Презентация основные направления деятельности работы учителя-дефектолога и пути их реализации


КОУ ВО « Борисоглебская спецшкола-интернат»Роль дефектологической службы в реализации программы «Школа помощи здоровью» Подготовила: Самойленко Т.В. Если говорить о деятельности учителя-дефектолога в коррекционном образовательном учреждении, то надо отметить, что по своим целям, задачам и содержанию она полностью отвечает целям, задачам и содержанию программы «Школа помощи здоровью»,т.к. дефектологическая служба обеспечивает: а) выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; б) осуществляет индивидуально-ориентированную помощь обучающимся с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, связанных с их физическим состоянием. в) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области сопровождения ребёнка с ОВЗ, мед.работников самой образовательной организации и др. организаций здравоохранения. Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:Выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнкаОпределение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнкаРазработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума (логопед, психолог, учитель, воспитатель).Динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнкаПроведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материаломКонсультирование педагогов по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка Направления работы учителя-дефектолога Коррекционная работа учителя-дефектолога Коррекционно-развивающее Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога:1. Формирование учебной деятельности детей и коррекция её недостатков:формирование учебной мотивации:учебно-познавательных мотивов –мотивов овладения содержанием учебных предметов;формирование общеучебных интеллектуальных умений:Ориентироваться в задании, планировать ход выполнения задания, умение обобщать, осуществлять самоконтроль, осуществлять самооценку деятельности.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности:Познавательной активности, самостоятельности, произвольности.2. Развитие психических функций, обеспечивающих учебную деятельность:зрительного восприятия:пространственной ориентировки;фонематического слуха;кинестетического восприятия, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;памяти, устной речи, мышления, языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слова).3. Формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;количественных представлений, графических умений Аналитическое 1)системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга.2)создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок Консультативно –просветительское Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.Работа по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися.Участие в организации и проведении внутришкольных курсов в рамках школы дефектологических знаний, школьных областных и межрегиональных конференциях Участие в системе взаимного просвещения специалистов в школе Организация индивидуальных и групповых занятий Работа с мозаикой на развитие мелкой моторики Изучение азбуки, корригирую и моделирую игровые мотивы в учебные
style.rotation Знакомство с природой нашего края. Рассказ о полезных и вредных для здоровья растенияхГрупповое занятие на развитие зрительной памяти. Подготовка руки к письму с предварительным массажем и упражнениями (речь,ритм, движение)Формирование понятия цвета, формы и величины с помощью доски знаний Работа с мозаикой. Обучение действием ребёнка в соответствии с инструкцией взрослогоВключение зрительных анализаторов и двигательной активности в развитие мыслительной деятельности на занятиях счетом при работе с математическим чемоданчиком Конструирование объемных предметов из составных частейРазвитие творческих возможностей и эмоционального равновесия в инсценировки сказки Колобок. Работа, малая часть которой была представлена на этих слайдах, с различными тренажерами и развивающими играми, с включением различных анализаторов, с движениями и сменой поз во время - даёт свои положительные результаты и способствует сохранению здоровья детишек с ОВЗ.