Семинар-тренинг «Психологическое самочувствие воспитателя»

Семинар-тренинг
«Психологическое самочувствие воспитателя»

Цель: снизить уровень ситуативной и личностной тревожности;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- формировать положительную мировоззренческую позицию личности;
- учить новым стратегиям поведения в психотравмирующих ситуациях;
- формировать навыки самопознания и саморазвития.

Задачи:
1.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
2. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования
3.Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
4. Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.
Дать представление о понятии «самочувствие педагога».

Ход семинара-тренинга:

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма.
Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно больной воспитатель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.

1. Упражнение «Знакомство»
Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.
Познакомить участников группы и создать благоприятную групповую атмосферу.
Инструкция: «Задача - назвать свое имя, рассказать историю своего имени (кто назвал, почему?) и назвать качество своего характера, которым гордишься,

2. Ожидание
Цель: определение ожиданий участников встречи.
Ресурсы: горизонтально расположенный ватман, на котором в право нижнем углу картинка пушки, заготовки листочков бумаги округлой формы (ядра)
Психолог: Давайте проведем небольшое упражнение и «зарядим» пушку нашими ожиданиями от сегодняшнего занятия.
Нам необходимо на «ядрах» записать свои ожидания от сегодняшнего занятия. (участники озвучивают ожидания вслух, а тренер или помощник «заряжают пушку ядрами» вклеивая листочки возле пушки. Ожидания могут быть различными: «Хорошо провести время, отдохнуть от работы, узнать новое и т.п.»)

3. Правила
Цель: выработка правил работы на занятии.
Ресурсы: ватман с уже записанными правилами, маркеры, если понадобится дополнить правила.
Психолог: Сегодня на мероприятии мы будем придерживаться следующих правил, внимательно изучите их, если у вас есть дополнения или замечания – говорите, мы их учтем. Вы также можете дополнять наши правила по ходу тренинга (правила зачитываются вслух участниками, можно попросить кратко расшифровать их смысл, психолог вносит изменения правил в текст по желанию участников):
Будь активным, есть мнение – выскажи его.
Все мнения интересны.
Дождись, когда выступающий закончит мысль.
Говори только от своего лица.
Если информацию ты адресуешь кому-то конкретно, то обращайся напрямую к этому человеку, а не говори о нем в третьем лице
Все мысли и события тренинга не повод для обсуждения за пределами группы.
Избегай критики при проведении упражнений, хочешь критиковать дождись обсуждения.


4. Ледокол
Цель: разминка, которая даст возможность участникам сконцентрироваться, снять внутреннее напряжение, установить контакт членов группы.
Поменяйтесь местами те
Кто утром проснулся в радостном настроении.
Кто утром еле проснулся.
Кто не смог осуществить задуманное.
Кто к концу рабочего дня, как выжатый лимон.
Кто плохо засыпает.
Кому общение с людьми приносит все меньше удовольствия.
На кого плохо влияет его работа.
Кто всегда знает, что нужно сделать.
Кто в ближайшие 3 дня ел шоколад, капусту.
Кто в ближайшие 3 дня катался на каруселях.
Кто может не конфликтовать на работе.
У кого есть хобби.


2. Упражнение" Грецкий орех"
Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать сой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника- найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам на память.

3. «Информационное сообщение»

В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Первичные известные факторы, влияющие на физическое, психологическое здоровье воспитателя:
Огромное эмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за жизнь детей;
Стабильное напряжение речевого аппарата;
Постоянная необходимость переключения внимания;
Гиподинамия;
Низкая самоорганизованность;
Недостаточный уровень психологической культуры;
Неудовлетворенность работой;
Нестабильное финансовое положение;
Личные причины.
Эти факторы, влияющие на психологическое здоровье воспитателя, могут вызвать разлады общего состояния женщины-педагога. Иногда это приводит к эмоциональному, психологическому и профессиональному выгоранию, что влечёт за собой различные заболевания.
Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
В начале семидесятых годов XX века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».
Это интересно!
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
? Назовите профессии, которые, на ваш взгляд, являются наиболее подвержены эмоциональному выгоранию?
Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие или плата за мастерство».
Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Эта эмоциональная напряженность не может не сказаться на здоровье и самочувствии педагога.
Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

4. Тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
Съедаете что-то другое.
Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух. Психолог выдает каждому карточку с интерпретацией (другие об этом не знают) и предлагает участникам образовать четыре группы (невербально), затем по карточкам проверить эмпатийность.

? Как думаете, в каком возрасте педагоги наиболее подвержены СЭВ?

Это интересно! Многочисленными исследованиями были выявлены особенности проявления состояния эмоционального выгорания
В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологий воспитания, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.
У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.
Изучая "выгорание" у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление "инфекционно": те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание "выгорающих".
Давайте задумаемся, разве только объективные причины разрушают здоровье педагога. Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не рассыпается на части, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, могло быть и хуже, все таки везучий я человек»
Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.
Причинами, разрушающими здоровье, могут быть:
- неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;
- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
- неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.
Психические причины:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие управления своими эмоциями;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.
Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Упражнение 5. "Звуковая гимнастика" 
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, психолог рассказывает о правилах. применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Особенностью методики является дыхание: сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу, воздействует благотворно на весь организм
Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения, воздействует на щитовидную железу;
Звук «И» воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Звук «О» воздействует на сердце, легкие;
Звук «У» воздействует на органы, расположенные в области живота;
Звук «Я» воздействует на работу всего организма;
Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
Звук «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Звук «X» помогает очищению организма;
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. 

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: - резко встать и пройтись; - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

6. Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.



7.Упражнение “Ярмарка достоинств” + «Дерево моей жизни»

Цель: Помочь почувствовать ответственность за те решения, которые человек принимает в жизни сам, повышение самосознания, самооценки, самоуважения. В процессе работы происходит осмысление себя, собственного достоинства.
(Для упражнения понадобиться листочек бумаги и ручка. Товар символично будет в виде сердечек, которые купив, нужно будет прикрепить к своему дереву.)
В силу своей профессии мы привыкли «отдавать», а нам так хочется, чтобы «давали» нам. И вот «чудо», ребята подготовительной группы, сделали для нас подарки: подготовили каждому из нас его собственное «Дерево жизни».
Почему дерево, Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения.  В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла. Вспомните: наверняка в лесу вы чувствуете себя лучше – там легко дышится, появляются легкость, бодрость, улучшается настроение, в душе поселяются мир и покой. И спится после прогулки по лесу хорошо – как в детстве. И дело тут не только в свежем воздухе. Деревья лечат и успокаивают не только тело, но и душу.
А вот из чего будет состоять ваше дерево, что его будет украшать, что-на нем самое важное, то что облегчит Вашу жизнь, а чего быть и не должно, решаете Вы. Для того что бы смогли приобрести «нужные вам вещи», мы с Вами отправляемся на «Ярмарку».
На ярмарке есть продавец (это я), я Вам буду продавать, а Вы покупаете то, что захотите, но, Купить можно только 12 предметов, и у Вас всего лишь 10 сердечек. Что бы не забыть что вы купили записывайте свои покупки на листочек.
1. Дом (-1)
2. Уважение (-1)
3. Отпуск (-2)
4. Чудо (-1)
5. Семья (+3)
6. Брак с любимым человеком (+1)
7.Стать самым счастливым (-1)
8. Иметь лучшего друга (-2)
9. Прибыльное дело (-3)
10. Хорошее образование (+2)
11. Счастливая семья (-3)
12. Мировая слава (-4)
13. Поменять внешность (-1)
14. Чувство удовлетворения на всю жизнь (-1)
15. На протяжении 5 лет делать что - угодно (-4)
16. Уважение и любовь самых любимых и дорогих людей (-1)
17. Чистая совесть (-2)
18. Возможность преуспеть (-1)
19. Чудо для того, кого вы любите (+2)
20. Возможность повторить или пережить приятные моменты (-1)
21. Дополнительные 7 лет жизни (-1)
22. Безболезненная смерть (-1)
23. Исполнение любых 3 желаний (-3)
24. Выиграть в лотерею (-1)
25. Машина в подарок (-1)

Вывод: самые большие ошибки человека начинаются с отсутствия ценностей и убеждений. И самые большие достижения человека начинаются с ценностей и убеждений. Ваша задача – составить для себя кодекс ваших ценностей и убеждений и никогда от них не отступать, даже если будет непросто.



7.Упражнение «Психологический подарок»
Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.








































Психолог читает «Соло души» (под музыку)
На душе пасмурно, кажется дождь собирается.Весна, а солнца не видно Где солнце, где тепло, где радостное настроение. Хоть бы не заплакать! А вокруг меня лица, лица, лица, а вокруг меня люди, люди, люди. А одиночество не проходит, словно нет ему ни конца, ни пределов. Одиночество это когда вокруг полно людей, но ты для них только вещь, предмет потребления. Им нет дела до того, что у тебя есть душа, которая иногда болит. Они стоят вдоль твоей дороги с протянутыми руками и только требуют, требуют, требуют Да, в жизни главное давать, но очень важно, чтобы было у тебя что положить в ладони просящих. Но мне бы согреться... Кто согреет меня, всматриваясь в лица, ищу того, кто готов меня услышать, кто бы захотел меня услышать, понять, выслушать.
Однако, стоит лишь зациклиться на этом переживании претензии к миру, и ты замерзнешь, зациклишься на претензиях, и все другое перестанет существовать, и все. Ты «замерзнешь». «ЗАМЕРЗНЕШЬ».

Хочешь согреться грей!...

«Он играет им всем, ты играешь ему,
Ну а кто здесь сыграет тебе?»
«Он играет им всем, ты играешь ему,
Так позволь, я сыграю тебе». 

Хочется, очень хочется, чтобы кто-то сыграл именно мне, для меня, ради меня. Но некому Некому?... Что это и есть одиночество? А может, может я, просто не умею просить, может для меня важно быть сильной в глазах окружающих, гордой, независимой. Хочешь согреться.
Купи яйца у старушки на 10 рублей дороже. Улыбнись усталому мужу, ребенку, соседке. Пусть им станет чуточку теплее. Пусть будет им нечаянная радость.
Вот уже не так серо на душе, да и плакать вовсе не хочется.
Нет, настоящее одиночество это когда ты никого не можешь согреть. Но вокруг столько людей, жаждущих любви и тепла, желающих согреться. Их миллионы, миллиарды. И я точно кого-то могу согреть.

Вот и у меня появилась возможность согреться, возможность подарить Вам положительные эмоции, подарить Вам Весну, радость, кусочек детства.
Звучит музыка и начинается «шоу мыльных пузырей».

8. Рефлексия
Психолог: Давайте вернемся к нашим ожиданиям от тренинга. Оправдались ли ожидания? Об этом мы напишем на листочках разной формы. (Участники зачитывают написанное, психолог или помощник прикрепляют в центре листа ватмана, где размещена «заряженная пушка», звездочки, мишки, машинки, зайчики вылетают из пушки, при этом получаем красочный салют).


9. Заключение
Психолог: Спасибо всем за активное участие в работе! Вы молодцы, я попрошу вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа. Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!

















ИСТОЧНИКИ:
Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.
Интернет-ресурсы:
http://lib.sportedu.ru
http://blog.i.ua/community/2101/666026
Книга «Здоровье педагога» (приложение к журналу «Обруч»)
Аралова А.А. «Формирование коллектива ДОУ»
Журнал «Дошкольное воспитание «Психологическое самочувствие педагога №8,11,12 – 2004 год
Журнал «Здоровье дошкольника» №6-2009 год
Журнал «Управление ДОУ №5-2003 год «Снимаем эмоциональное напряжение» Клюева Н.В., Н.Л.
Кряжева Л. Журнал «Управление ДОУ №4-2004 «Эмоциональное выгорание у воспитателей»
№ 2-2005 «Саморегуляция эмоционального состояния» Севастьянова А.И.









13PAGE \* MERGEFORMAT141115




‹ђ Заголовок 115