Конспект урока по окружающему миру по теме Жаркие пустыни


Урок 30Жаркие пустыни
Педагогическая цель сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород;
рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород;
ввести понятие «окаменелости»
Тип урока Урок формирования умений и навыков
Решаемые на уроке проблемы Каким бывают горные породы. Как они образуются.
Какими свойствами различаются минералы. Что такое окаменелости, какую информацию можно извлечь, исследуя их.
Планируемые образовательные результаты Предметные
Иметь представление о разнообразии горных пород, их образовании. Представление о разнообразии свойств минералов, составляющих горные породы. Извлекать нужную информацию из научно-популяр-ного текста.
Метапредметные:
Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познаватель-ную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. (П) Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. (К) Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности
Виды деятельности учащихся Выделяют научную информацию, данную в каждом абзаце, отвечают на вопросы, выполняют данные задания. Приводят примеры горных пород и минералов, описывают их свойства, рассказывают об использовании в народном хозяйстве. Рассуждают, пользуясь словесной, наглядной, модельной, схематической информацией, об окаменелостях (какими они бывают, где их можно найти, что узнать по таким находкам), о разнообразии горных пород и минералов, объясняют различия в их свойствах
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Электронное сопровождение, презентация
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор;
иллюстрации: горы, высокий берег реки или обрыв, на которых видны слои горных пород; коллекции горных пород и минералов, окаменелости; лупы.
Основные понятия и термины горные породы, минералы, шкала твёрдости минералов, окаменелости
Цели:
– сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
– познакомить с географическим положением зоны пустыни, ее особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей;
– развивать умение работать с географический картой, гербарием, дополнительной литературой;
– развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь; гербарий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Чем отличается природа степей от других природных зон?
– Что является богатством степей?
– Почему в степной зоне не растут леса?
– Как растения приспосабливаются к условиям жизни в степи?
– Чем особенна жизнь животных, обитающих в степях?
– Чем они питаются?
– Какие степные растения и животные занесены в Красную книгу?
– Каковы основные занятия людей, живущих в степной зоне?
2. Работа в тетради.
Задание № 29.
В степной зоне … (много) солнечного … (света) и … (тепла), но … (мало) осадков. Снеговой покров … (небольшой) и лежит всего 2–3 месяца. Лето … (продолжительное) и … (жаркое). Дожди чаще ливневые, после которых образуются … (овраги). В степи дуют … (иссушающие) почву ветры-суховеи. Возникают иногда … (песчаные) бури. … (Недостаток) влаги – вот одна из причин ... (безлесья) этой природной зоны.
Задание № 34.
Ответы: орел (беркут), дрофа, хомяк, суслик, тюльпан, ковыль.
3. Графический диктант.
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».
1) Зона степей находится на севере России.
2) Летом дуют ветры-суховеи.
3) Черноземные почвы глубиной более метра.
4) В степи растут сосны, ели, пихта.
5) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.
6) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.
7) Дрофа занесена в Красную книгу.
8) Население степей занимается растениеводством и животноводством.
Ответы: –; +; +; –; +; –; +; +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Солнечный, жаркий
Желтый поток –
Льется здесь жгучий песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как мед,
Желтая птица
Неслышно плывет.
– О какой природной зоне рассказывается? (О пустыне.)
– Сегодня отправляемся в экспедицию в зону пустынь.
IV. Изучение нового материала.
1. Климатические условия зоны пустынь.
– Покажите на карте зону пустынь. Где находится эта природная зона?
– К юго-востоку от степей находится полоса пустынь. Она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы.
– Рассмотрите иллюстрации «Пустыни» на с. 148 учебника. Как выглядит поверхность пустыни?
– Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы.
Самой характерной особенностью пустыни являются сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за все лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура ее поднимается до +80 С. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскаленном песке. От поверхности нагревается и воздух. В тени термометр показывает +40–50 С. Однако ночи в пустыне прохладные.
Зима в пустыне морозная, длится два-три месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 С.
Через пустыню протекают реки, которые берут начало высоко в горах. Самые крупные из них Амударья и Сырдарья. Они впадают в Аральское море. Посмотрите внимательно на карту. На ней вы увидите реки без устьев, теряющиеся в песках. Обратите внимание, что реки в пустыне не имеют притоков.
– Составьте карточки погоды зимнего и летнего дня в пустыне.

– О какой природной зоне можно сказать: здесь море песка, а растения не любят лето? (Пустыня.)
– Придумайте для этой зоны условный знак.

– Соедините линией явления природы и природную зону, которой соответствует данное явление.

– Заполните таблицу климатических условий природных зон (рабочая тетрадь, задание № 37 на с. 58).
Природная зона Температура воздуха Осадки Природные явления
зима лето зима лето Лесная зона –4 С +20 С ** /// Снегопады, ливни, дожди
Пустыня –20 С +45 С /// ––– Суховеи, пыльные бури
2. Растительный мир пустынь.
– Какова же растительность пустыни? (Бедная.)
– Как вы думаете, каковы особенности этих растений?
– Рассмотрите гербарий – растения пустыни.
– Какие у них листья?
– Какие у них корни?
– Можно ли в пустыне встретить деревья лесной зоны?
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
– Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут только такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, так как только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.
А вот у ревеня, лилии, красного мака особенности иные. Они заканчивают свой рост очень быстро. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, они успевают вырасти, отцвести, принести семена. В это время пустыня покрывается яркими цветущими растениями с широкими светло-зелеными листьями. Но не пройдет и месяца, как пустыня примет унылый вид.
Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом и шишкообразными наростами. Это белый и черный саксаул. У белого саксаула вместо листьев – чешуйки, а у черного совсем нет листьев. Корни их глубоко уходят в землю и там находят влагу. Саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца. Древесина саксаула содержит очень мало влаги, она хрупкая и хорошо горит. Саксаул – одно из немногих деревьев, которые могут расти в пустынях. Он удивительно вынослив: способен переносить чрезвычайно сильную засуху, нестерпимый зной, засоленную почву.
Интересно наблюдать рост молодых растений саксаула. Едва укрепившись, всходы своими корнями неотступно следуют за влажным слоем песка. Корни догоняют влагу. За первый год преодолевают в грунте нередко более трех метров. Корни растут во много раз быстрее надземной части. Само деревце черного саксаула за 20–25 лет вырастает до 6–7 метров высотой, а корни уходят вглубь на 20–30 метров.
В пустынях встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями.
Очень ценные растения пустыни – песчаная осока, селин, верблюжья колючка и полынь. Селин и песчаная осока имеют длинные ветвистые корни, которые глубоко проникают в землю, вбирая влагу. Когда эти растения засыпаются песком, они выпускают новые корни и вновь растут. Селин и песчаную осоку широко используют для закрепления песков.
– Выберите признаки растений пустыни (рабочая тетрадь, задание № 38 на с. 58).
 Корни глубоко проникают в почву.
 Листья часто похожи на колючки.
– Что в твоем доме имеет отношение к растения или животным пустыни? (Кактусы, черепахи.)
3. Животный мир пустыни.
– Каков животный мир пустынь?
– Что они должны уметь, чтобы приспособиться к ее суровым условиям?
– Животный мир пустынь тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище, воде, окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой, которую ни одно другое животное есть не может. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды.
В пустынях обитает грациозное животное – антилопа-джейран. Она может пробежать до водопоя 50–60 км. Бег ее стремительно быстрый. Редкий хищник догонит джейрана.
На песчаных холмах встречается много ящериц. Особенно интересен варан, длина которого достигает 1,5 м.
Вдоль рек животный мир значительно богаче, там водятся кабаны, камышовые коты и много водоплавающей птицы.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых животных пустыни.
РЕКОРДСМЕНЫ пустыни
Неожиданности на каждом шагу. Самым быстрым в пустыне оказался не дикий осел – кулан, как считалось, а крохотная ящерка – песчаная круглоголовка: она за одну секунду могла пробежать два метра, что в 40 раз длиннее ее самой. Если бы кулан мог бегать так же быстро, то он пробегал бы за час 360 километров!
А самый чуткий в пустыне клещ: он бежит по песку к человеку за пять метров. Если бы у пустынной рыси – каракала – было такое же чутье, то она чуяла бы человека за полтора километра.
Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать без просыпа девять месяцев в году. И при этом не очень-то теряет в весе. А самый прожорливый в пустыне – крошечный зверек путорак: за ночь он съедает жуков в шесть раз больше своего веса. Если бы волк пустыни был так же прожорлив, он в день съедал бы по корове!
Живет в пустыне смелая ящерица «красные уши». Она, если ее упорно преследовать, кидается, бывает, даже на человека, хоть и не может причинить ему никакого вреда. И живет пустынный сверчок, до того пугливый и робкий, что его пугает даже стук вашего сердца.
– Составьте цепи питания в зоне пустынь.
 Растения  суслики  змеи.
 Растения  саранча  жаворонок.
4. Чем занимаются люди в пустыне?
– Где живут люди в зоне пустынь? (Вдоль рек, озер.)
– Почему жители пустыни летом носят головные уборы и теплые халаты на вате?
– Чем занимаются люди в пустыне?
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
– На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год скотоводы пасут овец, лошадей, верблюдов.
В пустынях пробурили глубокие колодца, провели каналы с чистой питьевой водой, построили кошары – крытые загоны для овец. Широко используется современная техника. Рокот самолетов и вертолетов слышен над далекими пастбищами. Для скотоводов построили теплые юрты, осветили их электричеством, провели радио.
Из всех домашних животных самое выносливое и неприхотливое – верблюд. Для него не нужно заготовлять корм и строить помещение: он питается любыми травами и круглый год может жить под открытым небом, не страдая ни от жары, ни от холода.
Верблюдица дает от 5 до 15 л густого жирного молока ежедневно. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса, 8–10 кг сала. Шкура верблюда представляет собой большую ценность, из нее изготовляют прочную кожу для обуви. Верблюд кормит, поит, одевает человека да еще перевозит по любому бездорожью, да и в любую погоду.
В пустынях разводят коз и особенно ценные породы овец. Одни дают тонкую нежную шерсть, другие – красивые шкурки, знаменитый на весь мир каракуль.
На полях возделывают хлопчатник, который называют «дитя солнца».
Графический диктант.
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–».
1) Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.
2) У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.
3) В январе пустыня не кажется пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.
4) У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.
5) Самое быстрое животное пустынь – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 метра.
6) Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.
7) Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь, 5 лет.
8) Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.
9) В пустыне все непривычно и непонятно: озеро без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли.
Ответы: +; –; –; +; –; +; –; +; +.
V. Итог урока.
– Почему в пустыне очень жарко?
– Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Низкорослые растения, длинный корень, листья – колючки.)
– Как приспособились к жизни в пустыне животные? (Некрупные животные, защитная окраска, быстро передвигаются, ночной образ жизни.)
– Назовите экологические проблемы пустынь. (Орошение, браконьерство, неумеренный выпас скота.)
– Какие животные пустыни занесены в Красную книгу?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 40 на с. 59); учебник (с. 148–156).