Рабочая программа по информатике. 11 класс


Муниципальное образование «Закаменский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дутулурская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО
Рук-ль МО__/Очирова Е.М./
Протокол №______
«____»___________2015г.
«СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УР:
_____/Цыдемпилова А.С./
«_____»_________2015 г .«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы:
________/Г.С.Базарова/
Приказ № ___
от «___» _________ 20__г
Рабочая программа
Тип: общеобразовательная (базовый уровеньПредмет: информатика
Класс: 11
Учитель: Цыдемпилова Альбина Сергеевна
Категория:-
Стаж работы: 5 лет
с. Дутулур
2015г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
Базовый уровень от 2004 г.
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
II. Тематическое планирование занятий
по информатике и ИКТ в 11 классе
Тема (раздел учебника) Всего часов Теория Практика (номер работы)
1. Информационные системы (§ 24) 1 1 2. Гипертекст (§ 25) 2 1 1 (№ 3.1)
3. Интернет как информационная система (§ 26-28) 6 3 3 (№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5)
4. Web-сайт (§ 29) 3 1 2 (№ 3.6)
5. Геоинформационные системы (§ 30) 2 1 1 (№ 3.8)
6. Базы данных и СУБД (§ 31-33) 5 3 2 (№ 3.9, 3.10)
7. Запросы к базе данных (§ 34-35) 5+1 (к/р) 2 3 (№ 3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§ 36-37) 2 2*0,5 2*0,5 (№ 3.16, 3.17)
9. Корреляционное моделирование (§ 38) 2 1 1 (№ 3.18)
10. Оптимальное планирование (§ 39) 2+1 (к/р) 1 1 (№ 3.19)
11. Социальная информатика (§ 40-43) 2 1 1 (презентация)
12. Итоговое тестирование 1 Итого по курсу 35 16 16
Количество контрольных работ Количество практических работ
I
полугодиеII полугодие Год
9 10 19
I
полугодиеII полугодие Год
2 3 5
Список практических работ в 11 классе
Практическая работа № 3.1 «Гипертекстовые структуры»
Практическая работа № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
Практическая работа № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (задание 1)
Практическая работа № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»
Практическая работа № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
Практическая работа № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
Практическая работа № 3.6 (2) «Создание собственного сайта»
Практическая работа № 3.8 (задание 1) «Поиск информации в геоинформационных системах»
Практическая работа № 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access»
Практическая работа № 3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»
Практическая работа № 3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»
Практическая работа № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
Практическая работа № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Практическая работа № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей»
Практическая работа № 3.15* «Создание отчетов»
Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel»
Практическая работа № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel»
III. Календарно-тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 11 классе (базовый уровень)
№ урока Тема урока Основные понятия Требования к учащимся Контроль знаний Домашнее задание Дата
знания умения План Факт
Глава 5. Технология использования и разработки информационных систем (25 часов)
1 Информационные системы Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности • назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем. § 24, вопросы и задания к § 2 Гипертекст Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки • что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки). • автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Фронтальный опрос § 25, вопросы и задания к § 3 Практическая работа № 3.1 «Гипертекстовые структуры» Отчет о выполнении п/рДоделать работу № 3.1 4 Интернет как глобальная информационная система Интернет. Службы Интернета: коммуникационные, информационные • назначение коммуника-ционных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение. • работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
С. Р. § 26, вопросы и задания к § 5 Практическая работа № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» Отчет о выполнении п/рРабота № 3.2 (задания 2,3)
(по возможности) 6 World Wide Web –всемирная паутина World Wide Web: структурные составляющие - Web-страница, Web-сайт, технология «клиент-сервер», Web-браузер Фронтальный опрос § 27, вопросы и задания к § 7 Практическая работа № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (задание 1) Отчет о выполнении п/рРабота № 3.3 (задание 2)
(по возможности) 8 Практическая работа № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц» Отчет о выполнении п/рПовторить § 26-27, подготовка к тесту 9 Средства поиска данных в Интернете.
Практическая работа № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами» Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. Тест
Отчет о выполнении п/р§ 28, вопросы
Доделать работу № 3.5
Подготовка к к/р10 Кратковременная контрольная работа № 1 «Интернет»
Web-сайт Структура Web-сайта: внутренние гиперсвязи, внешние гиперсвязи. Средства создания Web-страниц, публикация сайта. • какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
К. тест § 29, вопросы
Подобрать материал для Web-сайта 11 Практическая работа № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
Отчет о выполнении п/рСоздание сайта 12 Практическая работа № 3.6 (2) «Создание собственного сайта»
Отчет о выполнении п/рСайт,
Подготовка к тесту 13 Геоинформационные системы
ГИС: области приложения, устройство
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС. Тест § 30, вопросы 14 Практическая работа № 3.8 (задание 1) «Поиск информации в геоинформационных системах»
Отчет о выполнении п/рРабота № 3.8 (задание 2) 15 База данных – основа информационной системы Практическая работа № 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access» Базы данных: назначение БД, виды моделей данных структура реляционной модели, СУБД • что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных; • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Фронтальный опрос
Отчет о выполнении п/р§ 31, вопросы и задания к §
Подготовка к контрольному тестированию 16 Контрольное тестирование № 2 за I полугодие
Контрольный тест 17 Проектирование многотабличной базы данных Проектирование многотабличной базы данных. Реляционная модель данных (система таблиц) § 32, вопросы и задания к § 18 Создание базы данных
Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access). Фронтальный опрос § 33, вопросы и задания к § 19 Практическая работа № 3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»
Отчет о выполнении п/р20 Запросы как приложения информационной системы
Практическая работа № 3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» Запросы – приложения ИС. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку: список полей, условие выбора записей, ключи и порядок сортировки. • структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД; • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
С. Р.
Отчет о выполнении п/р§ 34, вопросы и задания к §;
доделать работу № 3.11 21 Практическая работа № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
• создавать отчеты (углубленный уровень).
Отчет о выполнении п/р22 Логические условия выбора
Практическая работа № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» Условие выбора – логическое выражение: простые и сложные логические выражения.
Основные логические операции. Отчет о выполнении п/р§ 35, вопросы и задания к §;
доделать работу № 3.13 23 Практическая работа № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей» Фронтальный опрос
Отчет о выполнении п/рДоделать работу № 3.14, подготовка к тесту 24 Практическая работа № 3.15* «Создание отчетов» Тест
Отчет о выполнении п/рДоделать работу № 3.15 25 Контрольная работа № 3 «Базы данных»
См. уроки 15-24 См. уроки 15-24 К.Р. Изучить самост. § 36 Глава 6. Технологии информационного моделирования
26 Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel» Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей. • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
• что такое математическая модель;
• формы представления зависимостей между величинами;
• для решения каких практических задач используется статистика;
• что такое регрессионная модель;
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели. • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Фронтальный опрос по § 36
Отчет о выполнении п/рДоделать работу № 3.16 27 Модели статистического прогнозирования
Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel» Модели статистического прогнозирования. Статистические данные. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов Отчет о выполнении п/р§ 37, вопросы и задания к §;
доделать работу № 3.17 28 Корреляционное моделирование
Корреляционные зависимости. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции ρ. • что такое корреляционная зависимость;
• что такое коэффициент корреляции;
• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). Фронтальный опрос § 38, вопросы и задания к §;
29 Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel» Отчет о выполнении п/рдоделать работу № 3.18 (задания для сам. раб) 30 Оптимальное планирование Модели оптимального планирования. Поиск решения для решения задач оптимального планирования. • что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Фронтальный опрос § 39, вопросы и задания к §;
31 Практическая работа № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel» Отчет о выполнении п/рРабота № 3.19 (задания для самостоятельного выполнения)? Подготовка к к/р32 Контрольная работа № 4 «Информационное моделирование» См. уроки 26-31 См. уроки 26-31 К. Р. Подготовка докладов по § 40-43 Глава 7. Основы социальной информатики (2 часа)
33 Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. • что такое информационные ресурсы общества;
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
• что относится к информационным услугам;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. Доклады Подготовка презентации 34 Защита презентаций по теме «Социальная информатика» Защита презентаций Подготовка к итоговому к/тесту35 Итоговое контрольное тестирование № 5 за курс 11 класс См. уроки 1-34 См. уроки 1-34 Контрольный тест IV. Требования к усвоению учебного материала
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
• назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
• что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
• автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
• назначение коммуникационных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
• работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт
Учащиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
Тема 5. Геоинформационные, системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД.
Учащиеся должны уметь:
• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
• структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
• создавать отчеты (углубленный уровень).
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
• понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
• что такое математическая модель;
• формы представления зависимостей между величинами;
• для решения каких практических задач используется статистика;
• что такое регрессионная модель;
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
• используя табличный процессор,, строить регрессионные модели заданных типов;
• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
• что такое корреляционная зависимость;
• что такое коэффициент корреляции;
• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
• вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
• что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
• что такое информационные ресурсы общества;
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
• что относится к информационным услугам;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
V. Состав учебно-методического комплекта
по информатике и ИКТ для XI класса
I. Основная литература
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
II. Дополнительная литература
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
Информатика.9-11 клас: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная сеть.
IV. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования ADSoft Tester.