Обобщение опыта по теме «Самостоятельная работа учащихся на уроках математики»


Учитель математики: Мысина Дианна Анатольевна ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА по теме «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Актуальность Проблема исследованияПроблема исследования обусловлена противоречиями: Гипотеза исследования: реализация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики будет более эффективна при организации следующих педагогических условий: Задачи исследования: В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие: По дидактической цели: К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие: С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: Проводя самостоятельные работы, я преследую следующие цели: Дидактические требования Контроль за усвоением изученного Виды обучающих самостоятельных работ, которые использую на уроках математики в 5 – 7 классах: Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они: Ф.И учащегося Действия с десятичными дробями 16.09 29.09 06.10 25.10 Березовик Е. 8 8 9 9 Ворошко Е. 6 7 7 6 Гаврилова В. Н 5 7 6 Истушкина Н. Н 5 7 6 Ковалев А. 8 8 9 9 Кротова О. 5 8 9 8 Ладик Д. 6 Н 8 8 Маркарян С. 6 5 9 8 Новикова Д. 6 6 8 7 Сарамбаев К. 9 9 8 10 Труховский А. 5 7 8 6 Тяпкина Е. 5 7 6 Н Шамрило Д. 6 7 7 7 Анкета выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве ВОПРОС ОТВЕТ I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам? 1. Положительно. 2. Отрицательно.3. Безразлично. 93% 7% - II. Что вас привлекает в ней? 1. Возможность пополнять и углубить знания.2. Возможность проявить самостоятельность. 3. Желание проверить свои знания. 4. Желание получить отметку. 5. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др., 43% 7% 86% 28% 7% III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?1 Работа с учебником. 2. Работа с дополнительной литературой. 3. Решение задач, выполнение упражнений. 4. Работа с таблицами. 5. Подготовка докладов. 6. Выполнение чертежей, рисунков. 43% 7% 50% 7% 21% 14% IV Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы? 1. Объяснение задания.2. Инструктаж к работе.3. Наблюдение учителя.4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий. 5. Корректирование работы.6. Проверка и анализ результатов. 7. Помощь учителя не нужна. 71% 7% - 50% 7% 50% 7% V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников? 1. Увеличить для нее время на уроке. 2. Уменьшить время для нее на уроке.3. Чаще предлагать творческие задания. 4. Не задавать домашнее задание.5. Чаще предлагать индивидуальные задания.6. Предлагать задания на выбор. 50% - - 79% - - Практический опыт показал, что: ТЕМА: ОБЪЁМ ЦИЛИНДРА Карточка № 2 На сколько увеличится объём камеры сгорания двигателя автомобиля ГАЗ-53, если диаметр поршня 10 см, а ход поршня 9 см.Карточка № 3 Определить ёмкость масляного бака насоса гидроусилителя ЗИЛ – 130, если его диаметр 126 мм, а высота 140 мм. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ГЕОМЕТРИИТема: «Параллельность в пространстве» Тест с выбором ответа.Тема: Площадь треугольника 1.Выбери номера рисунков, на которых верно найдены площади треугольников.2. Площади каких треугольников найдены не верно?3. Площади каких из приведённых на рисунках треугольников нельзя вычислить? 4. Вычислите площадь треугольника ABC.Рисунок 11 Ответы: A)9,2; B) 2; C) 4,6; D) 18,45. Вычислите площадь треугольника KMN. Рисунок12Ответы: A) 3,3; B) 6,6; C) 6,3; D) 4,626. Вычислите площадь треугольника, изображённого на рисунке 13. Рисунок 13Ответы: A)30; B) 15; C) 12; D) 10Ответы на тест. № вопроса 1 2 3 4 5 6 Ответ B A B C A D Исследование функции с помощью производной Задание 1. Перед Вами – график производной некоторой функции. Исследуя данный график, постарайтесь ответить на поставленные вопросы о свойствах функции. Ниже дана таблица ответов. Впишите в строку "Буква" этой таблицы букву выбранного Вами правильного варианта. Из полученных букв составьте имя известного математика, который внес большой вклад в развитие алгебры. Прочитайте краткую информацию об этом ученом. Время выполнения задания 4 минуты.Уровень С. № Задание Вариант ответа Буква 1 Область определения функции. [ -4; 3 ] А R Л [ -5; 2 ] Р 2 Критические точки. -3; 2 Д -4; -1,5; 0,5; 3 О -4; -1,5; 3 Ж 3 Промежутки возрастания функции. [ -4; -1,5] Г ( - ; -3 ] и [ 2; + ) З [ -4; -1,5 ] и [ 3; + ) П 4 Промежутки убывания функции. (- ; -4] и [ -1,5; 2 ] И [ -3; 2] Р [ -3; 0,5] О 5 Точки максимума. -1,5 Т -3 Е 2 М 6 Точки минимума. -4; -3 А 2 Д -5 О 7 Подберите к графику производной график функции. Б Л Х 8 Подберите к полученному графику функции формульную запись этой функции. У= 2х2+8х+1 К У=-х4-5х3+х2+х-3 Ь У= cos2125x + sin2125x Я Таблица ответов:Гийом Франсуа Антуан де…………………………………..(1661-1704) - французский математик, ученик знаменитого И. Бернулли. В 1696 году он впервые формулирует определение и свойства бесконечно малых величин для исследования кривых линий и издает первый печатный учебник по дифференциальному исчислению.Проверьте качество выполнения задания.Получилось ли у Вас из полученных букв имя известного математика?- если Вы правильно ответили на все вопросы, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!! - если Вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”! - если Вы ошиблись в двух шагах, то Вы плохо слушали учителя на уроке и Вам придется прочитать тему в учебнике алгебры. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.- если Вы ошиблись более, чем в двух шагах, то Вы совсем не слушали учителя на уроке и Вам придется очень внимательно прочитать учебник алгебры. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Буква Набор основных текстовых задач для самостоятельного изучения и решения учащимисяЗадачи на смеси и сплавы. 1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? Решение. Ответ: 1-го раствора 150 г, 2-го раствора было взято 450 г.2. Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 л 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в литрах было использовано?3. Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 10% и 40%. Сколько нужно взять каждой стали, чтобы получить 150 г стали с содержанием 20%? Количество взятого р-ра в (г) Количество соляной кислоты в (%) Количество соляной кислоты в (г) 1 раствор х 30% 0,3х 2 раствор у 10% 0,1у Новый р-р х + у = 600 15% 0,15 . 600 = 90 Дополнительное задание убегал от к . бежать до (если бы он стоял на месте) 4 минуты. бежать до 6 минут. бежит в 2 раза быстрее. Успеет ли добежать до ? ответ Какой кошке поклонялись древние индейцы? Гепард Ягуар Рысь 2,5 -0,3 -3,1 -0,9 +1,1 +4,7 4 4 1,4 0,4 Какую птицу называли птицей-легендой? Венценосныйжуравль 7,5 -3,8 +4,2 -1,1 +2,9 +0,3 12 Священный ибис 11 Белый и черный аисты 10 Скорость одного пешехода 3,2 км/ч, а второго 4,5км/ч.Определите, удаляются или сближаются пешеходы и на сколько, если они вышли: Из одного пункта в противоположных направлениях Из двух различных пунктов навстречу друг другу Из двух различных пунктов Таблица для работы в парах 25,1 13,11 1,301 15,64 2,5 1,564 98,25 9,835 2,51 Ответы к таблице Порядок расположения по возрастанию:1,301;1,564;2,5;2,51; 9,835; 13,11;15,64;25,1;98,25 1 вариант 2 вариант сумма разность сумма разность 38,21 11,99 14,411 11,809 18,14 13,14 4,064 0,936 108,085 88,415 12,345 7,325 Тест с выбором ответа Вариант 1 1. Выполните сложение:4,1+2,51 а)2,92 б)6,52 в)6,61 2.Выполните вычитание: 13,1- 2,51 а)11,59 б)10,59 в)11,5 3.Выполните действия: 3,57+2,23-4,8 а)10,6 б)1 в)5,8 4.Округлите число 15,9476 до сотых а)15,948 б)15,95 в)15,9 5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:8,78+х =11,676 а) 2,8 б)2,9 в)2,89 Вариант 2Выполните сложение: 8,32+1,5а)9,37 б)9,82 в)8,472. Выполните вычитание: 19,4- 7,83а)11,57 б)12,57 г)12,63.Выполните действия 4,46-2,7+1,34а)3 б)8,5 в)3,14.Округлите число 21,3642 до сотыха)21,364 б)21,37 в) 21,36 5.Решите уравнение и результат округлите до десятых:х+2,68 =8,368 а)5,7 б)5,69 г)5,6 Ответы к тесту 1 вариант 2 вариант 1-в; 2-б; 3-б; 4-б; 5-б 1-б; 2-а; 3-в; 4-в ;5-а У и вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько и сколько ? «Заяц занял второе место, а лось был первым». Задача: В лесу проводился кросс. Обсуждая его итоги, одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». На что филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а другая – нет. Кто был первым и кто вторым? Другая возразила: