Нестандартные уроки по литературному чтению


Нестандартные уроки по литературному чтению "Умники и умницы"

Для развития у учащихся интереса к чтению, формирования читательских умений, читательской самостоятельности, творческой деятельности - провожу нестандартные обобщающие уроки по литературному чтению. Они проводятся под лозунгом: “Умники и умницы”. Эти уроки помогают учащимся постоянно расширять круг чтения, приучают к внимательному чтению, расширяют кругозор, воспитывают чувства сопричастности и переживания, а также развивают способность эмоционально откликаться на события.
К каждому уроку “Умники и умницы” идёт подготовка на уроках литературного чтения, слушания и через самостоятельную работу учащихся. На уроках применяются разнообразные формы и методы работы, занимательный и игровой материал.
Девиз таких уроков: “Кто много читает, тот много знает!”
К уроку расставляются по другому парты:перед доской ставятся две парты, за которые садятся “умники и умницы”;
посредине класса парта, на которой задания-сюрпризы для “умников” (что-то спрятано под колпаками: рисунки, предметы и т. д.);
остальные парты расставляются так, чтобы учителю можно было легко подойти к ученику и, чтобы каждый ученик мог видеть всех.
Например, так:

Для того, чтобы выбрать “умников и умниц”, всем задаются вопросы по прочитано-
му. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Ученики, набравшие наибольшее количество жетонов, садятся за столы перед доской. К этим столам прикреплён плакат: “Умники и умницы”. И далее задания даются “умникам”.
Предлагаю такой урок для второго класса.
Тема: “Уж небо осенью дышало”
Цели:
развивать читательские и речевые умения учащихся;
развивать интерес к чтению;
расширять читательский кругозор;
совершенствовать понимание прочитанного;
учить работать с текстом;
показать необходимость в чтении, для приобретения новых знаний
воспитывать любовь к природе.
Литература к уроку:
1. Произведения в учебнике Л. А.Ефросининой “Литературное чтение” к данной теме.
2. Прочитано дополнительно в классе:
Н Грибачев “Рыжие листья”
Э. Шим “Тяжкий труд”
В. Катаев “Грибы”
3. Самостоятельно читали рассказы и сказки Н. Сладкова и М. Пришвина о природе осенью.
Оформление класса:
Выставка рисунков на тему “осень”.
Картины и открытки с осенними пейзажами.
Открытки и плакаты с изображением грибов.
Стенд-плакат “Знаете ли вы…?” на котором написано:
- Самой первой улетает в теплые края кукушка. Она улетает в августе. Улетает в одиночку.
- Делают запасы на зиму: мыши, белки, бобры, барсуки.
- На зиму в теплые страны летят некоторые насекомые. Перелеты совершают стрекозы и божьи коровки. Улетают на зимовку бабочки: крапивницы, капустницы.
Оформление доски:
Осень – славная пора.
“Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать.
Узнав, невозможно не полюбить”
(Н. Сладков) СЕНТЯБРЬ –“хмурень”
ОКТЯБРЬ -“грязник”
НОЯБРЬ –“сумерки года” “Любить природу – значит любить Родину”
(М. Пришвин)
Выставка книг, принесенных детьми, к данной теме.
Ход урока
1 Вступительная беседа:
- о теме урока
- о выставке книг
- чтение высказываний Н. Сладкова и М. Пришвина (обратить внимание на то, чтобы полюбить, надо узнать)
Как мы можем узнать о природе? (читая и наблюдая)
Открывается плакат: “Кто много читает – тот много знает!”
Беседа о каждом осеннем месяце.
2 Выбор “умников и умниц”
(Вопросы задаёт учитель. Возможные ответы учеников записаны в скобках, рядом с вопросами За правильный ответ ученик получает жетон.)
- Как А. С. Пушкин назвал осень в своем стихотворении “Уж небо осенью дышало”? (скучная пора) Почему он её так назвал? (Потому, что всё увядает, становится холодно, мало цветов и т. д.)
- Как старая лошадь назвала осень? (гнилой) Почему она её так назвала? (Потому, что кругом сыро и от сырости всё гниёт. Лошади не нравится осень.)- Как называется момент, когда падают листья? (листопад – слово записывается на доске и объясняется правописание)
- Как могут опадать листья? (“дождем”, в стихотворении Е. Трутневой, “течет с деревьев” у Э Шима)
- Какие деревья художник – осень покрыла лимонной желтизной? (березы и клены)
- Какими стали поля и луга по словам Скребицкого? (опустели, шире, просторнее стали)
- А как о полях говорит Э. Шим? (на полях стало пустынно и ветрено)
- В каком произведении гуси названы крикливыми? Почему?
- У каких деревьев вьются стаями птицы? Почему? (у калины и рябины, в стихотворении Е Трутневой, лакомятся ягодами.)
- Какая птица улетает на юг самой первой? (Самой первой улетает кукушка.)
- Кто кроме птиц, улетает в теплые края?
Знали ли вы об этом раньше? Если да, то где вы об этом прочитали?
- Расскажите, какие звери готовятся к зиме и как? Где вы об этом прочитали?
(Ответы детей по прочитанным самостоятельно рассказам.)
- Какой месяц считается самым грибным? (август, а в этом году мы ходили за грибами в сентябре)
- АУКЦИОН. Какие съедобные грибы вы знаете? (дети по очереди называют по одному съедобному грибу; победитель в аукционе тот, кто последним называет гриб)
- Чем опасны несъедобные грибы?
- Как надо отнестись к незнакомому грибу?
- Чтение описаний волнушек, маслят, сыроежек. Сравнивание описаний этих грибов у разных авторов.
- Какой гриб назвал Э. Шим сиротой? (опенок)
- Когда обрадовались опенку грибники?
- Дополнительные сведения сообщает ученик:
У опят едят только шляпки. Ножки твердые и в пищу не годятся.
- Читает стихотворение:
Опенок.
Влез опенок на пенек,Простоял один денек.А потом склонился,Чуть не свалился.Тоненький, тоненький,Ножка – что соломинка.
- Кто любил собирать волнушки? (Н. Рубцов)
( Доказывают чтением строк стихотворения Н. Рубцова.У сгнившей лесной избушки,Меж белых стволов бродя,Люблю собирать волнушкиНа склоне осеннего дня.)
(Ученики, набравшие наибольшее количество жетонов, садятся за парты перед классом. Таких учеников может быть 5 или 6. К партам приколот плакат “Умники и умницы”.)3 Конкурсы для “умников и умниц”.
а) - У каждого “умника” карточка. На ней напечатана загадка. Каждый выразительно, правильно и понятно читает загадку. Класс отвечает и доказывает свой ответ.
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадает,И никуда я не идуПокуда он идет. (дождь)
Былинкой была – Все воду пила.Побелела, растолстела,Словно сахар захрустела.Вот и лето прожила, Много платьев сберегла.Одевалась, одевалась,А раздеться не смогла! (капуста)
Рыжий ЕгоркаУпал на озерко.Сам не утонулИ воды не всколыхнул.(лист)
Себя он раскрывает,Тебя он закрывает,Только дождичек пойдет – Сделает наоборот. (зонтик)
Сидит – зеленеет,Летит – пожелтеет, Падает – почернеет. (лист)
Падают с ветки,Золотые монетки. (листья)
б) - У “умников” карточки, на которых написаны прилагательные. Надо определить к кому или к чему относятся эти слова.
лебяжий
Ответ: (снег, из рассказа Е. Пермяка “Четыре брата”)
милый, храбрый
Ответ: (опенок, “Храбрый опёнок”)
щупленький, хрупкий
Ответ: (опенок, из рассказа “Храбрый опёнок”)
упругий, жирный
Ответ:(масленок, “Недосмотренные грибы”)
густые, развесистые
Ответ: (липы, “Художник – осень”)
мертвый, шуршащий
Ответ: (лист, из рассказа Э. Шима “Весело и грустно”)
мокренькая, умненькая
Ответ: (волнушка)
в) - Объяснить значение слов.(У каждого “умника” по карточке. Каждый объясняет значение доставшегося ему слова.)зябко
восторг
понурив
оторопела
картуз
лукошко
на склоне дня
(Возможные ответы учеников: зябко-холодно, восторг-радость, понурив-низко опустила голову, оторопела-остановилась от неожиданности, картуз-головной убор, лукошко-корзинка с ручкой для грибов, на склоне дня- на закате.)
г) - Отгадать, откуда эти предметы под колпаками.( В центре класса стоит стол. На нём бумажные колпаки. Под колпаками спрятаны предметы, относящиеся к прочитанным произведениям.)(дети по команде, все вместе поднимают колпаки и отгадывают, из каких произведений эти предметы)
Под колпаками:
клюква
вода
засушенные осенние листья берёз
засушенные листья осин
кисточки
краски
(Возможные ответы: краски - это краски Художника-Оень из рассказа Г. Скребицкого “Осень”; кисточки- Художника-Осень из рассказа Г. Скребицкого; желтые листья берёз - из рассказа М. Пришвина “Грибы тоже ходят” или из рассказа Г. Скребицкого “Осень”, красные листья осин - из рассказа Г. Скребицкого “Осень”; вода – из сказки Е. Пермяка “Четыре брата” - Чистый Дождь или слёзы и т. д.)
- Подведение итогов. Вручение значков “умникам”. Вручение призов за лучшие рисунки. (Значки изготовлены из картона. Они в форме кленового листа, на которых напечатана буква “У”)