Образовательный проект «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения».


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3 Актуальность проекта…………………………………………………………...……………...4
Теоретическая база проекта…………………………………………………………………….6
Этапы реализации проекта………………………………………………………………….....11
Реализация проекта…………………………………………………………………………….12
Результаты проекта………………………………………………………………………….…18
Заключение………………………………………………………………………………….….20
Введение
Читать – это еще ничего не значит.
Что и как читать – вот суть вопроса.
К.Д. Ушинский.
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция.
Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Актуальность проекта
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
На начальном этапе работы над проектом в моём 3 классе (сейчас 4 класс) всего было 6 учеников. Если анализировать скорость чтения то, 33% детей читали выше нормы, 50% читали 60 слов в минуту и 17% - ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимали далеко не все дети. Многие не могли охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затруднялись понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывали самостоятельно.
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Исходя из всего выше сказанного, я на уроках литературного чтения поставила перед собой следующую цель: формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях новых ФГОС.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения:
Выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
Развить увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
Создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик - учитель - родитель - библиотекарь.
Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.
            Объект: образовательный процесс.
          Предмет:  формирование читательской компетенции учащихся 3 (4) класса.
Теоретическая база проекта
Во время работы по формированию читательской компетенции учащихся использую ведущие идеи:
деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);
идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);
теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников
(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
В качестве механизмов, посредством которых я приобщаю детей к чтению, выступают следующие образовательные технологии:
- личностно - ориентированные
- развивающие
- деятельностно - ориентированные
- развивающие технологии критического мышления
- игровые технологии
- проблемного обучения
- дифференцированного обучения
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения) - определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного; при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Технология групповой работы.
Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации. Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст.
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. Большое внимание на уроках необходимо уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения можно использовать элементы драматизации.
Формы и виды работы:
- ведение и изучение читательских дневников;
- создание классной библиотеки;
- уроки читательского мастерства;
- презентации по творчеству писателей;
- тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
- проблемно - поисковые ситуации;
- семейное чтение.
В основе работы с текстом на уроках использую следующие приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.).
1 стадия ВЫЗОВ
Задачи: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; самостоятельное определение направления в изучении темы.
Приемы:
-Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
- верные и неверные утверждения;
- ключевые слова;
- "Верите ли вы?"
- "Корзина идей";
- "толстые" и "тонкие" вопросы;
- таблица "Знаю - узнал - хочу узнать";
- "Дерево предсказаний"
-проблемные вопросы, и т.д.
Кому-то этот этап, наверняка, знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие "создание мотива к обучению". Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не транслирует ее, а анализирует и оценивает. Ученикам не предоставляется права на заблуждение. В режиме ТРКМ у ученика на данном этапе уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не учителем вопросы. Ученики не просто механически слушают или читают, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных интересов.
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи: Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми.
Приемы:
-таблица "тонких" и "толстых" вопросов;
-кластер;
-методы активного чтения:
- "инсерт";
- перепутанные логические цепочки;
- чтение с остановками;
- дневники;
- стратегия "Зигзаг"
-диспуты;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Данная стадия - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется очень широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ
Задачи: Помощь в самостоятельном обобщении изученного материала и определением направления в дальнейшем изучении материала.
Приемы:
-установление причинно-следственных связей между блоками информации.
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
-ответы на поставленные вопросы.
-организация устных и письменных круглых столов.
- "Двухрядный стол";
- синквейн;
-«6 шляп».
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы задать вопрос и т. д.) Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного и услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые различаются по форме и содержанию. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
Итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов) является очень важной, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, заинтересованность и т. д.
Этапы реализации проекта
Подготовительный : сентябрь 2015 – октябрь 2015.
Изучение материалов по теме проекта.
Основной: ноябрь 2015 – март 2017.
Использование на уроках заданий, упражнений на определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного; коллективное обсуждение прочитанного, дискуссии; знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы), применение приёмов технологии развития критического мышления.Заключительный: апрель 2017 – май 2017.
Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.
Реализация проекта
На уроках литературного чтения ведущей в моём классе является технология формирования правильной читательской деятельности.
При изучении были Л. Н. Толстого «Лев и собачка» я провела работу по формированию правильной читательской деятельности в три этапа.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
-Посмотрите на слайд, составьте из данных слов пословицу.
И белый свет, не мил, дружка нет –.-Объясните её смысл.
(Дружка нет – не мил и белый свет.)
-Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
-А теперь посмотрите на слайд и скажите, кто будет являться главным героем произведения? Что с ними произойдет? (Лев)
-Давайте проверим наши догадки и прочитаем быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
-У всех у вас на столах лежат листочки с текстом. Текст мы будем читать по цепочке, но с остановками. Когда вам остановиться, подскажет колокольчик.
1ч.(…и бросили в клетку ко льву на съеденье.)
- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?
- Где человек поймал собачку?
- Что произойдёт с собачкой в клетке?
2ч. (…и не трогал её.)
- Как собачка чувствовала себя в клетке?
- Почему лев не тронул собачку?
3ч. (…а иногда играл с ней.)
- Можно сказать, что лев заботился о собачке?
- В чём проявилась эта забота?
- Почему лев только иногда играл с собачкой?
4ч. (…лев ощетинился и зарычал.)
- Кто такой барин?
- Почему собачка не радуется хозяину?
- Почему лев не дал забрать собачку?
5ч. (до конца)
- Сколько времени прожили лев с собачкой?
- Как повёл себя лев после смерти собачки?
- Почему лев затих?
- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?
- Отчего же лев умер?
- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?
- Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
-На слайде вы видите изображение шести шляп разных цветов. У каждой шляпы есть своё название, а также. Продолжим нашу работу в группах. 1 группа будет представлять вопрос льва, 2 группа - собачку. Вам необходимо дать ответ на вопрос каждой шляпы. (Раздаю листочки с вопросами. Группы готовят сообщения.) -Ваши ответы готовы? Итак, начнём с белой шляпы.
«Белая шляпа - факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.
(1 группа: Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте, какие чувства, эмоции вызывают у вас лев и собачка.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: какие положительные качества прибрели герои от общения друг с другом.
(1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.
2 группа: обрела друга.)«Чёрная шляпа – критика»: найдите всё плохое в поступках героев.
«Зелёная шляпа - творчество»: придумайте своё окончание истории.
«Синяя шляпа – жизненный урок»: чему учит данное произведение?
Так как во время работы с текстом на уроках я использую приемы технологии развития критического мышления, приведу несколько примеров их реализации.
В. М. Гаршин "Лягушка-путешественница".
1. Приём "Ассоциации".
Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?
2. Приём "Корзина идей".
1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках.
2 вариант. Напишите, что знаете о лягушках.
Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
3.Приём "Верите ли вы.».Предлагаю детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом пишут слово "да" или знак "+", если не согласны, то пишут слово "нет" или знак " - ".
1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?
3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?
4.Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?
5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?
6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?
7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?
4. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"
Класс делю на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?
Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.
5. Приём "Синквейн"
Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.
Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.
Пример синквейна:
1. Лягушка
2. Любопытная, сообразительная.
3. Изобретает, путешествует, хвастается
4. Изобретает необыкновенный способ путешествия
5. Путешественница.
В. Ю Драгунский «Что любит Мишка».
1.Приём "Верите ли вы.».-Сегодня мы проведём графический диктант в форме игры «Верите ли вы, что…», если верите, ставьте +, если не верите -.● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…
● Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью…
● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…
- Проверим, верны ли ваши предположения.(++++++)
2.Приём "Синквейн"
Предполагаемые варианты:
Борис Сергеевич
весёлый, внимательный
играл, выслушал, ждал
Больше всего любит музыку.
Учитель
2. Мишка
обидчивый, хвастливый
вмешался, бормотал, покраснел
Любит целый продуктовый магазин.
“гурман”
В. Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным».
1. Приём «Кубик Блума»
-Посмотрите, что у меня в руках. Это необычный кубик. На гранях этого кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи» ,«Придумай», «Поделись».
-Мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет кидать кубик, придумывать вопрос с выпавшим словом и задавать его следующей группе.
Объясни почему Миша запомнил этот случай на всю жизнь.
Предложи своё название рассказа.
Назови основные черты характера главного героя.
Придумай другой выход из сложившейся ситуации.
Почему автор написал это произведение.
Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа.
Существуют основные виды уроков литературного чтения: урок изучающего чтения, урок-поиск, урок-наблюдение, урок-тренинг, урок-исследование, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок, урок-сказка, урок-конкурс, урок проверки и контроля.Я приведу отрывок урока-прослушивания на эту же тему .-Сейчас мы с вами прослушаем рассказ с остановками. Откройте учебники и следите. После прослушивания каждую часть обсудим.
После 1 части: (прослушивание до слов «Ложись – ка ты спать!»)
- Что однажды услышал Дениска от мамы?
-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?
- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
- Понял ли её Дениска?
После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
- Почему мама заставляла есть кашу? (Полезно, надо утром кушать каши)
- А почему Дениска не хотел есть кашу?
- Как решили конфликт мама и Дениска? Вот об этом мы узнаем, если прослушаем текст дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?
После 4 части: (до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
-Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?
Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится?
- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду?
Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
После 5 части (до конца)
-Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)
- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
- Как выглядел пострадавший?
(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине). -А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?
- А что испытывала мама?
Результаты проекта
Работая над данным проектом, мне удалось достичь следующих результатов:
1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции, которая определяется умениями:
- осмысленного чтения;
- правильного чтения;
- беглого чтения;
- выразительного чтения.
2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.
Анализируя скорость чтения учащихся на начальном и основном этапах, я пришла к такому выводу, что положительная динамика роста прослеживается. На сегодняшний день из 6 учеников 73% читают выше нормы и 17% ниже нормы. Результат, как мы видим, улучшился.
Я нахожусь на основном этапе реализации своего проекта, поэтому работу над ним буду продолжать.
Заключение
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.