Итоговая аттестационная работа по курсам Педкампус

Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС
по предметной области «Химия»
Вопрос 1. Какова структура инновационных процессов, реализуемых или планируемых Вами в Вашей предметной (профессиональной) области? Какие этапы инновационного образовательного (воспитательного) процесса Вы реализуете в своей профессиональной деятельности?

В связи с переходом на ФГОС существенно поменялась нормативная сфера образования, то есть учебный план освоения специальностей, примерная программа учебной дисциплины "Химия", общие рекомендации организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении.
В связи с резким сокращением обязательной учебной аудиторной нагрузки по дисциплине «Химия» с 117 часов до 78 возникла сложная педагогическая ситуация перехода с традиционного подхода к компетентностному обучению, которая требовала скорейшего разрешения. Объём часов в группах специальностей технического профиля снизился, но при этом прошло увеличение учебной нагрузки по лабораторным и практическим занятиям с 24 до 38 часов. В примерной программе дисциплины появились профильные и профессионально значимые элементы. Всё это потребовало серьёзного анализа эффективности применяемых педагогических методов, оптимизации работы лаборатории химии, создания единой инновационной образовательной среды.
Инновационный процесс заключается в совокупности взаимосвязанных действий по созданию, восприятию, освоению и применению на практике новаций, что мы попытались реализовать в рамках долгосрочного педагогического проекта «Совершенствование системы подготовки студентов по дисциплине «Химия». Промежуточные итоги внедрения необходимых новшеств были представлены на всероссийском конкурсе «Лучший педагогический проект» в 2015 году и получили высокую оценку (диплом 3 степени).
Основными этапами инновационного образовательного процесса были представленные ниже элементы педагогического проекта. На начальном этапе была разработана концепции по созданию и внедрению инновации через изучение положительного педагогического опыта, приемлемых теоретических подходов, поиск адекватных практических путей решения возникшей педагогической проблемы.
Далее последовало эскизное и детальное проектирование процесса, которое осуществлялось посредством разработки ресурсной модели дисциплины «Химия» для обеспечения безопасной реализации лабораторно-практического комплекса. На этом этапе был подготовлен и утверждён комплект локальных актов и регулирующих документов: паспорт комплексной лаборатории, список «Группы хранения реактивов», план пожаротушения, планы работы лаборатории на учебный год и перспективного развития на 5 лет, графики планово-предупредительного ремонта оборудования, а также перечни лабораторных и практических занятий по всем химическим дисциплинам. Сотрудниками лаборатории химии разработаны инструкции по подготовке лабораторных работ, нормативные материалы по охране труда для студентов и учебно-вспомогательного персонала.
Создание и апробация опытной модели было невозможно без подготовки и утверждения рабочей тетради «Работы лабораторные и занятия практические» для студентов на 36 часовой химический практикум для технических специальностей. Применение данной тетради высвобождает более 20 минут на каждом аудиторном занятии для закрепления учебного материала на уроке. Общий резерв времени составляет около 6,3 академических часов на студента за курс общеобразовательной химии, то есть опытная инновационная модель призвана решить проблему недостаточной аудиторной нагрузки и организации внеаудиторной деятельности. После рассмотрения на цикловой комиссии рабочая тетрадь в объёме 106 страниц была утверждена заместителем директора по учебной работе и получила внешнюю рецензию. Новизна педагогического проекта заключается в разработке и планомерном использовании на 12 лабораторных работах и 7 практических занятиях рабочей тетради. В каждой работе указаны цели, приборы и реактивы, теоретическое обоснование работы, порядок выполнения работы, контрольные вопросы, а также приведены таблицы для оформления результатов опытов. Свободные листы для письменной работы студентов по составлению выводов, подготовке ответов для контроля преподавателем существенно облегчает оформление отчетов по лабораторному практикуму. С 2013 года в вычислительном центре колледжа изготовлено к реализации в учебном процессе более 480 тетрадей, что соответствует суммарному количеству студентов ежегодного нового набора. Трёхлетняя апробация опытной модели позволила удачно расширить теоретический материал данного учебного пособия. Участие с экспериментальным вариантом рабочей тетради для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в межрегиональном конкурсе «Лучшая методическая разработка - 2014» среди преподавателей профессиональных образовательных организаций отмечено дипломом 2 степени.
Следующий этап инновационного образовательного процесса (технологизация) сопровождался внесением необходимых изменений в дидактические раздаточные комплекты, усовершенствованием контрольно - измерительных материалов, переработкой технологических карт отдельных занятий в связи с расширением используемых методов. Разработан входной контроль, проводится стартовая диагностика студентов по уровню знаний и мотивации к изучению дисциплины «Химия». В группах первого курса технического профиля осуществляется апробация методических разработок аудиторных занятий и внеурочной деятельности. Для лучшего усвоения студентами учебного материала обновила компьютерные презентации к 20 теоретическим занятиям с опорой на методические приёмы технологии развития критического мышления. Повышению познавательной активности первокурсников способствует использование на уроках бланков контроля работы студента, метода «ромашки превращений» при изучении химических свойств простых веществ, «корзины идей» и приём «круги по воде» при обсуждении областей применения веществ, удачный подбор занимательных проблемных заданий.
Технология естественного общения позволяет сделать атмосферу на занятиях комфортной и непринуждённой. Игра «Погуляй по радуге» по строению атома, закрепление материала в формате «12 записок» по характеристикам металлов, применение наглядности «Треугольники величин» при решении расчётных задач – вот лишь малый перечень интересных моментов учебных занятий. Таким образом, я придерживалась последовательности теоретического уровня инновационной деятельности от идеи (замысел) к конкретным выводам через программу реализации педагогического проекта, экспертизу, апробацию и анализ полученных результатов.
Экспериментальная проверка заключалась в получении экспертного заключения о возможности использования рабочей тетради в учебном процессе. Рецензентами являлись преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Пермский строительный колледж» Кандакова М. В. и доцент кафедры «Технические дисциплины» ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» ЛФ Крейцер Н.В. Любое педагогическое нововведение всегда должно быть ориентировано на повышение эффективности учебного процесса и улучшение образования в колледже. Так для организации внеаудиторной деятельности разработала и утвердила методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Химия» для специальностей технического профиля. В 2013 году получила диплом за участие в конкурсе «Лучший учебно-методический комплекс ФГОС- 2013».
Считаю, что описанный мною инновационный процесс является управляемым, так как ярко выражены этапы преобразований от педагогического поиска, создания педагогического новшества, реализации до рефлексии нововведения. На данный момент проводится серийное использование данной образовательной инновации. После успешного представления опыта по достаточно результативному многолетнему использованию методической разработки на Краевом методическом объединении преподавателей химии Пермского края учебное издание «Работы лабораторные и занятия практические» было рассмотрено экспертным советом. Приказом № 36 – СД/03 от 20.12.2014 г данной рабочей тетради присвоен гриф Совета директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края, а педагогический проект «Совершенствование системы подготовки студентов по дисциплине «Химия» был завершён с общими затратами за три года в 31478 рублей (в том числе привлечённые средства – 19954 рублей). Абсолютная успеваемость в группах первого курса технического профиля достигает 90 %. Повышение качества знаний показывает позитивная динамика качественной успеваемости, например: по специальностям «Компьютерные сети» - 63 %, «Техническое регулирование и управление качеством» - 64 %.

Вопрос 2. Применяете ли Вы технологический подход в Вашей профессиональной деятельности? Если да, то поясните, в чем он состоит. Если нет, то идентифицируете ли Вы предпосылки для его реализации? Какие?

Уверена, что в своей педагогической деятельности на технологический подход опирается каждый преподаватель, так как именно последовательная технологическая цепочка учебных действий позволяет:
- достичь высокого качества обучения студентов на основе прогнозируемых результатов в условиях имеющихся, порой очень ограниченных, материальных ресурсов,
- выбрать оптимальные методы и приёмы обучения, соответствующие уровню знаний, умений и слабой мотивации обучающихся,
- управлять учебно – воспитательным процессом для гармоничного развития личности студентов колледжа, а также оперативного решения некоторых социальных проблем.
Признаком, определяющим эффективность педагогической технологии, является её действенность, при этом каждый метод, методика и технология должны обладать системностью. Несмотря на довольно чёткие процедуры учебных занятий и строгую структурированность сценариев воспитательных мероприятий, технологический подход в образовании имеет творческий характер. Технологии обучения отличаются по конструктивной деятельности педагога, видам образования (светское, религиозное и профессиональное). В зависимости от путей решения педагогических задач технологии подразделяются:
- по формам (индивидуальные, групповые, внеурочные),
- используемым средствам (ИКТ, телекоммуникационные),
- направленности (развивающие, воспитательные).
Но все перечисленные педагогические технологии работают на повышение качества обучения. Селезнева Н.А., Субетто А.И. характеризуют качество как «сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств образования, уровень компетентности выпускников».
По мнению многих авторов, педагогической технологией можно считать алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения. Какие технологии в своей ежедневной работе я чаще всего применяю? Игровые, компьютерные, проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления - вот лишь краткий перечень. Полный ответ на этот вопрос получится объёмным, так как для достижения разных целей подходит целый спектр образовательных технологий, хотя объединяют их общие критерии технологичности: научность, концептуальность, системность, структурированности, управляемость, эффективность, тиражируемость и развивающий характер.
Выбор технологии исходит от конкретной педагогической задачи, которую нужно решить. По мнению Кузьминой Н.В., проблема возникает тогда, когда нужно перевести учеников из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать умения, навыки (не знал – узнал, не умел – научился, не понимал – понял) или же переделать одну систему знаний, умений, навыков в другую. Разберём несколько этапов аудиторного занятия по теме «Металлы», основанные на элементах технологии проблемного обучения. При изучении физических свойств металлов предлагаю студентам выполнить проблемные задания:
1) При помощи водопроводной воды и ложек определите, у какого металла (алюминия или серебра) теплопроводность выше?
2) В груде различных отрезков и бытовых отходов найдите железный гвоздь с помощью подручных материалов. Объясните, почему медные пластинки не удалось притянуть к магниту?
В ходе конструирующей деятельности при разработке подобных заданий преподаватель, по мнению Р.П. Скульского, должен решить следующие задачи: «отбирает содержание учебной информации, конкретизирует общую цель урока, определяет целесообразный для данных условий тип урока, устанавливает ведущий метод обучения и систему методических приёмов»
В целях развития общих компетенций и изучения конкретных химических свойств студенты выполняют проблемные задания по вариантам. Работа проводится в парах, при этом обучающимся нужно провести химический эксперимент и написать соответствующие уравнения реакций. С помощью предложенных реактивов и химической посуды ребята пытаются справиться с реальными проблемами из повседневной жизни или производственной сферы. Например:
1) Можно ли для обработки кустарников от вредителей растворить медный купорос в оцинкованном ведре и оставить на хранение на даче?
2) На заводе раствор нитрата свинца хранился в ёмкости с цинковой заглушкой. Очень быстро реактив и пробка пришли в негодность. Что произошло?
3) Можно ли перевозить соляную кислоту в оцинкованных контейнерах?
4) Туристы сварили кислый компот из лесных ягод в оцинкованном ведре? Почему походный напиток их разочаровал?
Таким образом, применяю универсальные методы, когда начиная с постановки проблемы, студенты формируют цель, конкретизируют эту цель в задачах, находят решение, осуществляют самоконтроль и самооценку после коллективного обсуждения выводов. Для активизации мышления и познавательной потребности студентов часто включаю в технологическую карту урока проблемные вопросы для совместного фронтального обсуждения, например:
1) В годы Первой мировой войны построили подводную лодку. Обшивка была медной, а заклёпки - алюминиевые. При спуске корабля вода около судна закипела, а медные листы отвалились. Что произошло?
2) Вы хотите помочь дедушке и почистить старинную медную монету. Что произойдёт с монетой, если её опустить в раствор соляной кислоты?
Создание проблемной ситуации через познавательную задачу организую для приобщения студентов к поиску наиболее удачных способов разрешения возникающих жизненных противоречий. Именно технология проблемного обучения приближает студентов колледжа к исследовательской деятельности, необходимой для становления конкурентно способного специалиста.
На одном из этапов этого учебного занятия, направленных на актуализацию знаний по дидактической единице «Строение атомов металлов» использую элементы игровой технологии. Игровой момент «Угадай-ка» заключается в определении металла по цитате известного химика.
Задание: назовите металл, о котором академик А.Е. Ферсман писал так: «При исчезновении его на улице стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, так как, лишившись 3 граммов этого металла, умер».
Следующий игровой момент «Погуляй по радуге» связан со строением атома отгаданного ранее металла. Задание: используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, нарисуйте электронную схему строения атома железа, составьте его электронную формулу. На доске с помощью магнитов студенты собирают динамичную схему атома, изготовленную из разноцветной пластиковой плёнки скоросшивателей. Модель семи энергетических уровней по цветам радуги отображает распределение электронов по s, p, d подуровням на условных орбиталях (квадраты жёлтого цвета) и форму электронных облаков (голубой цвет). Модель атома сделана своими руками и с большим удовольствием используется студентами на занятиях благодаря красочности и наглядности. Заряд ядра атома железа равен + 26, число нейтронов в ядре 56-26=30. Так как атом электронейтрален, то число протонов и электронов в атоме железа равно 26.
Схема электронного строения железа:
+26

2 8 14 2
Строение атома железа можно записать электронной формулой 1s22s22p63s23p64s23d6, используя ряд В. Клечковского, оформленный на формате А 4 по цвету радуги. Атом железа в химических реакциях отдает 2 или 3 внешних электрона, он принимает степень окисления + 2,+ 3. Студенты делают вывод о восстановительных способностях железа и многих других металлов.
Идентификация педагогических технологий проводится по разным принципам систематизации, например: отношение к факторам развития, изложение особенностей применения концепции, принадлежность к содержательной области, указание преобладающих видов образовательной деятельности, тип управления педагогическим процессом, воспитательная ориентация, преобладающие методы и средства обучения. Повышая учебную мотивацию студентов, технологический подход позволяет сделать занятия более результативными, обеспечивает креативность процесса обучения, способствует всестороннему эстетическому и нравственному развитию обучающегося.

Вопрос 3. Какие методы выбора, прогнозирования, поиска идей педагогических инноваций Вы считаете наиболее эффективными в Вашей предметной (профессиональной) области? Ответ обоснуйте.

Работая заведующей комплексной лабораторией химии в политехническом колледже, приходится решать вопросы по эффективному использованию разнообразных методов обучения, которые бы учитывали обеспеченность материальными ресурсами, неоднородный уровень школьной подготовки абитуриентов, возрастные особенности студентов первого курса, их профессиональные и личностные интересы.
По данным К. Ангеловски, основными мотивами 41 % учителей, применяющих новшества, являются «стремление стимулировать учеников к большей активности в учебно – воспитательном процессе». Уверена, что я отношусь именно к этой категории педагогов. Проведя анализ преобладающих в моей работе форм предъявления знаний и видов учебной деятельности, пришла к выводу, что 76 % составляют проблемные, игровые, коллективно - групповые методы обучения. Акцент на практическое использование знаний, а также активная роль студента в образовательном процессе указывают на инновационный характер модели обучения. Методами выбора инновационной политики, которые я чаще всего использую в своей педагогической практике, являются метод написания сценариев, мозговой атаки и игры.
Рассмотрим метод написания сценариев. Сценарий внеклассного мероприятия представляет последовательность отдельных эпизодов, направленных на достижение разных учебно-воспитательных целей. Уход от традиционных форм обучения делает рассматриваемую ситуацию жизненной, более интересной, например: при изучении влияния этанола на организм человека организую театральную постановку по мотивам басни С.Михалкова «Заяц во хмелю». Картины известных художников, слайды презентации о последствиях, ужасающие фотографии, сценка – всё это помогает студентам сделать вывод о психоактивном действии этилового спирта. Ребята с удовольствием играют животных стихотворения, отражающих людские судьбы. Особая воспитательная роль отводится зайцу, что подтверждает данный отрывок поучительной басни: «Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел. "Да что мне Лев! - кричит. - Да мне ль его бояться! Я как бы сам его не съел! Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться! Да я семь шкур с него спущу и голым в Африку пущу!.. "Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов, как меж столов, идет Косой, шумит по лесу темной ночью: "Видали мы в лесах зверей почище львов, от них и то летели клочья!..»
Метод игр помогает моделировать процессы, которые бы способствовали развитию коммуникативных навыков в ситуациях, когда участник вынужден быть активным для командной победы, должен хорошо выполнять свою функцию. Деловые игры (Суд над табаком, Страна Элементария Д.И.Менделеева, Рыцарский турнир, Следствие ведут знатоки химии) создают условия для формирования сплочённых студенческих коллективов, проявления творческих способностей обучающихся в атмосфере здоровой конкуренции и возникающего азарта. Рассмотрим в качестве примера этапы муниципального конкурса «Путешествие по Химграду», посвященного Году кино в России. Конкурс знатоков химии проводится в актовом зале колледжа среди 10 и более команд и давно стал традиционным. Каждая команда (6 участников) представляет свой девиз, эмблему и название.
Конкурс № 1 «Справочное бюро» (20 баллов). Этот этап проводится фронтально в виде шуточной викторины, причём команда предоставляет свои ответы жюри на отдельных листах после каждого блиц-вопроса.
Конкурс № 2 «Кинотеатр» (5 баллов) сопровождается просмотром видеороликов «Ошибка Шерлока Холмса» и «Удача Ф. Велера», демонстрирующих химические опыты с последующими пояснениями, выполнением практических заданий. После ролика «Казус фармацевта» команды дают характеристику взаимодействия нитроацетанилида с серной кислотой по 7 предложенным названиям типов реакции.
Конкурс № 3 «Музей Химграда» (7 баллов) направлен на актуализацию знаний студентов по основным законам и содержит информацию о видных учёных, которые внесли большой вклад в развитие химии.
Конкурс № 4 Магазин «Химзнайка» (15 баллов). Этот конкурс предусматривает командную работу по составлению тривиальных и химических названий по формулам соединений, которые широко применяются в повседневной жизни. Эталон и лист конкурсных заданий в табличном виде представлен в Приложении 1 положения мероприятия.
Конкурс № 5 «Колледж» (10 баллов) содержит вопросы, имеющие профессионально значимую информацию о некоторых веществах, встречающихся в будущей трудовой деятельности студентов. В целях экономии времени команды одновременно поднимают таблички красного, синего, зелёного цвета с обозначениями «А», «Б», «В», соответствующие правильному ответу экспресс - задания.
Конкурс № 6 «Фабрика чудес» (9 баллов) является экспериментальным. Используя предложенные реактивы, химическую посуду, команды должны покрыть медные монеты серебром, получить «химическое золото» и «молоко». Капитаны команд предъявляют получившийся практический результат на подписанном химическом подносе членам жюри. За каждое правильно оформленное уравнение реакции и название продуктов реакции жюри присуждает по 1 баллу.
Конкурс № 7 «Дом культуры» (8 баллов). Команда должна придумать оригинальное стихотворение со словами из предложенного списка: химия, элемент, спиртовка, вещество, реакция, пробирка, закон. За каждое использованное из перечня слово и художественную ценность, эффектное представление команда получает по 1 баллу.
Болельщики тоже могут принести дополнительные баллы своей команде, выполнив следующие задания: напишите химические символы элементов, названные в честь стран и континентов, великих учёных, городов и т.д. Во время окончательного подсчёта баллов и подведения итогов студентам демонстрируются видеоролики с интересными химическими опытами. Бланк для выставления оценочных баллов по каждому этапу представлен в Приложении 2 положения. Таким образом, данный фрагмент Положения о проведении конкурса знатоков «Путешествие по Химграду» регламентирует деятельность всех участников (ведущего, команд, членов жюри, болельщиков) на основе игровой технологии.

Вопрос 4. Какие современные подходы к организации педагогического процесса, изложенные в разделе 7 курса, Вы планируете внедрить (или уже внедрили) в Вашу профессиональную деятельность?

Главной особенностью организации современного образовательного процесса для реализации ФГОС считаю широкое применение активных методов обучения, которые направлены на повышение самостоятельности, мотивации студентов, развитие коллективного творчества и стимулирование обучающихся, даже независимо от их желания. Основными признаками познавательной активности студентов являются естественное стремление к самообразованию и достижению учебного результата, положительное отношение к учёбе.
Конечно, я в течение всего занятия стараюсь поддерживать желание учиться за счёт создания ситуации успеха, поощрения нестандартных решений студентов возникшей проблемы, использованием различных приемов обучения.
Примером этого является методическая разработка урока по алканам. Занятие теоретического обучения «Предельные углеводороды» проводится на первом курсе по дисциплине «Химия». На изучение, без преувеличения, самой значимой темы по органической химии, отводится всего 2 часа, поэтому основной целью создания разработки стал поиск временных ресурсов на уроке за счёт применения индивидуальной студенческой карты занятия и активных методов обучения. В данной методразработке, получившей 25.02.2015 г диплом 3 степени в краевом конкурсе «Инновационные технологии и методы в аспекте требований ФГОС», используются приёмы технологии развития критического мышления, проблемно – диалогового обучения и элементы исследовательской деятельности.
На разных этапах занятия студенты сталкиваются с необходимостью планировать и корректировать свои действия в соответствии с собственными возможностями, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Для формирования коммуникативных УУД предусмотрены парные и групповые методы работы, игра «Что в имени твоём? », коллективное создание «древа познания» для организации фронтального обсуждения посредством «мозгового штурма». Это позволяет научить студентов правильно выражать свои мысли, вести диалог и согласовывать свою работу.
«Древо познания» изображаю на доске мелом со стволом «Алканы». Стимулирование студентов к активной деятельности проводится через «формирование кроны» из интересующих вопросов по теме занятия, написанных на «зелёных» яблоках. Для составления опорной модели занятия использую приём «Толстые и тонкие вопросы». На все вопросы мы совместно отвечаем в течение занятия для «созревания яблок» (происходит замена зелёных на красные образцы).
Этап подготовки к изучению нового материала и раскрепощение студенческой аудитории провожу методом «Шляпа идей» по перечисленным ниже вопросам. На слайдах презентации размещены фотографии трагедий, разыгравшихся во время взрывов метана на шахтах и бытового газа в многоквартирном доме. Гора Янарташ в Турции около Кемера известна своими блуждающими огнями, появляющимися из расщелин скалы. Всполохи огня хорошо заметны в тёмное время суток благодаря самовоспламенению природного газа. Подобные блуждающие огни возникают на болотах, свежих могилах при разложении органических веществ. Почему на слайдах размещены фотографии шахтёров прошлого века вместе с канарейками в клетке?
Игра «Что в имени твоём?» проводится в микрогруппах по алгоритму для изучения номенклатуры ИЮПАК с использованием карточек со структурными формулами алканов. Студенты называют углеводород по его причудливому углеродному скелету: а) «снежинка», б) «осьминог», в) «ёлочка», г) «человечек» и представляют результаты с последующей корректировкой. Ответы: а) 2,2-диметилпропан, б) 3,3-диэтилпентан, в) 2,2,3,3-тетраметилбутан, г) 2,2-диметил 3-этилпентан.
Познавательные универсальные учебные действия студенты реализуют во время составления кластера «Химические свойства алканов». На слайде в виде кластера изображены реакции горения, замещения, разложения, дегидрирования и названия этих реакция. Работая в паре, студенты определяют соответствие реакции химическому уравнению и свойству алканов, например: CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O + Q; CH4 + Cl2 CH3Cl + HCl; 2CH4 С2Н2 + 3H2; CH4 С + 2H2
Исследовательский этап заключается в выполнении группового задания: при помощи стаканчиков, спичек, лучинки определите качественный элементный состав парафиновой свечи. Химический эксперимент обсуждается и подкрепляется уравнением реакции горения парафина. Студенты делают вывод: в состав парафина входят атомы углерода и водорода, потому что на стенках стакана образуются капли воды, а горящая личинка гаснет из-за скопления углекислого газа. Далее проводится взаимопроверка и коррекция записей по применению алканов в повседневной жизни на основе слайда «Кластер». Совместно делаем вывод о том, что алканы называются «химическими мертвецами», парафинами в связи с их малой склонностью к реакциям с другими веществами. Такая организация занятия ненавязчиво подталкивает студентов делать правильные логические выводы, извлекать необходимую информацию разными способами, учиться выдвигать гипотезы.
Развитие личностных УУД осуществляется за счёт использования «Инсерта» на этапе изучения материала в разделе «Физические свойства алканов» и приёма «Круги по воде» при выполнении творческого домашнего задания. Для заполнения маркировочной таблицы используется текст о страшной гибели людей в нашем городе во время взрыва бытового газа в 2004 году. Проблемный вопрос: как и почему с помощью влажного мыла можно определить утечку газа в квартире? – поможет студентам сделать нужные выводы о физических свойствах предельных углеводородов в контрольной карте занятия. Демонстрационный опыт по горению гексана докажет, что жидкие алканы имеют «бензиновый» запах, огнеопасны и не растворяются в воде. Считаю выбранные средства и методы обучения данной методической разработки целесообразными, потому что они учитывают возрастные потребности подростков в общении и самовыражении. Выполнение заданий поискового характера, стихи об алканах, работа с шаростержневыми моделями органических веществ, применение информационно-компьютерной технологии позволяет сделать занятие увлекательным, а учебный материал интересным и доступным. Важной задачей каждого преподавателя является необходимость избегать ситуаций, вызывающих у студентов отвращение к учёбе и снижение удовлетворенности учебным процессом.
Новизна методической разработки заключается ещё и в деятельном подходе, реализуемом через карту занятия каждого студента. Эта карта является опорным конспектом, который успешно используется не только для изучения и закрепления учебного материала в аудитории, но и для организации продуктивного творческого домашнего задания. Практико-ориентированный характер заданий, описание конкретных чрезвычайных ситуаций даёт возможность связать урок с реальными профессиональными целями, что способствуют формированию общих компетенций (ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6) ФГОС специальностей технического профиля, которые подробно описаны в пятом вопросе моей итоговой работы.
Конечно, эти образовательные результаты трудно прогнозировать, можно только создавать условия для возникновения положительного эффекта обучения, повышения мотивации и предотвращения переутомления студентов. Внедрение активных форм и методов обучения существенно затрагивает структуру образованности, которая представлена круг значимых проблем студентов, образовательным пространством, деятельным и когнитивным компонентами, включающими междисциплинарные и предметные знания.

Вопрос 5. Какие основные принципы, установленные ФГОС, Вы соблюдаете при формировании и/или реализации педагогических технологии в Вашей предметной области? На удовлетворение каких требований Стандарта направлены реализуемые Вами педагогические технологии?

В ФГОС по разным Основным профессиональным образовательным программам специальностей, реализуемым в нашем колледже, указаны различные требования к результатам. Например, техник по компьютерным сетям должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Наши педагогические усилия, используемые технологии и методы обучения направлены на то, чтобы после освоения учебной дисциплины «Химия» обеспечивалось достижение студентами следующих результатов:
личностных: чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных: использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных: сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Данные результаты указаны в примерной программе учебной дисциплины «Химия», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Разумное сочетание игровых, проектных, информационно–коммуникативных и других технологий позволяет нам добиться хороших результатов по овладению студентами не только универсальных учебных действий, но и общих, а в будущем и профессиональных компетенций. Что неоднократно подтверждали победы студентов на краевых и российских олимпиадах и конференциях. Так 27 февраля 2015 года победителем номинации краевого конкурса «От творческого поиска к профессиональному становлению» стал М Весютов с работой «Применение профессиональных компетенций в создании сайта по химии».
В ноябре 2015 г на краевом конкурсе исследовательских работ «Наука – это великая красота» 1 место завоевали Оганесян А. с проектом «Здоровье нации в наших руках!» и Гордеев К. с докладом «Нитраты: мифы или реальность?».

Заголовок 415