Конспект урока по теме Термометр (2 класс)

Тема: Термометр.
Цели: 1) изучить различные виды термометров, их особенности, сходства и различия;
2) научиться пользоваться термометром;
3) изучить правила работы с термометрами;
4) научиться записывать температуру знаками;
5) воспитывать бережное отношение к измерительным приборам;
6) развивать логическое мышление, память, речь.
Оборудование: различные виды термометров: уличный, комнатный, медицинский; модели уличного и комнатного термометров; карточки с основными понятиями; разрезная модель термометра для индивидуальной работы учеников; карточки индивидуального опроса; карточки - схемы; рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока.

·. Организационный момент.
- С каким настроением вы сегодня пришли в класс? (Ответы детей)
- Замечательно! Пусть такое хорошее настроение сопутствует нам весь рабочий день!

·
·. Актуализация знаний.
- На прошлых уроках мы познакомились с темой «Органы чувств».
- И сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.
1) 7 учеников будут работать индивидуально, по карточкам.
Соедини линиями: Фамилия:
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха
- Вам необходимо соединить линиями органы чувств и орган тела человека.
2) 1 ученик будет работать устно. Ему требуется ответить на вопрос.

Какой орган чувств помогает нам узнать предмет на «ощупь», потрогав, почувствовать. (Кожа)

3) – Пока ребята работают индивидуально, мы проведем с вами «Турнир вопросов и ответов».
- Как только заканчиваем мы, заканчивают и ребята, работающие индивидуально.
«Турнир вопросов и ответов».
- Какие органы чувств вы знаете? (Обоняние, вкус, слух, осязание, зрение)
- Для чего нам нужны органы чувств? ( С помощью них мы изучаем окружающий мир)
- Какой орган чувств помогает нам различать цвета, формы предметов? (Орган зрения)
- Какую роль для нас играет орган слуха? (Он помогает различать звуки, слышать)
- Какой орган чувств помогает нам различать запахи? (Орган обоняния)
- А с каким органом чувств оно связано? (С органом вкуса)
- Мы закончили. Молодцы! Вспомнили, и заканчивают те, кто работал по карточкам. У нас остался устный ответ. Зачитываем вопрос и отвечаем.
- Так какой орган чувств помогает нам узнать предмет на «ощупь»? (Кожа)
- Совершенно верно. Это кожа.

·
·
·. Изучение нового материала.
Беседа.
- А можем ли мы с помощью этого органа определить тепло или холодно в комнате? (Да, можем)
- А может наша кожа подсказать точную температуру? (Нет, не может)
- Какой прибор может нам в этом помочь? (Термометр)
- Совершенно верно. И о нем сегодня на уроке мы и поговорим. Узнаем много нового и интересного. Узнаем, какие они бывают и для чего нужны. Научимся пользоваться термометром.
Термометр
- А что же такое термометр и для чего он нужен? (Термометр – прибор для измерения температуры)
- А какие бывают термометры? (Уличный, комнатный, медицинский)
Уличный
Комнатный
Медицинский
Открываются только те карточки с названиями, которые они назвали, остальные остаются закрытыми.
- Да, ребята, на самом деле есть уличный термометр. А для чего он необходим? (Чтобы узнавать температуру на улице)
- А для чего нам это нужно знать? (Чтобы знать, как одеваться. Если холодно, то одеваться теплее)
- Правильно.
- Вот посмотрите – это уличный термометр. (Демонстрация образца)
- Наверняка у многих из вас есть уличный термометр. А знаете ли вы, где следует прикреплять уличный термометр? (Снаружи окна, в тени)
- А почему не на солнышке? (Солнце будет нагревать термометр, и показывать температуру неверную)
- А как же пользоваться им? Вы умеете? (Нет, не все)
- Поэтому нашей задачей сегодня на уроке научиться пользоваться термометром?
Практическая работа №1 в сочетании с беседой.
- Для этого, прежде всего, необходимо знать, как устроен термометр.
Модель термометра
- Перед вами «модель термометра». У вас тоже есть модели, только в уменьшенном варианте.
- Внимательно посмотрите и скажите, из скольки деталей состоит термометр? (Из 2)
- На что похожа деталь, на которой есть деления? (На линейку)
- Только линейкой мы измеряем длину, а термометром? (Температуру)
- Эта деталь называется шкалой Цельсия, она была названа так, в честь человека, который изобрел эту шкалу. И вы заметили деления. Сколько всего делений на шкале? (От нуля и выше 50, и ниже тоже 50)
- Да, ребята, и каждое деление это 1 градус.
- Какую еще деталь заметили? (Стеклянную трубку, наполненную жидкостью)
- Совершенно верно. В данном случае, эта жидкость – спирт, окрашенный в красный цвет.
- Как вы думаете, что заставляет жидкость в термометре опускаться, то подниматься? Что влияет на нее? (Температура)
- Если температура повышается, становится теплее, что произойдет с жидкостью? Она будет подниматься или опускаться? ( Подниматься)
- А если температура опуститься, станет прохладнее? (Столбик термометра будет опускаться)
-Совершенно верно. Ребята, а что вы необычного заметили на шкале, чего не видели раньше? (0 находится по середине)
- 0 здесь является точкой отсчета.
- А есть ли деления выше 0? (Есть)
- А ниже 0? ( Да, есть)
- Как вы думаете, какую температуру обозначают деления, которые находятся выше нуля? Теплую или холодную? (Теплую)
- Такую температуру принято обозначать знаком +. Н-р, +1,+2,+50. Говорят так: +1 градус выше нуля по Цельсию.
Показать на термометре.
- Правильно, а какую температуру обозначают деления, которые находятся ниже нуля? (Холодную)
- Такую температуру принято обозначать знаком -.Н-р, -1,-2,-50.Говорят так: -1,-2,-50 градусов выше нуля по Цельсию.
Показать на термометре.
3.Работа с карточками у доски.
- Как вы думаете, под какой цифрой изображен термометр, показывающий градус тепла? Градус холода? (Работа с карточками)
- Какую температуру показывает термометр на 1 картинке? (Нулевую)
- Посмотрим на наш уличный термометр. Он показывает температуру +5. Эта температура выше или ниже нуля? (Выше)
- Значит, какую температуру показывает холодную или теплую? (Теплую)
- Попробуем изобразить температуру на своих моделях.
4. Беседа.
- А можем ли мы измерить температуру с помощью уличного термометра в комнате? (Наверное, нет)
- А какой нам для этого понадобится термометр? (Комнатный)
- Для чего он нам необходим? (Измерять температуру в комнате, чтобы знать, когда можно проветривать)
- А можно ли с помощью комнатного термометра измерять температуру на улице? (Наверное, нет)
- А вот послушайте историю, которая произошла с моей маленькой соседкой.
5. Проблемная ситуация.
Недавно по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5. Наташа решила проверить их сообщение. Она взяла в руки комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика термометра показывал +20.
- Как вы думаете, почему термометр показал температуру на много выше, чем было на самом деле? Какие ошибки она допустила? (Взяла комнатный термометр, плотно зажал в руке)
6. Практическая работа №2
- Чем отличаются термометры комнатный и уличный? (По значению)
- А теперь я перелагаю выйти к доске 2 ребятам (самый высокий и самый низкий) и я покажу вам термометр. Определите температуру.
Высокому опустить термометр ниже уровня глаз, а низкому поднять выше уровня глаз.
- Так какая температура в кабинете? (Ответы будут разными)
- А почему так получилось. В чем я допустила ошибку? (Термометр должен быть на уровне глаз)
- Найдем правильную температуру и покажем на своих моделях.
7. Беседа.
- Ребята, а можно ли с помощью комнатного термометра измерять температуру тела? (Нет)
- А какой термометр нам может помочь в таком случае? (Медицинский)
-Перед вами медицинский термометр или его называют градусником. Наверняка, у каждого дома есть такой термометр.
- Посмотрите перед вами модель медицинского термометра. Чем отличается его шкала от шкал других термометров? (Отсчет начинается с 34 и заканчивается 42)
- Знаете ли вы, какова температура тела здорового человека? (36,6)
- Давайте проверим.
Ставится градусник одному из учеников.
- А знаете ли вы, чем опасен медицинский термометр? (В его стеклянной трубке находится ртуть. Эта очень ядовитая жидкость. Поэтому с этим термометром нужно обращаться очень осторожно)
Проверим температуру у ученика.
- Температура 36,6. А если температура выше, о чем это говорит? (О воспалительном процессе)
- А если ниже, то это говорит об упадке сил.
Попробуем эту температуру изобразить на моей модели у доски.
- А можно ли измерять не только температуру воздуха и тела, а н-р, температуру воды? (Да, можно)
- Какой термометр может нам в этом помочь? (Водный)
Водный
- В каких случаях используют водный термометр? (Измеряют температуру воды, чтобы не переохладиться, или чтобы не обжечься)
- Также есть такие термометры, как почвенный и электронный. Как вы думаете, для чего они необходимы? (Ответы детей)
- Ребята, а знаете ли вы как записывать значения температуры, ведь это слишком длинно? (???)
Слово температура заменили знаком t, если температура выше нуля, то ставится знак +, если ниже нуля, то -. Слово градус заменили маленьким знаком над числом 0, а имя изобретателя сократили до 1 буквы C.
T=+250C

·V. Закрепление.
Работа в тетради на печатной основе.
а) Работа с моделью термометра.
Установить его показания на t=0, +4, +20, -7.
б) Работа со знаками показателями температур.
- Запиши знаками показателями температур:
25 градусов тепла, 8 градусов ниже нуля, 3 градуса мороза.
в) Работа в группе.
- Составьте свои задания, и проверьте друг у друга.
V. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили? (О термометрах)
- О каких видах термометра мы говорили (Ответы детей)
- Чему мы сегодня научились? (Научились пользоваться термометром, измерять температуру)
15