Речевая карта обследования ребёнка с ОНР (5-7 лет)

Речевая карта обследования ребёнка с ОНР
Анкетные данные.
Фамилия, имя, отчество ребёнка---------------------------------------------------------------------------------
Дата рождения---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Откуда поступил--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Речевое окружение---------------------------------------------------------------------------------------------------
Домашний адрес, телефон-----------------------------------------------------------------------------------------
Данные о родителях--------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Анамнестические данные.
ОТ какой беременности---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Характер протекания беременности----------------------------------------------------------------------------------------
Роды-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перенесенные заболевания---------------------------------------------------------------------------------------------------
Раннее физическое развитие.
Начал держать голову---------------------- сидеть---------------------------- стоять--------------------------------------
Ползать ------------------------------------------ходить---------------------------------------------------------------------------
Раннее речевое развитие.
Гуление---------------------- лепет---------------------первые слова---------------------- фраза-------------------------
Особенности артикуляционного аппарата.
Зубы: крупные, редкие, частые, нарушения зубного ряда, норма -----------------------------------------------
Прикус: правильный, передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения ---------------------
Твёрдое небо: готическое, низкое, наличие расщелин или рубцов, норма -----------------------------------
Мягкое небо: подвижное \неподвижное, длинное\короткое ----------------------------------------------------
Губы: толстые, тонкие, норма ------------------------------------------------------------------------------------------------
Язык: толстый, маленький, раздвоенный, широкий, узкий, укороченная уздечка, норма----------------


Моторная сфера.
компоненты
начало
динамика
динамика
конец

Общая моторика:
4г.: попрыгать на обеих ногах
Бросить мяч и поймать его
5л: попрыгать на левой, потом на правой ноге
Перепрыгнуть через игрушку
6л: влезть на гимнастическую стенку





Ручная моторика:
4г: сложить в кольцо указательный и большой палец
Поочерёдно сгибать и разгибать пальцы
Кулак - ладонь
5л: Кулак – ребро – ладонь ведущей рукой
Игра на рояле
Кулак – ребро – ладонь левой и правой рукой
6л: шнуровка
Застегивание пуговиц





Ведущая рука






Общее развитие ребёнка.
Основные цвета: 4г – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный -------------------------------------
5л – то же и оранжевый, голубой -------------------------------------------------------------------------------------------
6л – то же и фиолетовый, розовый, коричневый, серый ------------------------------------------------------------
Геометрические формы:4г – круг, квадрат, овал, треугольник
5л - прямоугольник 6л - многоугольник
Ориентация в пространстве:4г - показать предметы сверху, снизу, спереди, сзади
5л – то же и слева, справа 6л – то же и слева внизу, справа вверху
Временные представления.
Дни недели: 4г – не используются; 5л – не по порядку; 6л – по порядку.
Времена года:4г - не используются; 5л – путает; 6л – по порядку.
Счет------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конструктивная деятельность.
Разрезные картинки: 4г – 2 – 4 части; 5л – 3 – 5 части; 6л – 4- 8 частей.

Фигуры из палочек: 4г - «стульчик»;5л – «домик» из шести; 6л – «лодочка» из семи.

Импрессивная речь.
Работа со словами. Покажи,где
Начало
Динамика
Динамика
Конец

Единственное и множественное число сущ.





Единственное и множественное число глаголов





Предложно – падежные конструкции:
4г: в, на, под, у, с, по
5Л – перед, за, около, из, на,
6л – под, из-под, за, из-за
Глаголы с приставками:
4г – выходит, переходит, подходит.
5л – наливает, выливает ,переливает, поливает.
6л – выезжает, подъезжает, объезжает, переезжает.





Уменьшительно- ласкательные существительные( с 5 лет)





Выполнение инструкций:
4г – одно-, двухступенчатых (возьми ручку и положи её на тетрадь)
5л – двух-, трёхступенчатых (подойди к столу, возьми ручку, положи её на книгу).
6л – покажи ручкой тетрадь,
Покажи линейкой ручку.





Понимание предложений.
4г – где мама дочки? Где дочка мамы?
5л – кого рисует девочка? Чем она рисует? Кто рисует бабочку?
6л – понимание связной речи, логико – грамматических конструкций (Петя ударил Васю. Кому больно? Я пошёл в кино, после того, как сделал уроки. Что было раньше?)





Оценка







1.Общее звучание речи.
Показатели
начало
динамика
динамка
конец

Разборчивость





Темп: тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, норма.






Ритм: норма, дисритмия, рястянутый, скандированный





Дыхание: свободное, затрудненное, поверхностное, неровное, неглубокое.





Голос: норма, чрезмерно громкий\тихий, гнусавый, глухой, монотонный.





Оценка





Баллы:
5-разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствует норме.
4- разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные случаи нарушения дыхания и голоса.
3- речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма и голоса.
2- разборчивость нарушена, речь малопонятна. Возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонения тембра.
1-речь понятна только близким.
2.Артикуляционная моторика.
Упражнения
начало
динамика
динамика
конец

«Улыбочка»





«Хоботок»





«Лопатка»





«Иголка»





«Улыбка – хоботок»





«Качели»





«Лошадка»






Оценка


Баллы:
5-Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
4-все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3- замедленное и напряженное выполнение.
2- выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения , отклонения в конфигурации , синкинезии, гиперкинезы.
1- невыполнение.
3.Фонематический слух.
Серии звуков: а-у------------------------ и-э-------------------------------- у-о -------------------------------------
Слоги с оппозиционными фонемами: па-ба------------------------- фа-ва----------------------------------
Слоги со сходными артикулемами: та-та-да-------------------------да-та-да-------------------------------
Твёрдые-мягкие звуки: ма-мя--------------------------------------------------------------------------------------
Слова: ложки-рожки------------------------- мышка-мишка ----------------------------------------------------
Цапля-сабля ------------------------------- уши-усы-------------------------------------- коса-коза--------------
Уточка-удочка------------------------------лук-люк-------------------------------------------------------------------
Оценка.
Баллы:
5- все задания выполнены верно.
4-допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3- ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2-часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1- невыполнение.
4.Языковой анализ и синтез.
Выделение заданного звука в слове(4г-к: рак, дом,лук,сыр)

Начало
динамика
динамика
конец







Выделение первого гласного в слове(с 5 лет). Облако, у дочка, иголка, аист





Выделение первого согласного в слове (с 6 лет). Танк, коза, сани, ракета, мышь, ландыш.





Выделение последнего согласного в слове(с 6 лет).Кот, жук, автобус, дом, шар, стул.





Определение последовательности и количества звуков в слове(С 6 лет). Кот, сом, стул, ноты, лимон,





Определение количества слов в предложении:
День был тёплый.
В парке росла высокая берёза.





Определение количества слогов в слове.





Оценка






Баллы:

5-все задания выполнены верно с первой попытки.
4-допускается одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3-задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2-большая часть заданий недоступна.
1- неверные ответы, отказ от выполнения.
5.Звукопроизношение.
Звук
начало
динамика
динамика
конец


изол
слова
речь
изол
слова
речь
изол
слова
речь
изол
слова
речь

Глас ные














П,б,
Ф,в,
М,н.













К,кь
Г,гь
Х,хь













Т,ть
Д,д













Ль













Л













С-сь













З -зь













Ц













Ш













Ж













Ч













Щ













Р













Рь



























Оценка.
Баллы:

5-безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4-Один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам.
3-Нарушено произношение трёх-пяти звуков.
2-В любой позиции искажаются шесть-девять звуков.
1- искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются до десяти звуков.
6.Слоговая структура.
Речевой ритм: ту-ту--------------------------- ту-ту------------------------------------
Ту-ту-ту----------------------- ту-ту-ту--------------------------------
Слоговая структура слова.
Слова
начало
динамика
конец

сковорода




аквариум




полотенце




велосипед




мотоцикл




С 4 лет. С 5 лет.

Слова
начало
динамика
конец

пуговица




подушка




хлеб




мост




медведь





С 6 лет.
Слова
начало
динамика
конец

мотоциклист




фотоаппарат




водопроводчик




регулировщик





Структура предложений.
С 5 лет .
Мальчики слепили снеговика.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Оценка.
Баллы:
5- правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4- воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3- замедленное , послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры.
1-невоспроизведение.
7.Грамматический строй речи.
Именительный падеж множественного числа. Один-много.
С 4 лет. Стол---------------------------- рот-----------------------------окно---------------------------------------------------
С 5 лет. Глаз----------------------------- ухо----------------------------- лев---------------------------------------------------
С 6 лет. Лист---------------------------- дерево-----------------------ведро ------------------------------------------------
Родительный падеж множественного числа. Много чего.
С 5 лет. Окно------------------------------- ложка--------------------------- берёза------------------------------------------
С 6 лет. Карандаш------------------------- ведро--------------------------- ключ--------------------------------------------
Косвенные падежи. Кто это? Что это?--------------------------------------------------------------------------------
Без чего?------------------------------------------------------------- Даёт корм кому?----------------------------------------
Нарисовал кого?------------------------------------------------------- Работает чем? -------------------------------
·--------
Мечтает о чем?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предложно-падежные конструкции.
Куда прыгнул щенок? С 4 лет. На------------------------------- в---------------------------------- над-------------------
Под------------------------------------ к-----------------------------------------------------------------------------------------------
С 5 лет. Над------------------------- перед----------------------------- за------------------------- около---------------------
С 6 лет. Под------------------------из-под-------------------------------за--------------------------из-за---------------------
Согласование прилагательных с существительными.
Именительный падеж.
Качественные прилагательные. « Мы закрасим этот предмет такой краской, что получится?»
Красный помидор---------------------------------- лыжи--------------------------------------------------------------
Роза----------------------------------------- яблоко------------------------------------------------------------
Относительные прилагательные. «Про какой предмет можно сказать»
Жёлтый------------------------------------ жёлтое------------------------------------------------------------
Жёлтые------------------------------------жёлтая------------------------------------------------------------
Косвенные падежи.
Чего не стало (зелёного карандаша)--------------------------------------------------------------------------------------
К чему подошёл?----------------------------------------------Что купишь?---------------------------------------------------
С чем пойдёшь в гости?------------------------------------- О чем ты мечтаешь?--------------------------------------
Согласование числительных с существительными.
С 4 лет. 2 (кот)--------------------------------------------------- (машина)-----------------------------------------------------
5 (кот)----------------------------------------------------(машина)-----------------------------------------------------
С 5 лет. 2 (яблоко)-----------------------------------------------(окно)---------------------------------------------------------
5 (яблоко)-----------------------------------------------(окно)---------------------------------------------------------
С 6 лет.2 (пень)-----------------------------------------------(карандаш)------------------------------------------------------
5 (пень)-----------------------------------------------(карандаш)-----------------------------------------------------
Оценка.
Баллы:
5-правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4-единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3-большинство заданий выполняется с помощью.
4- большинство заданий не выполняется.
1- невыполнение.
8.Словообразование.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( предметы, детёныши животных)
слова
Начало
Динамика
конец

стол




кукла




ложка




кот




лиса




собака





слова
начало
динамика
конец

дуб




воробей




ведро




заяц




волк




медведь




С 4 лет. С 5 лет.








С 6 лет.
слова
начало
динамика
конец

ящик




платье




зеркало




собака




корова




свинья





Относительные прилагательные.
С 5 лет. Куртка из кожи ------------------------------------------- стол из дерева-----------------------------------------
Стакан из стекла--------------------------------------------------------------------------------------------------------
С 6 лет. Шуба из меха---------------------------------------------- мяч из резины-----------------------------------------
Платье из шерсти----------------------------------------- кисель из малины------------------------------------
Притяжательные прилагательные.
С 5 лет. Шапка папы------------------------------------------------- платок тёти--------------------------------------------
Хвост зайца-------------------------------------------------- морда зайца------------------------------------------
С 6 лет. Хвост лисы--------------------------------------------------- хвост медведя---------------------------------------
Приставочные глаголы (с 6 лет).
Ехал. Вы----------------------------- от--------------------------------пере---------------------------- об-----------------------
Глаголы совершенного и несовершенного вид (с 6 лет).
Рисовал-нарисовал-----------------------------------------лепил-слепил---------------------------------------------------
Оценка.
Баллы:
5-правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4-единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3-большинство заданий выполняется с помощью.
4- большинство заданий не выполняется.
1- невыполнение.
9.Лексика.
Номинативная речь.
Назови предметы.
4-5 лет. Чашка -----------------------------книга-------------------------------- ---- -----------------------------------------
Часы ------------------------------------шарф -----------------------------мяч---------------------------------------
Лопата----------------------------------кастрюля -----------------------пылесос---------------------------------
С 6 лет. Пальто-----------------------------------статуя ------------------------------фонтан ------------------------------
водопад-------------------------------клумба-----------------------------------перо--------------------------------
Назови части тела.
С 4 лет. Живот------------------------------------шея--------------------------------------ножки-----------------------------
С 5 лет. Ноготь ----------------------------------колено----------------------------------грудь------------------------------
С 6 лет. Локоть-----------------------------------ладонь----------------------------------затылок---------------------------
Назови части предметов.
С 4 лет. Спинка----------------------------------сиденье-----------------------------------------------------------------------
С 5 лет. Рукав------------------------------------воротник---------------------------------------------------------------------
С 6 лет. Манжета--------------------------------петля---------------------------------------------------------------------------
Атрибутивный словарь.
«Назови какой? (какая, какое?)» лимон----------------------------------------------------------------------
Конфета--------------------------------------------------------------------
Называние формы.
С 4 лет. Круглый-------------------------------------прямоугольный--------------------------------------------------------
С 5 лет. Овальный ----------------------------------треугольная-----------------------------------------------------------
С 6 лет. Квадратное----------------------------------овальная-------------------------------------------------------------
Предикативный словарь.
«Кто что делает» (по картинкам).
С 4 лет. Ест------------------играет ------------------читает -------------------катается---------------кормит------------
С 5 лет. Моет---------------шьёт-----------------умывается------------купает---------------------------------------------
С 6 лет. Вяжет---------------жарит-----------------------------------------------------------------------------------------------
«Кто как кричит?»(по картинкам).
С 5 лет. Корова-----------------------------------волк---------------------------------------мышь----------------------------
С 6 лет. Лошадь---------------------------------собака------------------------------------овца------------------------------
« Кто что делает?»(профессии).
С 4 лет. Врач----------------------продавец--------------------учитель---------------------повар-------------------------
С 5 лет. Дворник-------------------------------------------------Летчик--------------------------------------------------------
С 6 лет. Швея------------------------------------------------------маляр---------------------------------------------------------
Антонимы.
С 5 лет. Большой------------------------------толстый-------------------------------------веселый ------------------------
белый--------------------------------чистый--------------------------------------молодой-----------------------
С 6 лет. Горе------------------------------------добро-----------------------------------------давать-------------------------
высокий----------------------------------длинный---------------------------------------------------------------------
Оценка
Баллы:
5-правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4-единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3-большинство заданий выполняется с помощью.
4- большинство заданий не выполняется.
1- невыполнение.

Исследование уровня обобщения.
С 4 лет. Игрушки-------------------------посуда------------------------одежда-----------------обувь-------------------
С 5 лет. Мебель--------------------------овощи-------------------------фрукты------------------транспорт-------------
С 6 лет. Ягоды----------------------------дикие животные-------------домашние животные------------------------
Перелётные птицы----------------------------------------------------------------------------------------------------
10.Связная речь.
Рассказ по серии сюжетных картин.
«Кошка и мышка»


Пересказ.
С 4 лет. Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.
С 5 лет. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
С 6 лет. Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал зайчик по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.
Баллы:
5- самостоятельно разложены картины и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4- картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов.
3- раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2-раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдается неадекватное использование лексических средств; существенное искажение смысла.
1-рассказ недоступен.



Профиль речевого развития.























































1 2 3 4 5 6 7 8 9


Диагноз.

План коррекционной работы.












15