Методический семинар в конкурсе Учитель года на тему Работа с одарёнными детьми и развитие их творческих способностей


Методический семинар на тему :Работа с одарёнными детьми и развитие их творческих способностей Мухамадиева Резеда Зуфаровна , МБОУ «СОШ №18 с УИОП», г. Набережные Челны Мухамадиева Резеда Зуфаровна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 с углубленным изучением отдельных предметовг. Набережные Челны РТСтаж работы – 24 года .За это время найдено много приемов и методов обучения, но каждый день продолжаются поиски новых  уроков, которые добавили бы значимости моему предмету и процессу учения в целом. Моё кредо:«Ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»Об авторе Условия возникновения опыта «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский Проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.Возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям.Обновленная нормативная база (ФГОС, Концепция развития начального образования, профессиональный стандарт педагога)Известная методическая база(теории, технологии, диагностики)Недостаточно средств для решения поставленных задачНеобходимость решать новые образовательные задачи:«…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС) Виды одарённостиТТалант – это развитие природных склонностей. О. Бальзак Теория опыта: портрет выпускника Одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей. Одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает. Одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. Проявление одарённостиВ каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит, лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. БебельЛюбознательный, интересующийся,активно познающий мир.Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.Уважающий и принимающий ценностисемьи и общества, историю и культурукаждого народа.Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий своеи чужое мнение.Готовый самостоятельно действовать иотвечать за свои поступки. ПротиворечиеПроблема Между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;Между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Отсутствие :системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;программы работы с одарёнными детьми;методического сопровождения;диагностики по выявлению одарённых детей.неготовность учителя работать с одарёнными детьми.Изобретение состоит в преодолении противоречия… Противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела. Г. С. Альтшуллер Концептуальная основа опытаЦель опыта: воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении..Задачи:Создать модель работы с одарёнными детьми для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой, творческой и спортивной деятельности и апробировать на уроках во внеурочное время.3. Апробировать современные формы организации, образовательных технологии и методики в практической профессиональной деятельности.Провести анализ результатов поисковой деятельности.Обобщить опыт и распространить его. В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили. Е. Ямбург Ожидаемые результаты Реализация творческого потенциала детей : занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. Модель работы с одарённым детьми в начальной школеКоординационное ДиагностическоеКадровоеРазвивающееИнформационноеФормирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.Проведение диагностики одарённых детейСоздание системы психологического сопровождения одарённых детей. Повышение квалификации педагогов ( курсы,мастер-класс,МО, создание творческих групп.Мотивация педагогов(оказание методической и финансовой помощи педагогам.)Организация работы коллектива .Обеспечение нормативно – правовой базы.Организация предметных клубов(«Вдохновение»,»Волшебная кисточка», «Знай-ка», «АБВГДЕЙ-ка»).Ресурсное обеспечение.Контроль и анализ деятельности. Формирование банка данных об одарённых детях.Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях. Использование системы информационно – коммуникационных технологийСоздание условий для применения новых педагогических технологий ( проектной деятельности)Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей(реклама,оформление интернет –сайта, выпуск стен-газет). Организация работы библиотеки. Принцип выявления одарённых детей{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Одна из самых сложных проблем. Одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.-анкетирование родителей и детей;-наблюдение на уроках и внеурочное время;-тестирование, олимпиады, конкурсы, соревнование, предметные недели; -методы психодиагностики.Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка.Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. А. БебельА. Задача учителя начальных классов- увидеть способности, умело их развивать, применять на практике. Первый этап - создать творческую среду учреждения, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.Второй этап - это разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, сбор материалов, обобщение имеющего опыта, составление списки рекомендуемой литературы по работе с одарёнными детьми.Третий этап - выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, умеющих творчески мыслить и действовать, составление плана, формулировка цели, задачи.Четвёртый этап - создание банка данных «Одаренные дети».Пятый этап - разработка индивидуальных форм работы; это вовлечь учащихся в спецкурсы, кружки, клубы по интересам, участие в олимпиадах, конкурсах, игровых программах, конференциях, направленных на поддержку одаренных учеников лицея при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся.Шестой этап - внедрение в учебный процесс интерактивных технологии; использование активных форм и методов организации образовательного процесса.Седьмой этап - создание детских портфолио.  Этапы работы На свете ни единому уму,имевшему учительскую прыть,глаза не удалось открыть тому,кто сам не собирался их открыть.(И. Губерман)Принцип активности ребёнка заключается в целенаправленном активном восприятии детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. К технологиям, в которых цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов, относятся: -ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;-ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ; - ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ; -ИКТ- ТЕХНОЛОГИИ;- ТЕХНОЛОГИИ РКМ.Активизация деятельности учащихся Формы работы и теоретическая базаТеоретическая база опыта:основы ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер);Особенности технологии «Саморазвития личности» Г.К. Селевко. Формирование универсальных учебных действийсистемы творческих заданий (П. М. Горев, В. В. Утёмов);приемы обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);понятие интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили. Е. Ямбург ФакультативыПредметные уменияКонкурсыГрупповые занятияРабота по индивидуаль-ным планамУчастие в олимпиадахКурсы по выборуКружки по интересамФормы работы с одарёнными детьми Характеристика технологий методов обучения{0505E3EF-67EA-436B-97B2-0124C06EBD24}Название Особенности технологииметодОрганизационная формаИГРОВЫЕИмитационное моделированиеХарактерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико – ориентированных) и поиск путей их решения.ИГРАДеловые игры, игры - коммуникацииКОММУНИКА-ТИВНЫЕ Особенность данной технологии - построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств информацииОБЩЕНИЕОбучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, работа в разновозрастных группахПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕДанная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие».ПРОБЛЕМАОрганизационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций.Модель урока: «знаю, но не всё…»; «хотел бы узнать - узнал…»;Обязательное наличие проблемы или проблемных знаний. Экспериментирование или моделирование, дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;РКМ (развитие критического мышления)Трехфазовая структура: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация)Поисковая деятельность “Конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”ИКТ-технологии Это процесс поиска, подготовки, преобразования, обработки, передачи информации, средством осуществления которых является компьютер, цифровое мобильное оборудование, интерактивные среды, Интернетпространство.Интерактивное обучениеПоиск, освоение, преобразование, передача огромных массивов информации в различных видах коммуникации и интеграции.Цель Системно-деятельностный подход к организации учебного процесса Результат Методы и формы во внеурочной деятельностиИнтеллектуальные игры на спецкурсах и на продлёнке Участие в различных конкурсах, викторинах, мероприятиях «Кенгуру» (математика)«Русский медвежонок» (русский язык)Мудрая белка (татарский язык); олимпиады разного уровня;Научные конференции, проектно-исследовательские работыметод «наоборот» и др.Тренинги, тесты ;Интеллектуальные игры , брейн-ринг.Концерты, праздники, фестивали, мероприятия, эстафеты, спортивные соревнования:-разработка индивидуальных образовательных маршрутов;-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; Создание портфолио.Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг {912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7} Олимпиады Интеллектуальные конкурсы Творческие конкурсыРеспубликанский конкурс по татарскому языку «Мудрая белка» 3 место, 2014 годРеспубликанский конкурс исследовательских и проектных работ «Я познаю мир» 3 место, 2014годОткрытый региональный конкурс- выставка по техническому творчеству «Творчество рядом с нами»- диплом 2 степени, февраль, 2015Городской этап республиканской олимпиады по математике среди 4 классов- призёр, 2015г.Республиканская заочная викторина«Литературная кладовая», 2 место, 2013 годКонкурс чтецов 3 место (городской), 2014 год Международная олимпиада по математике среди 4 классов- призёр 2015г.Международный конкурс «Эму-эрудит» 2 место 2013годГородской конкурс «Мин бит-татар малае», 4 место Городская олимпиада по татарскому языку среди 3 классов- 2,3 место ( татарский класс) 2015г.ЗОЛОТОЕ РУНОигровой конкурс по истории мировой художественной культурыГородская программа «С чего начинается Родина?» 2 местоГородская олимпиада по окружающему миру. победитель, 2012годМеждународный конкурс «Кенгуру» 3 место 2014годРегиональный конкурс изобразительного искусства «Символ грядущего года-2015» диплом за 2 место Наши достиженияЗнания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей. В. А. Сухомлинский Уровень обученности Успехи учеников: социально значимые проекты Сострадательное и уважительное принятие других возможно в той степени, в которой у человека открыт доступ к пониманию и принятию динамики собственной личности. Н. Мак-Вильямс Цель – результат: внедрение наработок в практикуЛучшая манера учить других – это вести их тем же путем, по которому шли сами для того, чтобы образовать себя. Э. КондильякПубликацииВыступленияКонкурсыОпыт освещен в 5 публикациях в изданиях регионального и федерального уровней (2013–2015 гг.).Диплом Общероссийского конкурса 1 степени «Сеем умное, доброе, вечное на ниве учительского труда… !» за статью 2013год.Авторский спецкурс: «Тайны волшебной математики» 2013 год.Открытые уроки по теме опыта на муниципальном и региональном уровне(2012–2015 гг.).Выступления по теме на августовской конференции 2012годПобедитель гранта «Наш лучший учитель», 2012г.Обладатель премии «Расстал»Победитель Всероссийского конкурса учебно-методических материалов (2013 г.). Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1966.Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 4 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm. Примеры открытых изобретательских задач. – URL: http://www.trizland.ruУтёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. – 212 с.Шуба М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с.Овчарова Л.А. Одарённый ребёнок. М. Просвещение, 2011 г. Доровский А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М. Российское пед. агенство, 2013 г Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щебро Н.П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. 2012.В. Введенский. Одарённый ребёнок. Что с ним делать? Директор школы. 2014, №3, с.79-82.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005. Сайт «ОбразованСайт «Современные педагогические технологии» - http://pedtehno.ru - дата обращения 10.07.2015. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov - дата обращения 10.07.2015. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.Библиографический список