Конспект урока русского языка на тему: Запятая в простом и сложном предложении(4 класс)


Тема: Запятая в простых и сложных предложениях.
Тип урока: Урок обобщения закрепления знаний.
Цели урока:
закрепить представления о видах предложения ;формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но и в простом предложении с союзами и, а, но и между однородными членами;
работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки;
закрепить умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
формировать умения определять тему и цели урока.
Цели УУД:
Регулятивные:
- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.
Познавательные:
- развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.
Коммуникативные:
- развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами.
Оборудование и наглядные средства обучения:
Карточки с заданиями.
Маршрутные листы.
Компьютерная презентация.
Видеоролик.
Мультимедийное оборудование .Толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологическая карта урока
Этапы
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Настрой на урок:

2. Чистописание.
3. Актуализация знаний.

-
4.Целеполагание.
5. Повторение изученного материала.
6.Физкультминутка 
7.Самостоятельная работа.
8.Итог.
9.Рефлексия

10.Домашнее задание.
- На доске записана поговорка, прочитайте ее.
«Знаешь говори, не знаешь слушай»
- Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- Подходит ли она к нашему уроку?
- Ну, вот мы и повторим то, что вы знаете, и изучим новый материал, который нужно будет внимательно слушать и запоминать, а изучать мы будем «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях»
- А кто запомнил пословицу? Запишите ее по памяти, потом поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- Молодцы, вы хорошо запомнили. Работая на уроке соблюдайте правила правильного написания букв.
III. Словарно-орфографическая работа.
- А что вы хорошо знаете?
- Продолжим урок, работой со словарными словами в виде картинного диктанта, букву, которую надо запомнить, записываете на волшебном экранчике.
- А к доске пойдут ….. и будут выполнять задания по карточкам.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
С эти словом нас познакомят …… , поработав с толковым и орфографическим словарем.
- А теперь проверим работу ребят, которые работали по карточкам.
- Ребята, вы внимательно слушайте ответы ребят, т.к. дополнение к ответу будет оцениваться.
- Как вы оцениваете ответ…..
- Вам легко было вспомнить ….
- В чем были трудности?
- Последующих уроках мы будем закреплять.
- Я вам ставлю /4 или 5/, думаю, что и дальше вы продолжите работу на уроке.
- Теперь слова нашим …….
- Итак, что это за слово?
- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Подберите однокоренные слова.
- А кто такой газетчик?
Итог: - Теперь, когда на письме встретиться вам это слово, я надеюсь вы его напишите правильно, без ошибок.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Возвращаясь к нашей поговорке, вы рассказали, что знаете, а теперь настала очередь изучать новый материал.
- Что же мы сегодня должны изучить?
- Что такое предложение?
- На какие группы делятся предложения?
- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются сложными?
- Чем отличается сложное предложение от простого?
- Составьте предложения по картинке. Запишем их на доске.
- Какие это предложения? Почему?
- Составим схемы к этим предложениям. К доске идет ….
- А теперь давайте из двух простых предложений составим одно сложное.
- Посмотрите, как я это сделаю. /ставлю запятую/
- Прочитайте предложение, которое получилось.
- Докажите, что у нас получилось сложное предложение.
- Запомните, что в сложном предложении есть запятая, которая отделяет одну часть от другой.
- Ребята, а еще части сложных предложений могут соединятся союзами.
- Какие вы знаете союзы?
- Прочитайте предложение, какое получилось?
- Давайте составим схему этого предложения.
- Запишите предложение с любым союзом и сделайте схему.
- Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
1. Прочитать предложение
2. Найти грамматические основы
3. Определить сложное или простое предложение
4. Если сложное, поставить знаки препинания
Работа по учебнику.
- Закрепим знания прочитав правило на с. 49
- Выполним упр. 86
- Прочитайте к нему задание, спишите 1 предложение. Найдите и подчеркните грамматические основы.
- Какое это предложение? Докажите.
- Сделаем схему этого предложения.
- Что мы должны помнить при написании сложного предложения? /запятая/
Творческая работа. /работа в парах/
- У вас на столах карточки, на них записаны слова. Из этих слов составьте сложное предложение. Запишите его на карточке и сделайте схему этого предложения.
/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом.
/ Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот Васька ловил мышей./
- Какое у вас получилось предложение?
- Назовите 1 грамматическую основу, 2?
- Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами?
- А у кого предложение дополнено еще одной грамматической основой?
- Какое у вас получилось предложение?
V. Итог:
- Какая была главная работа на уроке?
- В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- Поднимите руки те, кто узнал на уроке что-то новое.
- Для кого из вас материал показался легким, а для кого сложным?
- Чтобы хорошо разобраться в данной теме, мы будем отрабатывать полученный навык на уроках и дома.
VI. Домашнее задание:
- Выучить алгоритм
- Упр. 80 /объяснить задание/
- Те, кому сегодня тема удалась легко, составьте сложные предложения, сделайте схемы к ним.
Дополнительно
Составить из слов:
- сложное предложение (для сильных);
-простое предложение (для слабыхПсихологический настрой.
Поприветствуйте гостей.
Урок русского языка.
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-интересным, познавательным, плодотворным.
- Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения.
Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить.
Внимательно слушайте - и всё услышите!
Внимательно смотрите - и всё увидите"
Думайте - и всё обязательно получится!
Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.
- У каждого на столе лежит маршрутные листы с заданиями, которые мы сегодня будем выполнять.
-Запишите на листах свою фамилию и имя, число.
-  Начнём наш урок с минутки чистописания. (слайд )
- Ребята, какая главная задача стоит перед вами на этом этапе?
-Прочитайте задание. Запишите эти предложения.
-Выделите грамматическую основу в предложениях.
Самооценка: - Ребята, у кого из вас получилось всё также?
Оцените свою работу, поставив 3 балла
у кого есть небольшие недочёты-2 балла, а те ребята, а кому еще надо потренироваться?-1 балл, но я надеюсь, таких у нас нет.-Сравните эти предложения. Что общего у них?(слайд)
- Чем отличаются?
-Как называются предложения, где одна грамматическая основа? А две и более?
-Как соединяются части сложного предложения?
-Только ли в сложных предложениях ставятся запятые?
-Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма про этот важный знак препинания.
Показ отрывка из мультфильма
«Казнить нельзя, помиловать»
-О чём шла речь в мультфильме?
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
Тема слайд
Запятая в простом и сложном предложении (слайд)
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
Слайд:
-Вспомним…..
-Сравним…
Закрепим….
(слайд)
-В конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу по этой теме, поэтому на уроке вы должны быть активными, внимательными, чтобы потом справиться с работой.
Итак, переходим к
заданию 2 в листах.
Работа в паре с нетбуками.
Вывод: Что вы можете сказать про эти задания?
Самооценка (в листах)
3 балла- выполнил работу без затруднения и правильно;
2 балла - при выполнении возникли небольшие трудности;
1 балл – работу выполнил 2 ошибки.
0 баллов - допустил более 2ошибок.
(Слайд)
Чтобы глазки твои зорче были,Чтоб в очках тебе не ходить,Эти лёгкие движеньяПредлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей.Удивимся – что такое?И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,Словно стрелочка часов,Проведём глазами дружноНу, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Продолжаем
Задание 3.
Составь схемы к предложениям, объясни постановку запятых.
Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников.
-У некоторых ребят лежат зелёные листочки-памятки, вы можете ими воспользоваться при выполнении данного задания
Взаимопроверка ключ на слайде. С места объясняют постановку запятой.
-Поменяйтесь листочками со своим соседом, проверим, оцените работу своего соседа.
Самооценка
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
-Поставьте своему соседу тот балл, который по вашему мнению он заработали.
-А сейчас мы подошли к самостоятельной работе. Она состоит из 2 частей:
А)
Поставь запятые, где этого требует правило. Выделите грамматическую основу.
Осенний лес стоял в золотистых красках ласково светило солнышко.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
На полянах краснеют ягоды рябины и дрозды перелетают с дерева на дерево.
Б)Тест
Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.
1.Простое и сложное предложение одинаковые-
2.В предложении может быть один главный член предложения+
3.Простое предложение имеет две грамматические основы-
4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+
5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+
Итак, подведём итоги.
- Какие цели ставили в начале урока?
Удалось ли нам их выполнить?
- В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? Когда?
-Вы довольны уроком? Выскажите мнение о своей работе на уроке, закончив фразу:
-Я сегодня неожиданно для себя сделал…
- Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я …
-Я непременно расскажу ….
Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками поставьте смайлик на своём листе
-Ребята, а кто был сегодня внимательным- скажите, с какими предложениями мы работали? Про что были эти предложения?
Вот и Д/З вам будет:
1) написать 2-3 сложных предложения на тему «Осенью в лесу»; 
2)выделить грамматическую основу

Урок окончен!Спасибо за работу.
Приветствий гостей
Научиться грамотно и красиво писать.
1 ученик работает у доски
Ставят баллы себе в листах.
Они повествовательные, невосклицательные, распространённые
Первое предложение-сложное; второе-простое.
Союзами и, а, но ,бес союза, запятой.
Нет, и в простых при однородных членах.
Просмотр видеоролика.
О роли запятой в предложении.
Запятая в простом и сложном предложении
Чем отличаются простые и сложные предложения,
Закрепим умения находить грамматическую основу
Читают задание и выполняют по алгоритму
Это простые предложения с однородными членами.
Повторяют за учеником.
Выполняют задание.
Некоторые пользуются алгоритмом:
1.Прочитай предложение.
2. Выдели грамматическую основу.
3.Определи сложное или простое это предложение.
4. Если сложное
-определи границы.
5. Составь схему.
Проверяют с доской.
Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что есть простые и сложные предложения.
- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею отличить простое от сложного
-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке и о том, как у меня все получалось.
Про осень
1 ряд - простое, 2 ряд - сложное, 3 ряд - предложение
Предложение- группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая
Простые и сложные
О запятой в предложении
В простом
Нет, в сложных тоже
Запятая в простом и сложном предложении
Как разграничивать простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения
Закрепим умение находить грамматическую основу предложения.
Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
1. Прочитать предложение
2. Найти грамматические основы
3. Определить сложное или простое предложение
4. Если сложное, поставить знаки препинания
-1уч. Я знаю, чем отличается сложное предложение от простого.
-2 уч. Я умею находить подлежащее и сказуемое в сложном и простом предложениях.
-3 уч. Я знаю, что в сложном предложении может быть несколько грамматических основ
- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что есть простые и сложные предложения.
- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею отличить простое от сложного
-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке и о том, как у меня все получалось.
1 Ч И Т А Е Т ПОСЛОВИЦУ
Правила
Словарные слова, правописание безуд. гласных, парных согл., непроизносим. согл.
О Ц Е Н К И
Г А З Е Т А
И, А, НО, ДА
Ход урока:
Психологический настрой.
Поприветствуйте гостей.
Урок русского языка.
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-интересным, познавательным, плодотворным.
- Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения.
Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить.
Внимательно слушайте - и всё услышите!
Внимательно смотрите - и всё увидите"
Думайте - и всё обязательно получится!
Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.
-  Начнём наш урок с минутки чистописания.
Раздаются группам маршрутные листы с заданиями.
1 группа:
1.Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий(П)
4. Актуализация знаний.
- Какое ключевое слово у нас получилось? (1 гр.-простое, 2 гр. –сложное, 3 гр.-предложение)
- Что такое предложение? ( Предложение-группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)- На какие группы делятся предложения?(простые и сложные)
.Целеполагание.
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Будем работать со сложными и простыми предложениями.)
-Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?   (Сложное и простое предложение)
- Чем отличается сложное предложение от простого?
- Сегодня мы решаем проблему:
Чем отличается сложное предложение от простого?
- Работа пройдёт в группах. Повторим правила работы в группе.
Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.
1 группа
Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу.
Берёзки надели золотые платья и стоят …. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.
2 группа:
Исследовать текст. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению.
В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 
3 группа:Исследовать текст. Найти и выписать сложное и простое предложения. Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простогоОсенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.
Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.
Проверка с/р в группах, обобщение работы 
Решили ли мы с вами ту задачу, которую обозначили? 
7.Физкультминутка Чтобы глазки твои зорче были,Чтоб в очках тебе не ходить,Эти лёгкие движеньяПредлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей.Удивимся – что такое?И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,Словно стрелочка часов,Проведём глазами дружноНу, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Разноуровневые задания по русскому языку 
1 уровень.
Списать текст. Выделить грамматическую основу.
Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников.

2 уровень
Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево.
3 уровень - Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод, чем отличается сложное предложение от простого?
осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной.
льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в ,уснул, траве.
Проверка: Ученик зачитывает, а остальные проверяет, каждый сою работу.
Так, чем отличается сложное предложение от простого?
11.Рефлексия
Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.
-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
-1уч. Я знаю, чем отличается сложное предложение от простого.
-2 уч. Я умею находить подлежащее и сказуемое в сложном и простом предложениях.
-3 уч. Я знаю, что в сложном предложении может быть несколько грамматических основ
Самоконтроль и самооценка
-Вы довольны уроком? Выскажите мнение о своей работе на уроке.
- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что естьпростые и сложные предложения.
- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею отличить простое от сложного
-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке и о том, как у меня все получалось.
12.Домашнее задание.
1. Выполнить упражнение 4 на стр.79 учебника.
2.Написать мини-сочинение, используя сложные предложения, на тему «Осенью в лесу». Выделить грамматическую основу. 
У союза и
Соединительная
роль или роль перечисления
У союза а
Разделительная роль
У союза но
противительная роль
 Что нового узнали на уроке?
1). Как соединяются части сложного предложения?
2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
3). Какая информация была для вас совершенно новой?
4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?
Х.Рефлексия урока.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
XI. Заключительное слово учителя.
-Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).
«Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом!
МОБУ СОШ № 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан
Номинация: разработка конспекта по русскому языку
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».
Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов, 4 класс
Цели:
Образовательные:
Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;
Показать какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но;
Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;
Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.
Развивающие:
Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;
Прививать интерес к русскому языку;
Развивать пунктуационные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку.
Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;
Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.
Оборудование:
Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.
Ход урока.
I. Организационный момент.
а). Вступительное слово учителя
Прозвенел звонок,
Начинается урок русского языка.
- Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!
Русский – для многих стал родным языком.
Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.
А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.
Итак, начинаем!
II. Минутка чистописания.
а). Пальчиковая гимнастика.
Откройте тетради и запишите
23 октября.
Классная работа.
Помните о правилах письма:
Тетрадь я правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
На отлично напишу!
б). Загадка о букве:
- О какой букве идёт речь?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О букве О).
в). Запись заглавной буквы О.
г).На что похожа буква О в горизонтальном положении?
Остров – относительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

д). Запишите слова,которые начинаются с буквы О.
Оратор, общение, окружной.
- Разберите слово окружной по составу.
III.Словарная работа.
а). Знакомство с новым словарным словом.
-О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению.
Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (Алмаз)
-Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный).
-Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алмазы)
- Образуйте имя прилагательное.
-Какое слово получилось? (Алмазный).
- Выделите корень во всех словах.
б). Немного из истории предмета.
Знаете ли вы?
Что алмаз – простой углеводород. Его родственник сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
в). Работа с деформированным предложением.
- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.- Работаем в парах.
- Запишите предложение, выделите грамматическую основу.
- Составьте схему.
(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)
[ ], и [ ].
г). Актуализация знаний.
- Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и, распространённое).
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)
- Что такое союз? (Служебная часть речи).
История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.
- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».
- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
- Сравните определения союза.
-Чем они отличаются?
Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.
- Какие вы знаете союзы? (а, но).
- Союзы и, а, но называются сочинительными.
- Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)
- А в простом предложении? (Связывают однородные члены).
д). Постановка проблемы.
Прочитайте предложения.
Вот уж осень улетела и примчалась к нам зима.
Мир строит а война разрушает.
Звёзды ещё сверкали но небо уже стало светлеть.
- Какие это предложения по составу (простые или сложные?)
- Докажите. (2 грамматические основы)
- Что такое сложное предложение?
-Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?- Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?
- Какова смысловая роль союзов и, а, но?
IV. По схеме назовите тему урока.[ ] [ ].
,и ,а ,но
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
V. Поиск решения.
1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72
Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого
сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей,
в левом столбике части соединены союзом а, но, и,
в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.
- Выполните схемы к предложениям левого столбика.
Сделайте вывод:
На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.
VI. ФизминуткаМы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через 200!
Раз-два! Раз-два! (3 раза)
Хватит- хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Выдох, вдох,
Выдох, вдох.
VII. Первичное закрепление. Стр.48. упр.73(1).
1). - Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)
1). [ ] , [ ], [ ]. (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)
2). [ ] , и [ ]. (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)
2). Работа над правилом стр. 49.
Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.
На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.
VIII. Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений.
- Соедини линиями части предложения и подбери союз.
-Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые.
- Выполни разбор одного из предложений.
left000left000left000left000left000Наступила золотая осень и к вечеру погода улучшилась.
С утра шёл дождь а им помешал дождь.
Ребята собирались в лес но на осинках поредела листва.
left000left000
-Чем отличаются по смыслу сложные предложения, когда их части соединены союзами И, НО? ( В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).
Какова смысловая роль союзов и, а, но ?У союза и
Соединительная
роль или роль перечисления
У союза а
Разделительная роль
У союза но
противительная роль
IХ.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)
- Что нового узнали на уроке?
1). Как соединяются части сложного предложения?
2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
3). Какая информация была для вас совершенно новой?
4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?
Х.Рефлексия урока.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
XI. Заключительное слово учителя.
-Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).
«Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом!
XII. Домашнее задание стр. 55 упр.3.
- Благодарю всех за работу! Оценки получают…
73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swf Ребята, какой сейчас идёт урок?
Какие предложения получились у вас в домашнем упражнении?
(упр. 70)
Организует работу по схеме
Расскажите :как отличить простое предложение от сложного? Урок русского языка.
Простые и сложные предложения.
Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное предложение из двух и более грамматических основ. Познавательные: умение классифицировать по признакам предложения;
личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание:
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3-4
мин
ЭОР
2мин
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности /dlrstore/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BQS_082%5D.html Задание: Найдите сложное предложение и докажите правильность своего решения.
Попробуйте поставить между предложениями союзы и, а ,но.
Какой союз подошел больше всего? Какое предложение получилось? Нужна ли здесь запятая? Как вы думаете?
А если бы в сложном предложении стояли союзы а, но? Первое предложение сложное, в нём две основы (плёнка лопнула, высунулся хвост)
Слабенькая плёнка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост.
Предположения детей. Коммуникативные- умение строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Логические: анализ объекта с целью выделения признаков.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. ЭОР
4-5
мин
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановкаучебной задачи) Почему затрудняетесь ответить на этот вопрос?
Какой возникает вопрос?
Что предстоит узнать?
Какова тема урока? В простом предложении с однородными членами перед союзом изапятая не ставилась. В сложном предложении грамматические основы разделяются запятой.
В предложениях с однородными членами перед союзами а, ноставилась запятая. В сложном предложении тоже может стоять.
Ставится ли запятая перед союзами и,а. но в сложном предложении?
Нужно ли ставить запятую перед союзами в сложном предложении?
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. 3-4
мин
4. Построение
проекта выхода
из затруднения Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 72 в парах.
Сделайте вывод. Когда ставится запятая в сложном предложении? Читают по два предложения (одно из левого столбика, другое из правого), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами и, а, но. В правом- бессоюзная связь.
Определяют, что запятая ставится в любом случае. Регулятивные: планирование и прогнозирование.
Коммуникативные
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы и их обоснование. 5
мин
Ответить на вопросы :С помощью чего связываются части сложного предложения?
А чем разделяются? Части сложного предложения связываются союзами и интонацией или только интонацией.
Разделяются запятой. Познавательные:
умение извлекать информацию из текста и схем. 2 мин
5. Реализация
построенного
проекта Интерактивная схема
/dlrstore/c5c0b8a6-28a5-402f-bf00-c0e2a3d1759c/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BIA_058%5D.swf Работа над правилом. Прочитайте правило с 61-62.
Назовите ключевые слова в тексте.
А теперь по схеме расскажите правило. Соединяются, разделяются.
Рассказывают правило. Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 4 мин
ЭОР
1-2 мин
6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешнейречи Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 73
Спишите предложения, поставьте запятые в сложных предложениях, составьте схемы предложений .Наблюдает за работой учащихся.
Словарная работа.
Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают? Выполняют задание самостоятельно.
Взаимопроверка в паре.
Проверка по схемам на доске.
Ученики сами находят толкование и поясняют, как запомнили значения этих слов.
Перлы- капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.
Лозины- гибкие ветви деревьев. Регулятивные: контроль, оценка и коррекция.
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные управление поведением партнёра, контроль, оценка действий партнёра. 6 мин
7. Самостоятельнаяработа с самопроверкой по эталону /dlrstore/b76609f7-e4ef-4f3f-8d2e-bb0535ed7079/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BQS_060%5D.html Организует деятельность по применению новых знаний, с последующей проверкой.
Запись одной пословицы в тетрадь. Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку пошагово.
Сравнение с эталоном. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ЭОР5 мин
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении, упр. 75 (устное задание), письменно выполнить упр. №1 с 69. 2 мин
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Организует беседу:
- Определите ключевые слова урока ( сложное предложение, однородные члены, несколько грамматических основ, запятая, союзы, простое предложение)
–Какая была тема урока?
-На какой вопрос искали ответ?
Закончите фразу:
«Я понял, что…»
«Я получил…»
«Урок дал мне для жизни…»
«Я смог….» Отвечают на вопросы Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 3-4 мин
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Как отличить простое предложение от сложного. Схема. Текст с иллюстрациями
Практический Интерактивное упражнение на основе иллюстраций /dlrstore/262a59a9-0a20-4e14-8c73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swf
2 Простое и сложное предложение Интерактивное задание Текст. /dlrstore/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BQS_082%5D.html
3 Интонация, союз, запятая. анимация
Практический анимация /dlrstore/c5c0b8a6-28a5-402f-bf00-c0e2a3d1759c/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BIA_058%5D.swf
4 Собери пословицы Интерактивное задание
Контрольный Интерактивное задание /dlrstore/b76609f7-e4ef-4f3f-8d2e-bb0535ed7079/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BQS_060%5D.html