Формирование читательской компетенции учащихся на уроках биологии и химии.


Радченко С.В., учитель биологии и химии МБОУ Борцовская СШ №5
Формирование читательской компетенции учащихся на уроках биологии и химии.
Учитывая требования к формированию универсальных учебных действий у обучающихся по биологии и химии и общие требования ФГООС, я обратила внимание на тот факт, что многие дети, приходя в пятый класс, не имеют навыков беглого чтения, работы с текстом и как следствие - слабо усваивают учебный материал урока. Для того, чтобы решить эту проблему я поставила перед собой вопрос: какие приёмы работы с текстом способствуют формированию ключевых компетенций и критического мышления учащихся?
Позволю себе уточнить, что текст, в общем понимании (с точки зрения семиотики – науки о знаках), – это любая последовательность знаковых единиц, несущих информацию (это может быть и картина). А с точки зрения лингвистики, под текстом понимается результат речевой деятельности, который характеризуется такими признаками как:
Относительно законченное высказывание (есть начало и конец);
Наличие заголовка, передающего тему;
Смысловая цельность, логическая связанность;
Членимость текста, т.е. выделение смысловых частей, абзацев, микротем;
Последовательное чередование новой информации и старой информации.
В практике обучения школьников биологии и химии педагоги используют несколько видов текстов:
1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ОГЭ и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
Использование заданий подобного вида можно использовать на любом этапе урока. Согласно исследованиям В.Н Зайцева оптимальный темп чтения составляет 120 – 150 слов в минуту (900 знаков) [1]. Однако нормой в начальном звене обучения считается 80 – 90 слов в минуту. Итак, подбирая текст, педагогу просто необходимо предварительно определить объём этого текста. Нужно помнить о временных интервалах чтения текста, затратах на поиск варианта ответа. Так среднестатистическая норма временных затрат при выполнении задания части А - 1 минута, части В – 5 минут, части С – 15-20 минут.
2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) может стать таблица, схема, конспект, кластер, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки контингента учащихся.
3. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, эссэ, стихотворение).
Развитие креативности учащихся происходит при использовании выразительных средств языка и знаковых систем. А это возможно при редактировании текста и его переводе в другую знаковую систему, например, при создании, так называемого, тематического информационного листа. В этом случае учитель должен представить учащимся чёткие требования к содержанию и оформлению данной письменной работы. Степень “читаемости” информационного листа проверяю простым способом: предлагаю “дешифровать информацию автора” ученикам-читателям, составив устный рассказ. И становится информация или понятной или же не понятной. Затем на этапе рефлексии ученики–читатели кратко характеризуют степень комфортности при работе с этим знаково-словесным текстом.
4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
Знаки дорожного движения, маркировочные обозначения на одежде, жесты спортивного судьи – это, по сути, краткие тексты. Понимая, что текстом может быть не только совокупность словесных суждений, а и рисунки, заполненные таблицы, знаковые (опорные) конспекты, данные дидактические средства я использую в своей педагогической практике. Для чего? Для формирования умения извлечь быстро информацию (это хорошо помогает перед зачётом, экзаменом), установления связей между её компонентами, отработки понятий, а также для повышения коммуникабельности учащихся (ведь это, своего рода, шпаргалка).
5. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”[3].. Например: «Почка – зачаточный побег растения». (Биология. 6 класс. УМК В.В. Пасечника)6. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения химической или биологической информации и оценки её истинности. Например, вариант использования литературного произведения “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского на уроках биологии и химии с целью формирования критического мышления учащихся : «Травмы кожи: обморожения». Биология. 8 класс[2]..
«А теперь, - прибавил Мороз Иванович, -…. взбей хорошенько перину. …. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег…. у ней, бедной, руки окостенели, пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут….
- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь».
Элементы знаний: обморожение как травма кожи, признаки обморожения, первая медицинская помощь при обморожении. Оценка правильности информации об оказании первой медицинской помощи при обморожении.
Изучая информационные источники по данному вопросу, прослушав вебинар от 20 ноября 2015 года «Формирование читательской компетенции в процессе обучения биологии по УМК «Линия жизни» издательства «Просвещение» - Суматохина С.В., выделила для себя систему приемов формирования критического мышления учащихся, используемых педагогом[5].:
1. Формулировка темы урока как средство активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний учащегося.
2. Тест как разновидность условного текста с ошибочными суждениями и требующий не только статистической фиксации ошибочных суждений, но и коррекции содержания (обоснования выбора правильного решения).
3. Поиск ошибочной информации в печатных изданиях (в том числе и в учебнике), рекламе, бытовых ситуациях.
4. Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы “Ключевые термины”, “Перепутанные логические цепи”, “Знаю-Узнал”, позволяющие критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными; составление вопросов к тексту по его содержанию).
5. Работа с литературными источниками как носителями биологической и химической информации.
Мы знаем, что компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Таким образом, компетентность, в отличие от навыка, связана с осознанием деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности [4].
Следовательно, одним из приёмов, развивающим читательскую компетентность ученика во внеурочной деятельности, является написание заметки, составление викторины, оформление стенгазеты, защита проекта. Во время этой деятельности учащиеся, как правило, работают парами, группами, а это значит, что мы развиваем информационную и коммуникативную компетентность, которые позволяют детям лучше общаться и понимать друг друга, что немаловажно в их будущей жизни.
Использование системы приёмов по формированию читательской компетентности учащихся позволяют им и мне добиваться определённых позитивных результатов в совместной учебной деятельности.
Список литературы:
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.
2. Прохорова И.А. Формирование читательской компетенции учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом [Электронный ресурс]//http://festival.1september.ru/articles/615862/
3. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и природоведения/ Художник В. Храмов – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997.- с. 89-96.
4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
5. Электронные источники
https://my.webinar.ru/record/613053 (Запись вебинара)