Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка


Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ
на уроках английского языка
Сенчикова В.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество, широкое использование интернет-ресурсов сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.
Чтобы не оказаться аутсайдером в современном мире, необходимостью для каждого становится владение хотя бы одним иностранным языком.
В своей школе я столкнулась со следующей проблемой: обучающиеся, имеющие высокий результат на уроках английского языка, испытывают большие трудности, а зачастую просто неспособны осуществлять коммуникацию в иноязычной среде, например, при общении с иностранцами по Skype, которое мы практикуем на уроках английского языка.
Следовательно, возникают противоречия:
Между актуальной для современного общества потребностью в личности, способной к межкультурной коммуникации, и трудностями, связанными с формированием такой личности в рамках традиционной системы обучения.
Между разнообразием современных технологий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, и недостаточное использование таких технологий в образовательном процессе.
Исходя из вышесказанного, я определяю проблему как
недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.
Решение данной проблемы я вижу в достижении следующих целей:
формировать коммуникативную компетенцию обучающихся;
воспитывать уважение, понимание и толерантность к другой культуре;
повышать мотивацию обучающихся к изучению предмета.
Для достижения целей я ставлю задачи:
- Разработать систему упражнений, направленных на формирование владения диалогической и монологической формами речи в соответствие с грамматическими нормами изучаемого языка
- Развивать коммуникативные умения с использованием онлайн-энциклопедий, интернет-сайтов, интернет ОКП (обучающих компьютерных программ), блогов, форумов
- Создать условия, имитирующие языковую среду, средствами интернет
- Сформировать способность эффективно сотрудничать, оказывать помощь и поддержку партнерам, устанавливать доверительные отношения в процессе групповой и парной работы
В основе построения системы моей работы лежат теории следующих учёных: Асмолова Александра Григорьевича, Выготского Льва Семеновича, Пассова Ефима Израилевича
Социально - политические и экономические преобразования изменили статус иностранного языка как школьного учебного предмета. И выбор необходимой стратегии преподавания довольно непрост, особенно в НОВЫХ УСЛОВИЯХ внедрения и реализации ФГОС, где иностранные языки имеют особое значение и в 2020 году станут обязательным предметом при прохождении государственной итоговой аттестации.
Модель формирования коммуникативной компетенции включает в себя три основных взаимообусловленных компонента, непосредственно связанных с использованием ИКТ :
1. («Я знаю»). 2. («Я умею»). 3. («Я хочу и буду»).
Компонент «Я знаю» реализуется следующим образом:
формируются первоначальные представления о данной теме;
обучающимся предъявляются основные лексические и грамматические структуры.
В своей практике я использую элементы современных образовательных технологий. На пример, на уровне первого компонента формирования коммуникативной компетенции «Я знаю», я использую следующие средства ИКТ:
Мультимедийная презентация
Обучающие компьютерные программы
Интерактивные онлайн упражнения
Для активизации лексического материала я использую онлайн интернет-ресурс Leaningapps.org. Данный ресурс создан профессорами немецкой высшей педагогической школы в Берне для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Здесь можно найти упражнения по всем дисциплинам. В категории «Английский язык» упражнения разбиты по темам в алфавитном порядке. Например, задание по теме “Great Britain”: собери пазл, распределив данные слова по категориям: города-столицы, реки, королевы, писатели, страны, национальности. Распределив все правильно по заданным категориям, вы собираете пазл – в данном случае – карту Великобритании.
Данный вид работы способствует индивидуализации обучения и самообразованию за счет возможности неограниченное количество раз обращаться к справочной информации и к выполняемым заданиям.
Leaningapps.org предлагает также самим составлять различные упражнения по предложенным шаблонам, поэтому я использую его для реализации третьего компонента моей методической системы «Хочу и буду», развивая творческие способности обучающихся. Ребята имеют эккаунты на Leaningapps.org и создают свои упражнения на заданную тему, например, «традиции Британии» или «Праздники». Задания такого типа способствуют интеллектуальному развитию обучающихся средствами языка.
На уровне следующего компонента «Я умею» достигаются следующие цели:
формируется языковая коммуникативная компетенция
развивается умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем
Для реализации компонента «Я умею» я использую следующие элементы образовательных технологий с применением ИКТ:
Интерактивная презентация
Собственный электронный дидактический материал в программе Smart Notebook для интерактивной доски
Групповая и парная работа
Интернет ресурсы
Работа с интерактивной доской стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний. Данный вид деятельности на уроках позволяет:
повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;
повысить скорость изложения и усвоения информации;
На уроках грамматики я использую онлайн интернет-ресурс Azargrammar.com. Этот сайт был создан учителем Бэтти Азар, проживающей в США, с целью глобального обмена опытом учителей английского языка по всему миру. Бетти Азар является создателем и моделью анимированных картинок «talking heads», носящих имена грамматических аспектов. Представляю вам мисс исчисляемое существительное и мистера неисчисляемое существительное.
Такой неординарный подход к одному из самых сложных для освоения аспектов английского языка делает данную тему более доступной для понимания. «Очеловечивание» грамматических категорий делает процесс усвоения грамматических знаний увлекательным и даже забавным, что повышает результативность обучения. Вовлеченность в общение с носителями языка (даже анимированными) максимально точно воссоздает иноязычную языковую среду, что способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Применение разработанных мною приемов позволило добиться следующих результатов:
Возросла познавательная активность и мотивация к изучению предмета.
(Ежегодно увеличивается количество участников всероссийской олимпиады» Британский бульдог») Мои ученики стабильно занимают первые места по школе и лидирующие места по району.
Использование интернет ресурсов дает возможность проявить творческие способности. У ребят появляется интерес к исследовательской работе, формируется умение публично представлять и защищать свои проекты.
Например, ко Дню Науки, который ежегодно проводится в нашей школе, мой 10 Б класс подготовил исследование на тему «Билл Гейтс и Стив Джобс – пересечение двух орбит, занявшее первое место. В этом году ребята успешно выступили на первой районной научно-практической конференции «Шаг в науку».
Высокий уровень коммуникативной компетенции предполагает наличие благополучного микроклимата в классах.
С помощью социометрической методики совместно с нашим социальным педагогом было установлено, что классы обладают высоким коэффициентом сплоченности. То есть отношения внутри коллектива доброжелательные, существует взаимная симпатия. Ребята активно взаимодействуют друг другом, поддерживая общегрупповое единство.
На примере моего класса, 5Г, можно проследить динамику развития взаимоотношений в коллективе. Ребята обладают высокой культурой общения, они научились уважать чужое мнение, слушать друг друга, справедливо относиться ко всем членам коллектива, стремятся поддерживать слабых. Также обучающиеся показывают высокий уровень воспитанности. На классных часах мои ученики успешно сочетают русскую речь с английской, разрабатывая проекты и защищая их на английском языке, демонстрируя высокий уровень владения монологической и диалогической речью.
Мои дети проявляют большое желание участвовать в коммуникации. Они активные участники всех наших внешкольных мероприятий.
Мои ученики входят в состав школьной команды КВН «Девятый вал», которая ежегодно занимает призовые места на молодежном фестивале «КВН по-рославльски»
Также ребята регулярно готовят потрясающие номера в рамках муниципального фестиваля детского самодеятельного творчества «Радуга».
Как известно, ФГОС нового поколения ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся как граждан, активно и заинтересованно познающих мир, уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Разработанная мною система упражнений позволяет воспитывать нового гражданина в соответствие с современными требованиями государства. Мои упражнения формируют не только узкопредметные универсальные учебные действия, а прежде всего, воспитывают ЛИЧНОСТЬ, обладающую высоким уровнем коммуникативной и социально-трудовой компетенций, а также компетенцией личностного совершенствования.