Методические разработки по предмету Обществознание (11 класс) к разделу Экономика


РАБОЧИЕ ЛИСТЫ К РАЗДЕЛУ «ЭКОНОМИКА»
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
11 класс Профильного обучения
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 1
ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?
Определение экономики.
ЭКОНОМИКА:
- способ организации деятельности людей, направленный на создание БЛАГ, необходимых для удовлетворения ПОТРЕБНОСТЕЙ;
- наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные РЕСУРСЫ для удовлетворения своих неограниченных ПОТРЕБНОСТЕЙ в жизненных БЛАГАХ.
БЛАГА -----------ПОТРЕБНОСТИ -------------РЕСУРСЫ


ИСТОРИЯ ТЕРМИНА

Устройство экономики.
УЧАСТНИКИ экономической жизни:
СЕМЬЯ ФИРМЫ ГОСУДАРСТВО

ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ, КООРДИНИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО И ЧЕРЕЗРЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ


ДЕЙСТВУЮЩЕЕ
ЭКОНОМИКА – ЭТО НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ___________________________________
_____________________________________________________________________________
ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ЭКОНОМИКИ - ___________________________
ЧЕЛОВЕК + СЕМЬЯ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО – это один или несколько человек, проживающих совместно и самостоятельно принимающих решения о способах получения доходов за счет использования принадлежащих им факторов производства и расходования этих доходов на приобретение товаров и услуг для личного потребления.
Задание № 1. Найти в определении КЛЮЧЕВЫЕ термины, выписать их и объяснить.
БЛАГА
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ТОВАРЫ И УСЛУГИ
ПРИРОДНЫЕ БЛАГА
ПРОИЗВОДСТВО


ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:
ТРУД
ЗЕМЛЯ
КАПИТАЛ
ТРУД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
Элементы хозяйственной деятельности человека.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ОБМЕН
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые либо способны изготовить нужные блага за одно и то же время в большем количестве, чем другие, либо могут сделать это с лучшим, чем у других, качеством конечного продукта или услуги.
ПРИНЦИПЫ:
1
2
3

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ.
Задание № 2. Анализ деятельности Генри Форда.
КТО ОН?____________________________________________________________________
ЧТО СДЕЛАЛ?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАК СДЕЛАЛ?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАЧЕМ?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
АДАМ СМИТ: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой»

ТОВАР УСЛУГА ТОРГОВЛЯ

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Основные жизненные ПОТРЕБНОСТИ человека.
«Пирамида потребностей» А. Маслоу.
Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов.
ОГРАНИЧЕННОСТЬ - недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того качества благ, которые люди хотели бы получить.
ПОЧЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА) ВСЕГДА ОТНОСИТЕЛЬНО ОГРАНИЧЕНЫ?
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТРУДА
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЗЕМЛИ
ОГРАНИЧЕННОСТЬ КАПИТАЛА
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОСЛЕДСТВИЯ
СОБСТВЕННОСТЬ
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА
ЦЕНА ВЫБОРА
ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ:
ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ?
КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Задание № 3. Работа с высказываниями.
Высказывание Автор Смысл высказывания Аргументы
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2
ПОСЛЕДСТВИЯ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ
СОБСТВЕННОСТЬ
СОБСТВЕННОСТЬ – 1) принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономическое отношение между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности; 2) система общественных отношений, возникающих в связи с присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления; исторически определенный социальный институт.


Задание № 1. Охарактеризуйте жизнь Р.К. с точки зрения отношений собственности.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

СУТЬ СОБСТВЕННОСТИ – ПРИСВОЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ
СУБЪЕКТ ПРИСВОЕНИЯ
ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ ПРИСВОЕНИЯ
ОБЪЕКТ ПРИСВОЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ
В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.
«Триада» ГК РФ: Англосаксонская традиция: Либеральное право А.Оноре:
Право владения: возможность удержания вещи в собственном владении (обладания вещью). завещание владение
дарение бессрочность
продажа разрушение безопасность
Право распоряжения: возможность изменять, отчуждать, обременять вещь залогом и т. д. предоставление как залога право на «капитальную ценность» вещи
сдача в аренду видоизменение управление
Право пользования: возможность извлечения из вещи доходов и иных полезных свойств. потребление пользование
использование получение дохода право на доход
Ограничения и запреты (на):
злоупотребление правом собственности, распространение ответственности за некоторые деяния на принадлежащее субъекту имущество, обременения: сервитут, залог конфискацию другими лицами ответственность в виде взыскания
порчу запрещение вредного использования
загрязнение присвоение остаточный характер
использование без разрешения Задание № 1. Выписать термины в таблицу, дать определения.
ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ:
- городов;
- посёлков
ГОСУДАРСТВЕННАЯ:
- федеральная;
- собственность субъектов РФ
ЧАСТНАЯ:
- индивидуальная;
- коллективная

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Фридрих фон Визер___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ = УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА = ЦЕНА ВЫБОРА

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – ЭТО_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


- это ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов
- это стоимость любой, измеренной с точки зрения ценности следующей лучшей альтернативы, от которой воздерживаются.

ПРИМЕР № 1
Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причём варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.
Простой пример дает известный анекдот о портном, который мечтал стать королём и при этом «был бы ещё немножечко богаче потому, что ещё бы немножко шил». Однако, поскольку быть королём и портным одновременно невозможно, доходы от бизнеса портного будут потеряны. Это и следует считать упущенной выгодой при восшествии на трон. Если же остаться портным, то будут потеряны доходы от королевской должности, что и будет альтернативными издержками данного выбора. [Источник: https://ru.wikipedia.org/]
ПРИМЕР № 2.
Каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью делать выбор между имеющимися вариантами. Например, человек, который желает посмотреть по телевизору сразу две интересные телевизионные программы, идущие одновременно по разным каналам, но не имеет возможность сделать запись одной из них, будет вынужден смотреть только одну программу. Таким образом, его альтернативными издержками будет отсутствие возможности посмотреть одну из программ. Даже если у него будет возможность записи одной из программ во время просмотра другой, то даже в этом случае будут иметь место альтернативные издержки, равные времени потраченному на просмотр передачи.
ПРИМЕР № 3.
В ресторане посетитель вынужден выбирать между стейком, который стоит 10$, и лососем за 20$. Выбор потребителем более дорогого лосося приведет к тому, что альтернативные издержки составят два стейка, которые можно было бы приобрести на потраченные средства. И, напротив, выбрав стейк, издержки составят 0,5 порций лосося.
ПРИМЕР № 4.
Альтернативные издержки могут быть оценены и при процессе принятия решений в хозяйственной деятельности. Например, если на фермерском хозяйстве можно произвести 100 тонн пшеницы или 200 тонн ячменя, то альтернативные издержки производства 100 тонн пшеницы составят 200 тонн ячменя, от которого приходится отказаться.
ЗАДАНИЕ № 1.
Приведите пример упущенных возможностей, опираясь на собственный опыт и знания обществоведческого курса. Описание должно содержать основную экономическую терминологию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте задачу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИКУМ
Прочитайте текст. Сформулируйте задания к нему в формате заданий ЕГЭ №№ 25-28.
Задание № 25 _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 26 _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 27 _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 28 _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме _____________________. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (формат задания № 35 ЕГЭ).
«Юридическое содержание собственности»
«Виды собственности» «Ограниченность экономических ресурсов» «Право собственности»
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах ресурсов, и одно предложение, раскрывающее положение об ограниченности ресурсов (формат задания № 32 ЕГЭ).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист № 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ВОЗРАСТАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ
ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ЧТО производить?
КАК производить?
ДЛЯ КОГО производить?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:
способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;
типу собственности на экономические ресурсы.
ТРАДИЦИОННАЯ
КОМАНДНАЯ

СМЕШАННАЯ
РЫНОЧНАЯ


ТАБЛИЦА
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»
Вопрос для сравнения Традиционная экономика Рыночная экономика Плановая (командная) экономика Смешанная экономика
Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении общины, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с традициями Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются по законам рынков. Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а распределение ОР осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами Способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, при котором распределение ОР осущ-ся как рынками, так и при участии г-ваКак и кем решаются главные вопросы экономики? Кому принадлежат экономические ресурсы (земля и капитал)? Как распределяются блага? В чем преимущества экономической системы?
В чем недостатки экономической системы?
АНАЛИЗ СОБЫТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Задание № 1. Прочитайте текст «Почему Америка помнит о Великой депрессии?» и запишите следующую информацию.
Период, страна Кто он? Что сделал?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
Причины кризиса
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Кто он? Какое отношение имеет к Событию?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
Период кризиса и его последствия
Задание № 2. Прочитать биографическую справку о С. Витте, описать суть его деятельности в должности Председателя кабинета министров.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Посмотреть видеосюжет о рыночной экономике и выписать основные термины в таблицу. Дать определения.
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ