людей»
Тема №1: Мы идём в гости. Просмотр отрывка видеофильма «Домовёнок Непослуха» (уроки безопасности). Беседа по содержанию. Закрепление правил поведения за столом, правил речевого этикета. Аппликация «Салфетка». Изучение навыков культуры общения.
Тема №2: Библиотека. Экскурсия в библиотеку. Совместное мероприятие «Мир добрых книг» (литературная викторина). Закрепление правил поведения в библиотеке. Ремонт книг.
Тема №3: Экскурсия. Экскурсия в зоопарк. Отработка правил поведения во время экскурсий. Рассматривание сюжетных картинок о правилах поведения, беседа по содержанию (диагностика уровня усвоения правил поведения на улице).
Тема №4: Новогодний праздник. Подготовка к проведению новогоднего утренника (разучивание стихов, песен, игр). Закрепление навыков вежливого, деликатного поведения. Поделка оригами «Дед Мороз».
Тема №5: Театр. Поход в кукольный театр. Отработка навыков поведения в театре (в фойе, в зале, в буфете). ИЗО – рисование по памяти «Поход в театр».
Тема №6: Транспорт. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Отработка навыков поведения в общественном транспорте. Аппликация «Автобус». Просмотр отрывка видеофильма «Домовёнок Непослуха», беседа по содержанию.
Тема №7: Мы на прогулке. Прогулка в парк. Сюжетно-ролевая игра «На природе» (правила поведения в природе). Подвижные игры.
Тема №8: Мы играем. Игровая программа «Остров развлечений». Закрепление правил поведения во время совместных игр. Тест «Маски» (изучение общения детей, изучение устойчивости в подчинении игровому правилу).
Тема №9: Что такое хорошо и что такое плохо. Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по содержанию. Совместный проект с родителями «Хотим быть добрыми» (на отработку навыков общения с людьми: взрослыми, сверстниками, малышами).
4 блок: «Природа и я»
Тема №1: Растения. Прогулка в парк. Уход за растениями в цветнике. Закрепление знаний о растительном мире. Природоведческая викторина «Мир похож на цветной луг». Аппликация «Полевые цветы».
Тема №2: Мир животных. Чтение произведений природоведческого содержания Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина и др. Беседа по содержанию. Викторина «Братья наши меньшие». Коллективная аппликация «Мир животных».
Тема №3: Мир птиц. День птиц (совместное мероприятие с родителями). Викторины, игры, песни, стихи, театрализованные сценки. Изготовление кормушек для птиц (с папами). Конкурс на лучшую кормушку.
Тема №4: Природа и мы. Музыкально-литературный праздник «Люблю природу я…» (все материалы показывают, как человек воспевает природу в литературе, музыке, изобразительном искусстве, как выражает своё отношение к ним).
Тема №5: «Красная Книга». Совместный проект с родителями «Прогулка в лес» (решение проблемных ситуаций). Подготовка к презентации Красной книги. Театрализованное представление «Старичок–Лесовичок» (рассматривание Красной Книги, сделанной совместно с педагогами и родителями).
Тема №6: Наш парк. Прогулка в парк. Трудовой десант в парке. Подвижные игры на природе.
Тема №7: Обитатели водоёма. Игровая программа «В гости к деду Водяному» (закрепление знаний детей о рыбах и животных водоёмов). Коллективная аппликация «Рыбки».
Тема №8: Лесные богатства. Беседа о «богатствах леса». Коллективное рисование «Что нам лес даёт». Обобщение понятия «лесные богатства».
Тема №9: Сделаем мир вокруг нас красивым. Участие в акции «Чистый город» (трудовой десант по уборке участка).

Условия реализации программы
Программа эффективно реализуется при взаимодействии следующих факторов.
Кадровое обеспечение: 9 педагогов высшей и первой категорий, концертмейстер, психолог.
Организационно - методическое обеспечение:
-дополнительная общеобразовательная программа студии для дошкольников «Солнышко»;
- программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста в системе УДО «Ступеньки добра»;
- конспекты занятий по каждому направлению программы;
-учебно-наглядные пособия;
-дидактический материал:
- серия развивающих игр;
- раздаточный материал;
- литература по разным направлениям программы (для педагогов и детей).
Материально – техническое оборудование:
- игрушки;
- куклы для кукольного театра, ширма;
- ТСО (музыкальный центр, музыкальные диски, мультимедийное оборудование, DVD-записи);
- фортепиано и другие музыкальные инструменты;
- 3 оборудованных кабинета, танцевальный зал. Ресурсное обеспечение:
- реализация программы возможна при финансировании студии для дошкольников «Солнышко» как учебной группы учреждения дополнительного образования;
- внебюджетные источники: спонсорские средства.
Литература
Для педагогов:
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.С. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1986.
Купецкова Е. Ф. Программа обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста «Ребёнок и весь мир». – Пенза: Изд. ПИРО, 2008.
Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Сост. Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 2001.
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие / М.: ВЛАДОС, 2005.
Романюта Н.А. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.
Юдина Е.Г., Степанова Г.П., Денисова Е.Д. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений – М.: Просвещение, 2003.
Я - ты - мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О.Л. Князева. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Журналы «Дошкольное воспитание», с 2004 по 2008г.г.
Для чтения с детьми:
Малые формы детского фольклора: Загадки, считалки, потешки и прибаутки, пословицы и поговорки.
Народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Жихарка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и др.
Авторские сказки: Л.Н.Толстого, К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, В.Бианки, В.Сутеева, А.С.Пушкина, П.Ершова, С.Аксакова, В. Одоевского, В.Гаршина, П.Бажова, К.Паустовского, Н.Сладкова, В.Авдеенко и др.Стихи: А.К. Толстого, А. Блока, И. Сурикова, А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Лермонтова, А. Барто, К. Чуковского, В.Маяковского, С.Михалкого, Е.Благининой, Д.Хармса, И.Токмаковой, Э.Успенского, Г.Сапгира, Б.Заходера и др.
Рассказы: Л. Толстого, К.Ушинского, М. Пришвина, К. Паустовского, В.Бианки, Е.Чарушина, Г.Снегирёва, Н.Сладкова, В. Осеевой, Е. Пермяка, В.Драгунского и др.
Для родителей:
Азбука нравственности /Сост. Е.Г. Кононенко.- М.:, 2007.-54 с.
Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности/ Бариленко Н.В. //Вопросы психологии. - 2008. - №4.
Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
М. Галина «Книжный мир ребенка», детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.С.Н. Короткова «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы.
Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
О. Вяткина «Значение рассказов Б. С. Житкова для развития личности старших дошкольников», Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.