Теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности


Глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинствуУильям Джемс Контрольно-оценочная деятельность на уроках информатики в условиях введения ФГОС Контрольно–оценочная деятельность- это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. Контроль – это процесс сравнения деятельности контролируемого объекта с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - развернутая словесная характеристика прилежания, стремления, результатов, усилий и творчества учащегося. Основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Отметка - это результат процесса оценивания, т.е. знаковое, установленное государственными стандартами количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. Отметка или оценка? Введение ФГОС требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов)Оценка успешности освоения содержания учебного предмета (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач) освоение обязательного минимума содержания образования овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия. Функции контроля Этапы контрольно-оценочной деятельности:Постановка целиВыработка критериевОрганизация учебной деятельностиОценкаОтметка. Постановка цели Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания. Он мотивирован и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения. Выработка критериев Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться. Организация учебной деятельности Научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность. Оценка и отметка ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания Оценивается любое действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.Внешняя оценка +самооценкаЗа каждую учебную задачу или группу заданий, ставится отдельная отметка. Затем выводится средняя.Учитывается умение, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.Новая тема - отметка ставится по желанию За контрольную работу по итогам темы – всем. Виды контроля ПредварительныйТекущийИтоговый Оценка результатов обучения традиционным способом осуществляется с применением различных методов контроля, таких как: устные, письменные, практические. Для контроля знаний учащихся можно использовать и нестандартные формы и методы Устная контрольная работа Обучающимся раздается 5-6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. Обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта.Оценивание по критериям. Летопись урока № Учебные задания урока Количество баллов 1. Запись устройств ввода информации (за каждое правильно записанное устройство 1 балл) 2. Запись групп клавиш (за каждую правильную группу 1 балл). 3. Распределение клавиш по группам (за каждую правильно записанную клавишу 1 балл) 4. Составление названий клавиш (за каждое правильно составленное слово 1 балл) 5. Тест (за каждое задание теста, выполненное верно- 1 балл) Всего баллов: Оцени свою работу на уроке: 1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай над, чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!3) 17-14 баллов – получилось не всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори параграф по теме. Выполни тренировочные упражнения из рабочей тетради.4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: «Терпенье и труд всё перетрут». «Корзина» идей Организация индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.Корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Составления таблицы «ЗУХ» В таблице три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее.В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. “Пометки на полях” «v» - информация известна;«+» - информация услышана впервые;«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;«!» - сведения, которые вызвали интерес«?» - то, что осталось непонятным. «Таблица успеха» Цель: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки.Главное: личный прирост знаний и умений (поменять «-» в первой строке таблицы на «+» в третьей строке) Опросник (рефлексия) Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?Или «Заверши фразу» «Письмо самому себе» «Барометр настроения» Составление тестов повышение качества выполнения домашнего задания;выявление уровня понимания материала и разбор моментов, вызвавших затруднения;развитие критического мышления;построение обучения на основе сотрудничества учителя и учеников, повышение активной роли детей в процессе обучения Важно, чтобы оценивание поддерживало учение, укрепляло мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке Оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результатыОценка учитывает не только результат работы, но и процессПредоставлять задания на выборКритерии оценки должны быть известны заранееПри осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценкаСделать оценку «суммативной». Тема урока «Организация баз данных и системы управления базами данных» В ходе урока должны быть реализованы следующие цели и задачи:Создать условия для формирования:умений работать с таблицами с помощью базы данных Access (создание таблицы, определение имен полей и их свойств, ввод данных в таблицы и их модификация, задание ключевых полей, определение связей между таблицами и их создание, создание форм и работа с ними);собственной информационной деятельности и планирования ее результатов;навыков применения средств информационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности. Содействовать формированию УУД умения использовать имеющуюся информацию грамотно и целесообразно;умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одноклассниками, учителем;умения организовывать собственную деятельность, принимать решения и нести ответственность за себя.Содействовать развитию:информационной культуры, возможности анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ;внимательного отношения к созданию баз данных и возможности их модернизации;умения подчинять внимание выполненной работе, способности работать в коллективе;умения систематизировать и обрабатывать имеющую информацию в соответствии с учебной направленностью. Для оценки способов деятельности обучающихся по данной теме можно выделить 15 показателей.Например, на первом уроке отслеживаются только 5 показателей:умение определять типы и свойства полей;создавать таблицы в режиме Конструктора;определять ключевые поля;организовывать связь между таблицами;строить «Схему данных». Каждый показатель оценивается по трем уровням:1 — обучающийся не может решать поставленные задачи без помощи учителя (т. е. самостоятельно);2 — обучающийся частично решает поставленные задачи (требуется помощь учителя);3 — обучающийся самостоятельно решает поставленные задачи в полном объеме. I — контроль проводится на начальном этапе изучения темы: после изучения новой темы могут проводится опросы (устные и письменные), тестирование, выполнение практических работ, на которых мы можем проверить усвоение данной темы.II — текущий контроль, то есть в дальнейшем при изучении новых тем в данном разделе баз данных нам приходится возвращаться ко всем показателям, которые можно проверить и при выполнении работ повторно отследить уровень усвоения того или иного показателя.III — рубежный контроль. Это итоговый контроль, когда изучение темы подходит к концу. При этом выдается итоговая контрольная работа, которая охватывает все показатели по данной теме. Оценочный листОрганизация баз данных и систем управления базами данных оценка «5» - количество баллов 36-45;оценка «4»  - количество баллов 28-35;оценка «3»  - количество баллов 20-27;оценка «2»  - количество баллов менее 20. Шкала перевода уровней в отметки Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя;знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь. Постоянное получение обучающимся одних и тех же положительных либо отрицательных отметок воспринимается с меньшими эмоциональными переживаниями В результате утрачивается мотивирующее действие оценки. ПОМНИТЕ Спасибо за ВНИМАНИЕ!