Рабочая программа по математике1 класс

Рабочая программа по предмету «Математика» 1 класс
Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе следующих документов:
Фундаментальное ядро содержания общего образования по математике.
ФГОС НОО
Примерная основная образовательная программа ОУ.
Примерные программы по учебным предметам.
Региональные методические письма.
Федеральный перечень учебников.
Учебный план ОУ.
Положение о РП ОУ.


2.Общая характеристика учебного предмета
Цель начального курса математики – не только обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями ( личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать их модели и пр.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы
В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления и др.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты ученика начальной школы
В результате изучения начального курса математики ученики
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; применять математические знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
получат представление о числе как о результате счёта и измерения величин, о принципе записи чисел;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов, в том числе текстовых задач, с целью выделения существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (в том числе, описанных в тексте задачи); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии и др.

Содержание программы

Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер, количество). Их расположение на плоскости (изображение предмета) и в пространстве: слева - справа, сверху - снизу, над - под, перед - за, между. Уточнение понятий: «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам).
Отношения (столько же, больше, меньше). Предметный смысл отношений. Способы установления взаимно-однозначного соответствия).
Понятия «число» и «цифра». Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Узнавание и письмо цифр. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.
Сравнение длин предметов (визуально, наложением).
Точка. Линия (кривая, прямая). Луч. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Отрезок. Длина отрезка. Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линии, луч, отрезок). Единица длины сантиметр. Линейка, как инструмент для измерения длин отрезков и для построения отрезков заданной длины.
Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения. Присчитывание и отсчитывание по единице.
Сравнение длин с помощью различных мерок. Отрезок. Числовой луч. Сравнение натуральных чисел. Неравенства.
Арифметические действия. Смысл действий сложения и вычитания. Числовое выражение. Числовое равенство. Изображение арифметических действий на числовом луче. Сумма, слагаемые, значение суммы. Переместительное свойство сложения. Состав чисел (от 4 до 9). Сложение длин отрезков с помощью циркуля. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Число и цифра нуль. Отношения (больше на, меньше на , увеличить на , уменьшить на). Отношения разностного сравнения.
Ломаная (замкнутая и незамкнутая), построение, сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки.
Двузначные числа, их разрядный состав. Модель десятка. Счет десятками. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Сложение и вычитание десятков. Прибавление (вычитание) к двузначному числу единиц (без перехода в другой разряд). Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на несколько десятков.
Длина. Сравнение и измерение длин предметов. Введение термина «величина». Единицы длины миллиметр, дециметр. Сложение и вычитание величин (длина).
Введение термина «схема».
Масса. Сравнение. Измерение. Единица массы – килограмм.
Анализ данных чисел. Сбор информации, связанной со счётом, на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей.
Анализ и измерение величин.


Тематическое планирование: 4 часа в неделю

Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся

Признаки, расположение и счёт предметов (10 ч)

Признаки предметов. Их расположение на плоскости (изображение предмета) и в прост-ранстве (окружающие предметы): выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и т.д.
Счёт предметов.
Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности предметов по определённому правилу.
Представление о закономерностях. Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Работа с информацией, представленной в виде рисунка.
Изменение количества предметов.
Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между и т.д.) Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости
Выделять признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов).
Находить информацию для ответа на поставленный вопрос в рисунках, в таблицах
Выявлять правило, по которому изменяются предметы в ряду или составлена таблица.
Выявлять признаки сходства и различия предметов
Сравнивать изменения признаков предметов
Классифицировать предметы по данному основанию.
Соотносить текстовую информацию с рисунком.
Анализировать объекты и выявлять общий признак совокупности предметов.
Разбивать предметы на группы по заданным признакам
Применять представления о цвете, форме, размере, количестве для построения ряда фигур по определённому правилу.
Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении
Выбирать по заданным условиям различные ситуации расположения предметов на плоскости и в пространстве
Сравнивать порядок расположения предметов
Описывать местоположение предмета в пространстве и на плоскости
Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий)
Моделировать разнообразные ситуации расположения предметов в пространстве и на плоскости
Описывать предметы на основе полученной информации

Отношения (больше, меньше, столько же) ( 3 ч)

Отношение (больше, меньше, столько же) Способы установления взаимно-однозначного соответствия. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»
Сравнение количества совокупностей предметов. Счёт. Образование пар предметов.
Моделировать взаимно-однозначное соответствие на предметных моделях
Соотносить текстовую информацию с рисунком.
Сравнивать количество предметов в данных совокупностях, устанавливая взаимно однозначное соответствие (выделять пары предметов)
Изменять предметную модель в соответствии с данным условием
Интерпретировать информацию (сравнивать и обобщать) о количестве предметов в данных совокупностях

Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 ч)

Понятия «число» и «цифра». Счёт. Узнавание и письмо цифр.
Знакомство с цифрами.
Варианты выбора двух предметов из трёх.
Обозначение количества предметов цифрой.
Отрезок натурального ряда чисел для счёта предметов.
Присчитывание и отсчитывание по одному предмету
Счёт предметов. Порядок следования чисел при счёте.
Записывать цифрой количество предметов.
Распознавать данную цифру.
Выбирать один предмет из данной совокупности предметов.
Анализировать предметы данной совокупности.
Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).
Выбирать цифру для записи количества предметов.
Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).
Анализировать рисунок и записывать цифрой число предметов по данному условию
Выбирать ряд чисел для счёта предметов
Упражняться в присчитывании и отсчитывании по одному предмету
Определять признак, по которому соединили пары картинок или составили ряд предметов
Описывать объект (двузначное число) на основе полученной информации, содержащейся в предметной, вербальной, символической и графической моделях

Точка. Прямая и кривая линии (2 ч)

Точка. Прямая и кривая линии.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линии (кривая и прямая)
Знакомство с линейкой как инструментом для проведения прямых линий.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Изображение прямых и кривых линий на плоскости.
Пересечение кривых и прямых линий на плоскости.
Проводить прямые линии через одну точку.
Выбирать на рисунке прямые линии
Проверять выбранную прямую линию с помощью линейки (самоконтроль)
Проводить прямые и кривые линии через две данные точки.
Разбивать кривые линии на группы (замкнутые и незамкнутые)
Распознавать линии на рисунках

Луч (2 ч)

Луч
Изображение луча с помощью линейки.
Прямая линия и луч.
Пересечение лучей.
Сравнивать изображения луча и прямой.
Анализировать изображение лучей на плоскости
Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.
Определять количество лучей, изображённых на рисунке.
Выбирать рисунок по данному условию.

Отрезок. Длина отрезка (5 ч)

Отрезок. Длина отрезка













Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия, отрезок. Построение отрезка с помощью линейки. Построение отрезка заданной длины.
Обозначение отрезка буквами.
Сравнение длин отрезков с помощью одной мерки.
Линейка как инструмент для измерения длин отрезков.
Знакомство с единицей длины сантиметром.
Запись длины отрезка в виде равенства.

Строить отрезок с помощью линейки.
Сравнивать изображения прямой, луча и отрезка.
Выделять отрезки на чертеже.
Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля
Составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник)
Выбирать пару отрезков, соответствующих данному отношению
Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка
Строить отрезок заданной длины
Измерять и записывать длину данного отрезка
Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля.
Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять геометрические величины


Числовой луч (2 ч)

Числовой луч
Знакомство с числовым лучом
Существенные признаки числового луча
Последовательность выполняемых действий при построении луча
Строить числовой луч по инструкции.
Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.
Определять количество мерок, которые содержатся в отрезке.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок « и/или..», «если, то»

Неравенства (3 ч)

Неравенства
Знакомство с записью неравенства.
Замена слов «больше», «меньше» соответствующими знаками.
Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте
Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >,<.
Проверять на числовом луче результаты сравнения.
Считать предметы и выделять пары.
Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенств.
Записывать неравенства с числами, соответствующими точкам на числовом луче.

Сложение (13 ч)

Арифметические действия. Сложение чисел.

Сложение длин отрезков
Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы.
Изображение сложения чисел на чис-ловом луче. Верные и неверные равенства. Переместительное свойство сложения. Состав чисел: 4, 5, 6, 7, 8, 9 (таблица сложения в пределах десяти). Установка на запоминание состава однозначных чисел (карточки для самопроверки результатов).
Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4+2 > 5, 6 > 3+2, 4+2 > 3+2.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие сложения (предметные, вербальные, графические и символические модели)
Изображать сложение чисел на числовом луче
Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство
Выбирать равенство, изображенное на данном числовом луче
Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях
Выбирать рисунок, который соответствует данному равенству
Обнаруживать и устранять недочеты логического и арифметического характера
Записывать равенство, изображенное на числовом луче
Выбирать равенство, соответствующее рисунку
Классифицировать предметы по различным основаниям
Выполнять практические действия с монетами
Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств
Анализировать выражения, составленные по определенному правилу
Записывать выражения по определенному правилу
Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля
Записывать сложение длин отрезков в виде равенства
Записывать однозначное число в виде суммы двух слагаемых
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (предметные, вербальные, графические и символические модели)

Вычитание (5 ч)

Вычитание однозначных чисел




















Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Знакомство с терминологией: названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности).
Изображение вычитания чисел на чис-ловом луче.
Число 0 как компонент арифметических действий сложения и вычитания.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели).
Изображать равенства на числовом луче
Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство
Выбирать равенство, изображенное на данном числовом луче
Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях
Выбирать рисунок, который соответствует данному равенству
Записывать равенство, изображенное на числовом луче
Выбирать равенство, соответствующее рисунку
Классифицировать предметы по различным основаниям
Выполнять практические действия с монетами
Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств
Находить правило, по которому составлены выражения
Записывать выражения по определенному правилу
Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля
Записывать вычитание длин отрезков в виде равенства
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (предметные, графические модели)

Целое и части (8 ч)

Целое и части
Представление о целом и его частях (соотнесение предметных моделей).
Взаимосвязь компонентов и результатов действия сложения и вычитания.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие соотношение целого и его частей (предметные, вербальные, графические и символические модели).
Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания)
Объяснять равенства, записанные к данному рисунку
Использовать отрезки для записи равенств на сложение и вычитание
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок « и/или..», «если, то», «неверно, что»
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (предметные, вербальные, графические и символические модели)

Отношения (больше на, меньше на, увеличить на, уменьшить на) (6 ч)

Отношения (больше на, меньше на, увеличить на, уменьшить на)
Иллюстрация смысла отношений на предметных моделях.
Символическая интерпретация данных понятий
Записывать равенства, соответствующие рисункам
Читать данные равенства с использованием математической терминологии

Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (5 ч)

Отношения разностного сравнения (на сколько больше? на сколько меньше?)
Знакомство с предметной моделью данных отношений.
Уменьшение данной предметной совокупности на несколько предметов.
Уменьшение совокупности, равночисленной данной на несколько предметов.
Выбирать предметную или графическую модели по данному рисунку
Записывать равенства, соответствующие данной графической модели
Строить отрезок, длина которого равна разности длин двух данных отрезков
Пояснять равенства, записанные по данному рисунку
Изменять модели в соответствии с данным требованием

Двузначные числа (2 ч)

Двузначные числа
Запись числа 10 цифрами 1 и 0.
Модель десятка. Счет десятками.
Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Разрядный состав двузначных чисел. Разряд единиц, разряд десятков. Правила чтения двузначных чисел от 10-ти до 19-ти, от 20-ти до 99-ти
Изготавливать модели десятков (треугольник) и единиц (кружок).
Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.
Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели
Выполнять преобразование данной символической модели в соответствии с данным требованием
Классифицировать числа по разным основаниям
Использовать предметные модели (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел
Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче

Двузначные числа. Сложение. Вычитание (12 ч)

Двузначные числа. Сложение. Вычитание
Сложение (вычитание) десятков. Запись двузначных чисел в виде суммы двух слагаемых. Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на несколько десятков
Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц) на предметных моделях, на калькуляторе
Обобщать правила сложения двузначного и однозначного чисел без перехода в другой разряд
Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства
Группировать числа при вычислении значений выражений
Выявлять правило, по которому составлены пары выражений
Составлять выражения по тому же правилу
Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы
Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства
Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения
Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками
Устанавливать закономерность в числовой последовательности
Составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и их упорядочения

Ломаная (2 ч)

Ломаная






Построение ломаной.
Звенья и вершины ломаной.
Обозначение вершин ломаной буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки
Соотносить информацию о ломаной с её изображением
Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий
Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий
Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных
Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию
Строить ломаную линию из данных отрезков

Длина. Сравнение. Измерение (18 ч)

Длина. Сравнение. Измерение
Сравнение длин предметов.
Введение термина «величина». Знакомство с единицами длины – миллиметром, дециметром.
Запись сложения и вычитания величин (длина).
Измерять длины отрезков
Составлять информацию о данных отрезках с помощью линейки как инструмента для измерения длин отрезков
Строить отрезки заданной длины
Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >, <, =
Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием
Использовать различные способы действия для проверки данного утверждения (предметные, вербальные, графические модели, вычисления, измерения).
Анализировать различные варианты выполнения заданий
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин и их упорядочения


Введение термина «схема»
Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению
Изображать схему по данному условию (ситуации)
Пояснять схему, составленную в соответствии с данным требованием

Масса. Сравнение. Измерение (3 ч)

Масса. Сравнение. Измерение
Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы – килограммом.
Сравнение, сложение и вычитание массы предметов
Сравнивать предметы по определенному свойству
Определять массу предмета по информации, данной на рисунке
Обозначать массу предмета отрезком
Выбирать отрезок, соответствующий данной массе
Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач
Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания)
Выбирать однородные величины
Выполнять сложение и вычитание однородных величин
Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду
Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов

Работа с данными (изучается на основе всех разделов курса математики 1-го класса)

Анализ данных чисел.
Представление информации, связанной со счётом.
Анализ и измерение величин.
Сбор информации на основе анализа
предметных, вербальных, графических и символических моделей. Описание: 1) предметов и их признаков (цвет, форма, размер, количество); 2) отношений: 3) ве- личин на основе полученной информации.
Конструировать простейшие выска-зывания

Выбирать рисунки, соответствующие ряду числовых выражений
Выбирать наименьшее (наибольшее) из данных однозначных чисел
Записывать данные числа в порядке возрастания или убывания
Выявлять правило (закономерность), по которому составлены числа в ряду, и продолжать запись чисел данного ряда по тому же правилу
Моделировать ситуации, содержащие отношения «меньше на», «больше на»
Строить отрезок, длина которого выражена в сантиметрах, и отрезок, длина которого меньше (больше) данного на некоторую величину
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (предметные, вербальные, графические и символические модели)
Анализировать житейские ситуации, требующие измерения длины и массы предметов
Сравнивать и обобщать данную информация, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символические моделей






Календарно-тематическое планирование
1 класс (из расчёта 4 ч в неделю)
№ п/п

ур. в теме
Название темы
Дата проведения



Признаки предметов (10 ч)



1
Знакомство с учебником математики и Тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт



2
Выделение «лишнего» предмета. Счёт



3
Выявление закономерности (правила). Счёт



4
Пространственные отношения «перед», «за», «между». Счёт



5
Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт



6
Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт



7
Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже» и др. Счёт



8
Пространственные отношения. Счёт



9
Проверка сформированности у учащихся представлений об изменении признаков предметов, о пространственных отношениях. Счёт



10
Размеры предметов (длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже). Счёт




Отношения (3 ч)



11
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»



12
Применение отношений «больше», «меньше», «столько же»



13
Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же»




Число и цифра (9 ч)



14
Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра»



15
Число и цифра 7



16
Число и цифра 4



17
Число и цифра 6



18
Число и цифра 5



19
Число и цифра 9



20
Число и цифра 3



21
Число и цифра 2



22
Число и цифра 8




Однозначные числа (5 ч)



23
Предметный смысл правила построения ряда однозначных чисел (отрезок натурального ряда чисел)



24
Присчитывание и отсчитывание по одному предмету



25
Присчитывание и отсчитывание по одному предмету



26
Число и цифра 0. Применение приёма присчитывания и отсчитывания по одному предмету



27
Счёт. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Самостоятельная работа




Точка. Прямая и кривая линии (2 ч)



28
Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. Построение прямых линий



29
Замкнутые и незамкнутые кривые




Луч. Отрезок (2 ч)



30
Луч. Пересечение линий



31
Построение отрезка, его существенные признаки



32
Контрольная работа №1. Тема «Признаки предметов. Отношения и счёт предметов. Запись чисел с помощью цифр»




Длина отрезка (4 ч)



33
Сравнение длин отрезков с помощью циркуля



34
Сравнение длин отрезков с помощью мерки



35
Обозначение отношений «больше», «меньше», «столько же» с помощью отрезков



36
Сравнение длин отрезков и их построение с помощью циркуля



37
Сравнение длин отрезков и их построение с помощью циркуля



38
Закрепление




Числовой луч (2 ч)



1
Знакомство с числовым лучом



2
Сравнение длин отрезков с помощью числового луча




Неравенства(3 ч)



3
Числовые неравенства, их запись



4
Сравнение однозначных чисел. Запись неравенств



5
Запись числовых неравенств




Сложение. Переместительное свойство сложения (13 ч)



6
Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия сложения



7
Изображение равенств на числовом луче и запись равенства по его изображению на числовом луче. Состав числа 4



8
Переместительное свойство сложения. Состав числа 6



9
Контрольная работа №2. Тема «Работа с отрезками, числовым лучом. Сравнение чисел»



10
Состав числа 6. Установка на запоминание



11
Состав числа 5. Неравенства



12
Состав числа 5. Установка на запоминание



13
Состав числа 8



14
Состав числа 8. Установка на запоминание



15
Состав числа 7



16
Состав числа 7. Установка на запоминание



17
Состав числа 9. Установка на запоминание



18
Формирование табличных навыков сложения



19
Формирование табличных навыков сложения



20
Контрольная работа №3. Тема «Сложение и состав однозначных чисел»




Вычитание (3 ч)



21
Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания



22
Изображение вычитания на числовом луче



23
Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания



24
Закрепление (Резервные уроки)




Целое и части (8 ч)



1
Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания



2
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания



3
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания



4
Изображение равенств с помощью отрезков. Целое и части



5
Запись равенств по их изображению на числовом луче



6
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания



7
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания



8
Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания




Увеличить на... Уменьшить на... (4 ч)



9
Знакомство с терминами «увеличить на...», «уменьшить на ...». Табличные навыки



10
Понятия «увеличить на. », «уменьшить на ...». Табличные навыки



11
Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки



12
«Увеличить на. », «уменьшить на. ». Табличные навыки




Число и цифра 0 (2 ч)



13
Предметный смысл действий с нулём



14
Число и цифра 0. Табличные навыки




Сложение и вычитание отрезков (3 ч)



15
Сложение отрезков с помощью циркуля



16
Вычитание отрезков с помощью циркуля



17
Сложение и вычитание отрезков. Работа в ТПО



18
Контрольная работа №4. Тема «Сложение и вычитание однозначных чисел. Уменьшение иувеличение числа на несколько единиц»»




На сколько больше? На сколько меньше? (5 ч)



19
Предметный смысл разностного сравнения



20
Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки



21
Соотнесение вербальной, предметной и символической моделей



22
Построение разности двух отрезков. Замена предметной модели символической



23
Табличные навыки. Неравенства




Ломаная (2 ч)



24
Знакомство учащихся с ломаной линией и её элементами



25
Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных




Двузначные числа. Сложение. Вычитание (12 ч)



26
Счётная единица «десяток». Запись результата счёта в виде количества десятков и единиц. Состав числа 10



27
Предметные модели 1 десятка и 1 единицы. Запись и чтение двузначных чисел от 20 и далее. Состав числа 10



28
Чтение двузначных чисел. Состав числа 10. Названия десятков



29
Сложение и вычитание «круглых десятков»



30
Контрольная работа №5. Тема «Состав однозначных чисел. Разностное сравнение»



31
Соотнесение предметных и символических моделей. «Увеличить на...», «уменьшить на...»



32
Знакомство учащихся с названиями двузначных чисел от 11 до 19



33
Чтение, запись и сравнение двузначных чисел



34
Соотнесение предметной, вербальной и символической моделей



35
Обобщение знаний о структуре двузначного числа. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых



36
Результаты изучения темы «Двузначные числа. Сложение и вычитание»



37
Закрепление изученного




Единицы длины. Сложение. Вычитание (18 ч)



1
Знакомство с единицами длины 1 см, 1 дм. Соотношение единиц длины. Состав числа 10



2
Измерение длин отре31.03зков с помощью линейки. Сравнение длин отрезков. Состав числа 10



3
Соотношение единиц длины. Состав числа 10 (установка на запоминание)



4
Сравнение и измерение длин. Табличные навыки (включая число 10)



5
Сравнение двузначных чисел, запись их в виде суммы разрядных слагаемых



6
Табличные навыки. Числовой луч. Сравнение длин отрезков



7
Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков



8
Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд



9
Сложение двузначных чисел и «круглых» десятков



10
Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд



11
Вычитание «круглых» десятков из двузначного числа



12
Взаимосвязь вычислительных навыков и умений



13
Контрольная работа №6. «Двузначные числа.»



14
Построение отрезков заданной длины. Сравнение величин. Вычислительные навыки и умения



15
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения



16
Вычислительные умения



17
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения



18
Контрольная работа №7. Тема «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Единицы длины»



19
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения



20
Результаты изучения темы



21
Закрепление изученного



22
Закрепление изученного



23
Закрепление изученного



24
Закрепление изученного




Масса (3 ч)



22
Формирование представлений о массе. Единица массы 1 кг



23
Масса предметов. Замена вербальной модели предметной



24
Моделирование числовых выражений с помощью отрезков


127.
25
Закрепление изученного


128
26
Закрепление изученного


129
27
Аттестационная работа


130
28
Закрепление изученного


131
29
Закрепление изученного


132
30
Закрепление изученного



7. Материально- техническое обеспечение
Для учащихся Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХ
· век», 2013
Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике№1, №2. 1 класс Изд-во «Ассоциация ХХ
· век», 2013
Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 1 класс. М., Линка-Пресс, 2013
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век»,2013
Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 1 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2013
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век»
Для учителя Истомина Н.Б., Редько З.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» «Ассоциация ХХ1 век»,2013 .








13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 115