Доклад на тему Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида
Копейского городского округа Челябинской области
Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка
Выполнила:
классный руководитель
Волчкова Н. Ю.
2015 год

Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Обеспечение психологической комфортности и психологической безопасности на уроке в коррекционной школе является одним из важнейших условий для гармоничного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Известно, что неблагополучие, дискомфорт на уроке влияет на психологическое самочувствие ребенка, обостряет и закрепляет проблемы как в познавательной (низкая мотивация), так и в эмоционально-волевой сферах ребенка (агрессивность, тревожность). Поэтому в педагогической практике принцип психологической комфортности является одним из ведущих. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, при которой ребенок чувствует себя спокойно, уютно.
Причины психологического неблагополучия на уроке:
1. Авторитарность учителя - в такой ситуации чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.
2. Личность учителя и характер его отношения к ученику (общение должно быть эмоционально-комфортным) - учитель склонен к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать свое раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы.
3. Слабая занятость или бездеятельность учащихся на уроках или же учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности ребенка. В результате учитель закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности учащихся и создает у них неудовлетворенность своим трудом, порождает недисциплинированность.
4. Эмоциональная память ребенка заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после физкультуры, экскурсии, или урока, где оказывают постоянное эмоциональное давление, или же ситуации бездеятельности на уроке, неприятные переживания в семье ученик приносит на урок. Эмоциональная перестройка у наших детей запаздывает и происходит отключение от восприятия материала.
Как создать психологическую комфортность на уроке (Рекомендации):
1. Оценить психологическое состояние класса в целом и нервно-психического состояния некоторых учащихся вначале урока (возбуждение, удовольствие).
2. Психологический настрой учащихся в начале урока.
- Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока».
-Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат вначале урока. Например: (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас несложный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!». Или, например: (при повышенной работоспособности) «Сегодня сложный урок, вам необходимо быть внимательными на уроке, и правильно выполнять все задания» и т. п.
3. Психологический климат на уроке.
- Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.
4. Создание ситуации успеха.
- Атмосфера доброжелательности.
- Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится).
-Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием).
- Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы).
- Мотивация (это необходимо для определённой цели).
-Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы это сделать, таким образом, и т.д.).
5. Предупреждение психоэмоциональных перегрузок.
- Использование на уроках эмоциональной разрядки (поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка).
6. Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт: смена видов деятельности, темп урока, поощрение учащихся, разноуровневые задания, аргументированная оценка. Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт: упражнения для глаз, динамические паузы, релаксация, дыхательная гимнастика.
Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности, тревожности. Безопасная и комфортная социально-психологическая среда необходима для наиболее эффективного обучения, воспитания и личностного развития учеников, для их благоприятного физического и эмоционального состояния