Конспект урока по биологии 7 класс по теме Отряд Бабочки


Тема: 
(Отряд Бабочки)
Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности отряда Бабочки.
УУД:
Познавательные:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. 
готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам;
выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
умение работать в составе творческих групп;
организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
согласованность при работе в паре.
Личностные:
осознание границ собственных знаний;
заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий;
формирование личной ответственности за результат учебной деятельности;
самоанализ своей деятельности.
Регулятивные:
умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
Ход урока
Выход на тему
Эти насекомые подарили людям ключи к изобретению многих современных технологий. Продолжая говорить о них, посмотрим, какой вклад они сделали в то, чтобы улучшить нашу жизнь и помочь заботится об экологической обстановке в окружающей среде. Известно, что современные солнечные батареи, несмотря на все свои достоинства, обладают серьёзными изъянами: в ходе работы они теряют весомый процент  солнечной энергии, в виде тепла.
Голландские специалисты придумали, как исправить эту нерациональность, и сделать солнечные батареи более эффективными. Изучая данный отряд насекомых, прекрасно видящих в темноте, учёные пришли к выводу, что преимущества этих насекомых - в особом строении органов зрения, которые словно впитывают все световые блики, и увеличивают их воздействие. 
Не теряя времени, голландцы разработали воспроизводящий систему зрения бабочек материал, который сходным образом преломляет попадающий на его поверхность свет. Тестирование образцов показало, что полученный материал намного лучше подходит для изготовления солнечных батарей, поскольку реально снижает потери энергии. Но на достигнутом учёные останавливаться не собираются. Планируется улучшать характеристики материала получением максимально возможного КПД.
Ещё один секрет отряда скрыт в чешуйках, покрывающих их крылья. Благодаря им насекомые поддерживают температурный баланс, к тому же это улучшают аэродинамику. 
Одолжив свежую идею, учёные разработали чешуйчатое покрытие для вертолёта, которое помогло улучшить скорость взлёта, маневренность, резко уменьшить вибрацию и шум винтов. Затем последовали разработки суперманевренных парашютов и новых способов охлаждения техники.
Не секрет так же, что представители отряда - рекордсмены природы по разнообразию окраски, благодаря которой они маскируются, отпугивают хищников, привлекают партнёров.
О каком отряде насекомых идет речь?
Какая тема урока?
-Отряд Бабочки
Записываем тему нашего урока в рабочие листы.
Что можно узнать о данном отряде на уроке? (называют)
Исходя из темы урока какую цель вы поставите перед собой?
Актуализация знаний
Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами - до того они красивы.
Существует мнение, что крылья бабочек при поражающей легкости очень прочны.
Действительно ли это так?
Как вы считаете?
Ответы
Давайте выясним, сколько человек считают это правдой?
А сейчас поднимите рук, кто не согласен с этой теорией?
Сейчас попрошу вас разделиться на 3 группы
1 группа – кто согласен с теорией.
2 группа – кто не согласен с данным утверждением.
3 группа – кто не определился в выборе.
Прежде чем начинать работу, попрошу распределить обязанности в группе.
№ Занимаемая должность в группе Фамилия Имя
1 Организатор – отвечает за работу группы в целом. 2 Спикер – выступает с готовым решением группы. 3 Секретарь – записывает высказывания идеи и решения. 4 Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения. 5 «Хранитель времени» – следит за временем отведенным на выполнение задания. 6 Наблюдатель – следит за соблюдением правил работы в группе. Ребята не забываем о правилах работы в группе!
Группа 1
Строение бабочек
Задание:
Прочитать текст.
Выполните задания в конце текста.
Как и у большинства других насекомых, тело взрослой бабочки состоит из головы, груди и брюшка.
На голове находятся органы зрения, обоняния и осязания, а также – сосущий ротовой аппарат – хоботок.
Глаза бабочки сложные, состоят из многих простых глазков – фасеток.
На усиках располагаются органы обоняния и осязания.
Грудь состоит из трех сегментов: передне-, средне- и заднегруди. Каждый несет по паре ног.  У некоторых бабочек на ногах расположены вкусовые рецепторы: до того, как такая бабочка коснётся конечностью сладкого раствора, она не развернёт хоботок и к еде не приступит.
Средне- и заднегрудь несут по паре крыльев. На каждом крыле отчетливо различаются жилки, которые выполняют две функции: каркасную и проводниковую для нервных волокон.
 По форме крыльев и расположению жилок в основном происходит распознавание видов.
Брюшко примерно цилиндрическое и состоит из 10 сегментов, из которых два или три последних преобразованы в наружные половые придатки (гениталии).
Бабочек делят на дневных и ночных. Название это отражает не только время их активности. Ночные бабочки окрашены преимущественно в коричневые и серые тона; многие дневные – разноцветные. Большинство ночных бабочек имеют перистые усики, а у дневных усики тонкие и булавовидные. 
Задания:
Оформите плакат.
В правильном порядке приклейте отделы бабочки.
Подпишите все отделы тела насекомого.
Вставьте пропущенные слова
Бабочки подразделяются на ____________ группы - ______________, или булавоусые, и _________________, или перистоусые.

Группа 2
Жизненный цикл бабочек
Задание:
Прочитать текст.
Выполнить задания в конце текста.
Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Жизненный цикл отряда включает четыре фазы.
 Яички — это первая фаза развития насекомых. Средняя продолжительность стадии яйца 8—15 дней.
Из яичек появляются личинки — гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращения. Гусеницы быстро растут. Для гусениц характерен процесс линьки. У большинства личинок их бывает 5 или даже больше, если личинка зимует.
При последней линьке гусеница превращается в куколку. Куколки бабочек не питаются и не передвигаются, обычно они прикреплены к  различным предметам, либо свободно лежат на почве. Во время этого периода органы и ткани изменяются и приобретают черты, свойственные взрослым особям, формируются крылья и мышцы.
Из куколки выводится бабочка. Взрослая бабочка (имаго) быстро достигает половой зрелости и через несколько дней готова к размножению. Бабочка живет от нескольких дней до нескольких недель. Исключение составляют зимующие бабочки, которые могут прожить более 10 месяцев.
 
Задание:
Приклейте в правильной последовательности стадии развития бабочки.
Подпишите каждую стадию жизненного цикла насекомого.
Запишите определение
Имаго – это _______________________________________________________.
Впишите пропущенные слова.
Бабочки относятся к классу ____________________ с __________________ превращением.

Группа 3.
Значение бабочек
Задание:
Прочитать текст.
Составить кластер по значению бабочек в природе и жизни человека.
Значение бабочек в природе очень многообразно. Нередко гусеницы вредят полевым, садовым, огородным и лесным растениям. Взрослые насекомые, наоборот, приносят пользу, опыляя цветковые растения.
И гусеницы, и бабочки служат пищей для многих беспозвоночных животных, а также для земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.
Гусеницы моли повреждают одежду, обувь, ковры и многие другие вещи человека.
Среди бабочек есть одомашненные виды, например тутовый шелкопряд, которого человек издавна использует для получения шелка.
Личинок бабочек используют в пищу в тропических и субтропических странах люди и не только из-за недостатка продуктов питания.
Наблюдения за бабочками могут помочь геологам при поиске полезных ископаемых. Некоторые растения предпочитают почвы, богатые соединениями определенных металлов, например, цинка, свинца. Цинковые руды надо искать там, где растет фиалка золотистая. А обратить внимание на фиалку помогут бабочки перламутровки – любительницы этих цветов.
Яркие бабочки имеют большое эстетическое значение. Трудно представить наш мир без этих прекрасных насекомых, само существование которых делает человеческую жизнь красивее и разнообразнее.
Сейчас попрошу заполнить вас первый пункт в рефлексивном листе.
Вернемся к суждению.
О чем это суждение?
Для того чтобы выяснить кто же все таки прав, проведем лабораторную работу по изучению прочности крыльев бабочек.
Для распределения вариантов лабораторных работ, попрошу всех встать. Каждая группа в течение 30 секунд должна найти как можно больше бабочек которые занесены в Красную книгу. Давайте распределим бабочек
1 группа – бабочка Аполлон
2 группа – бабочка Дневной павлиний глаз
3 группа – бабочки Махаон
Приступаем к поиску.(30сек.)
Время вышло, прошу всех вернуться на свои места. Посчитайте количество бабочек в своей группе.
Больше всех бабочек нашла группа…. Она первой выбирает номер лабораторной работы.
Чуть меньше бабочек у ….. группы. Выбираем лабораторную работу.
И последняя лабораторная работа остается …. Группе.
При выполнении лабораторной работы не забываем о правилах техники безопасности!!!
Лабораторная работа №1
Изучение прочности крыла отряда Чешуекрылых под действием щелочи.
Цель работы: изучить прочности крыла по отношению к щелочам.
Оборудование: лупа, чашка Петри, пинцет, пипетка, бабочка, крыло бабочки.
Ход работы:
Внимательно прочитайте инструктаж по технике безопасности.
При помощи лупы рассмотрите насекомое.
В чашку Петри поместите часть крыла бабочки.
Учитель
Наблюдайте за изменением.
Запишите вывод о прочности крыла по отношению к щелочам.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Лабораторная работа №2
Изучение прочности крыла отряда Чешуекрылых по отношению к потоку воздуха.
Цель работы: изучить прочности крыла по отношению к ветру.
Оборудование: лупа, пинцет, бабочка.
Ход работы:
При помощи лупы рассмотрите насекомое.
Возьмите бабочку пинцетом за головогрудь.
Подуйте на крыло бабочки, постепенно усиливая ток воздуха.
.Наблюдайте за изменением крыла.
Запишите вывод о прочности крыла по отношению к току воздуха.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Лабораторная работа №3
Изучение прочности крыла отряда Чешуекрылых к механическому воздействию
Цель работы: изучить прочности крыла по отношению к механическому воздействию.
Оборудование: лупа, пинцет, лист бумаги, бабочка.
Ход работы:
Рассмотрите насекомое.
Возьмите бабочку пинцетом за головогрудь.
Положите лист бумаги на крыло бабочки.
Наблюдайте за изменением
Запишите вывод о прочности крыла по отношению к механическому воздействию.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По результатам лабораторной работы заполните рефлексивный лист (Прил.1)
Вернемся к суждению. Все остались при своем мнении?
Только против человека бабочки бессильны. Бабочки сильно страдают от сокращения мест обитания. Неумеренный отлов и коллекционирование – тоже причина их сокращения. Поэтому еще раз напоминаем: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй. Это — важное дело человека на Земле.
Сейчас прошу обратить ваше внимание на приложение. Проверим как вы усвоили полученный на уроке материал.
«Верно – не верно»
Напротив каждого утверждения поставьте соответствующий знак.
Как обозначим верное утверждение?
Следовательно неверное обозначаем знаком….
1. Бабочки относятся к отряду Чешуекрылых. +
2. Тело бабочек состоит из двух отделов. -
3. Ротовой аппарат бабочек сосущего типа. +
4. У бабочек две пары крыльев. +
5. Для Чешуекрылых характерны простые глаза. -
6. Имаго – личиночная стадия индивидуального развития насекомых. -
7. Развитие бабочек протекает с полным превращением. +
8. Жизненный цикл отряда Чешуекрылых включает три фазы. -
9. Бабочек подразделяют на две группы – дневные и ночные. +
Вернемся к рефлексивному листу (Прил.1).
Рефлексия (2 мин)
Составление синквейна к теме «Отряд Бабочки»
1 строка - название синквенйа2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза на тему синквейна5 строка – существительное
Задание 2. Найди ошибку в стихотворении Афанасия Фета
«Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Ребята давайте вернемся к поставленным целям в начале урока.
Достигли ли вы цели?
А теперь заполним последний пункт рефлексивного листа (прил.1).
Посчитайте количество баллов.
Возьмите соответствующую вашим баллам бабочку.
Те у кого бабочка красного цвета вы поработали на отлично, успешно справились с поставленными задачами, продуктивно поработали в течении всего урока.
Те у кого бабочки желтого цвета – вы молодцы, но нужно немного подтянуться, чуть больше проявлять активность в работе, быть внимательнее.
Те у кого бабочка синего цвета – сегодня вы подкачали, ………………………………………………..
Домашнее задание
§18, стр. 77 – 81.
Решите биологическую задачу.
МОТЫЛЕК НА НОСУ
В кинофильме «Маленький принц говорит» требовалось, чтобы стая мотыльков послушно уселась на нос героини. Мультипликация — по ряду причин — недопустима. Как это сделать с не дрессируемыми мотыльками?
ИКР: мотыльки сами садятся на нос героини. Используйте инстинктивное поведение мотыльков.
Эссе на тему «Что произойдёт, если вдруг исчезнут все Бабочки?»

Приложение 1
Рефлексивный лист
Критерии оценивания Количество баллов
Работа в группе «1» - активно принимал(а) участие в работе группы.
«0» - не принимал(а) участие при работе в группе. Лабораторная работа «2» - правильно выполнил(а) работу с соблюдением техники безопасности.
«1» - неточное выполнил(а) работу с соблюдением техники безопасности.
«0» - работу не выполнил(а) с нарушением техники безопасности. Выберите верные утверждения «2» - задание выполнил(а) верно.
«1» - допустил(а) от 1 до 3 ошибок.
«0» - допустил(а) 4 и более ошибок. Достижение цели урока «1» - сформулировал(а) цель к уроку.
«1» - Достиг(ла) поставленной цели. ИТОГ 7 – 6 баллов – бабочка красного цвета
5 – 4 балла – бабочка желтого цвета
3 – 0 баллов – бабочка синего цвета

Приложение 2
Рабочий лист
Тема урока: _________________________________________________________
Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строение

Группы Чешуекрылых
Стадии жизненного цикла
_______________ __________________ __________________
________________________________.
Имаго - это __________________________________________________________
___________________________________________________________________

Значение отряда Чешуекрылых.