Доклад на тему:РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЖОБАЛЫҚ ҚЫЗМЕТ АРҚЫЛЫ ТЕХНОЛОГИЯ
САБАҚТАРЫНДА ОҚУШЫЛАРДЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ҚАБІЛЕТТЕРІН ДАМЫТУ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Молочкова М.В.
«Павлодар қаласының №34 инновациялық үлгідегі
жалпы орта білім беру мектебі» ММ
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34
инновационного типа города Павлодара»

Технология
Если исходить из современных требований к преподаванию предмета «Технология», то следует заметить, что главной целью является развитие технологического мышления и творческого отношения при выполнении работы. Эти требования отражены и в Инструктивно методическом письме на 2016-2017 учебный год. (слайд 1).
Поэтому одной из педагогических задач, которые я ставлю перед собой  сегодня, является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится проектной деятельности.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
На первых уроках технологии я поняла, что дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться. Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя немножко гением, смог реализоваться как творческая личность.
Исхожу из того, что уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые затребованы каждый день в обыденной жизни. На сегодняшний день у многих родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, в связи с этим этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что проектная технология достаточно эффективна, т.к. ее внедрение в учебный процесс позволяет формировать мотивацию учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть и применить на практике. Для того, чтобы добиться такого результата учащимся необходимо знать:
- самостоятельно мыслить,
- находить и решать проблемы с использованием знаний из разных областей,
- прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Специфика метода проекта заключается в том. Что педагогический процесс накладывает на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоение ребенком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности и опирается на собственный опыт ребенка.
Метод проектирования может быть индивидуальным или групповым.
Он включает в себя совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по своему характеру и предусматривает определенную последовательность действий:
- выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы и ее решения;
- обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Проектный метод применяю с 5-го класса. Тематика проектов определяется с целью углубления знаний по конкретной проблеме, взятой из реальной жизни. Тематика проектов учащихся может быть самая разнообразная в любой области: от кулинарии до декоративно-прикладного искусства. Даже к названию проектов учащиеся подходят творчески: «Фенечка – это стильно», «Аленький цветочек» (а не цветок из бисера).
Учащиеся, выполняя проекты, на собственном опыте составляют представление о процессе изготовления изделия – от замысла до материальной реализации и использования на практике.
Проектная деятельность имеет следующие основные компоненты:
Определение потребности и обоснование проблемы.
С самого начала учащиеся определяют, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено, обосновывают, почему именно оно этому человеку необходимо. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.
Учащиеся четко формулируют задачу – согласно которой, они будут разрабатывать, и изготавливать изделие. Я предлагаю составить перечень критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие. Для этого учащиеся формулируют вопросы:
- какие функции должно выполнять изделие?
- как изделие должно выглядеть?
- какие размеры оно должно иметь?
- какие материалы и отделка могут быть использованы?
2. Разработка первоначальных идей.
Чтобы раскрыть творческий потенциал учеников, используются специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием «Копилка». Ребята разрабатывают несколько вариантов будущего изделия.
- прием «невозможное – возможно», ребята развивают пространственное воображение, нетрадиционное мышление.
3. Выбор идей.
- ученик сам выбирает тему и настаивает на ней. Это похвально, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный и не случайный, а продуманный, учитывающий возможности самого школьника и материально-техническую базу кабинета технологии.
- тему проекта предлагает учитель. Зная способности своих учеников, предлагает тему подходящую, интересную и посильную ему. При этом педагог тщательно продумывает и взвешивает наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности, как руководителя-консультанта, степень участия родителей, сроки работы.
- тема проекта выполняется индивидуально, парно или группой учащихся. Установленные сроки выполнения проекта требуют четкого планирования всех этапов проекта, которые отслеживаются учителем с выставлением промежуточных оценок и корректирования их деятельности.
Что оценивается при защите проекта? Ученица должна уметь:
Объявить название выполненного проекта, продемонстрировать или показать его.
Назвать причины побудившие ученика взяться за выполнение данного проекта и указать цели и задачи, поставленные им перед его выполнением.
Назвать оборудование и материалы, используемые при изготовлении проекта.
Обосновать выбор материалов и оборудования.
Назвать литературу и дополнительные источники информации, используемые при выполнении проекта.
Рассказать о выбранной модели изделия.
Обосновать выбор изделия.
Указать положительные и отрицательные стороны изготавливаемого изделия.
Сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия.
Самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, выслушать мнение одноклассниц.
Творческая активность учащихся растет. Мы второй год занимаем 2 место в городе при праздновании Масляницы, костюмы для которой конструируют и изготавливают сами учащиеся. Принимаем результативное участие в республиканской технологической олимпиаде «Пчелка», являемся победителями областного конкурса «Оригами» и многое другое.
В конце отмечу, что требования к образовательным результатам обозначены в 3-х аспектах в госстандарте. И один из аспектов это сформированность системно – деятельностных результатов. Проектная деятельность позволяет создать условия для формирования. Мы отследили сформированность компетенции самоменеджмента у учащихся одного из 9-х классов. Положительная динамика налицо. Думаю, что уроки технологии сыграли не последнюю роль.