Статья по химии на тему: Формирование логического мышления на уроках химии в вечерней школе при исправительном учреждении


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»
Ленинского района города Саратова
Химия
Статья
Тема: «Формирование логического мышления на уроках химии в вечерней школе при исправительном учреждении»
Автор работы: Борисова Вера Владимировна,
учитель химии МКОУ «В(С)ОШ № 35»
Ленинского района г. Саратова
г. Саратов
2017 г.
“Тюрьма - ремесло окаянное, и работать в ней должны
люди твёрдые, но добрые и весёлые”.Петр 1
Учащиеся вечерней школы при исправительном учреждении изначально педагогически запущены. У них снижены потенциальные возможности, сильно занижена мотивация к учебной деятельности. Многие согласятся с тем, что школьные программы по химии слабо соотнесены с реальными психическими возможностями обучаемости значительной части обучаемых, а потому более 50% учащихся испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. В дневной школе к 6-7 классу учащиеся утрачивают интерес к учебной деятельности. В вечерней школе при исправительной колонии учащиеся - это18-30-летние молодые люди, которые обладают низким уровнем образования, незначительными коммуникативными навыками, стойкое отрицание, за редким исключением, учебного труда как такового. В структуру мотивационной сферы входят потребности, мотивы, цели и интересы, среди которых главной характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на предмет. Мотивы, как известно, формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами). Наши учащиеся-осуждённые не имеют никаких учебно-познавательных потребностей и возможностей. Дедуктивные виды умозаключений (что предлагается в учебно-методической литературе) для них малопродуктивны. Познавательная активность не сформирована у наших учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация – источник многих проблем. Это и “обучение без вопросов”, неприятие навязываемых целей учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, но и открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность. Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в целом – мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную окрашенность учебной информации. При организации учебной деятельности важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая мотивационная тенденция. Одни ученики, но их в нашей школе мало, преимущественно руководствуются мотивом достижения; другие – мотивом избегания неудач. У части учеников нет и этого мотива. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач – с защитным поведением и тревожностью. У большинства наших учеников снижен уровень притязаний в учебной деятельности. Иногда приходится ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности усилий, которые якобы приложены учеником к решению конкретной учебной задачи. Ученики нашей школы имели в своём прошлом учебном опыте переживание неуспеха. И сегодня многие из них заранее уверены в том, что его обязательно постигнет учебная неудача. Не убеждает таких учеников утверждение учителя в том, что его неуспех обусловлен не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий. Не срабатывает и формальное следствие процесса познания – оценка, отсутствие обязательного выпускного экзамена. Поэтому в практике работы результативно подведение учащихся под продуктивный вид умозаключений, т.е. использование сравнений и аналогий. К примеру, при изучении знаков химических элементов рассказываю “Сны наяву”, где сравниваются формы знаков химических элементов с известными в жизни предметами, животными и т. д. (символ химического элемента серы - со змеёй, вольфрама – с нитью накала лампочки); а способы разделения смесей изучаем по путешествию крупинки соли в океане. При изучении некоторых программных материалов по отдельным элементам или веществам использую стихотворные произведения. В канву урока включаю фрагменты из литературных произведений. Это оживляет рассказ, привлекает внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Образная, яркая речь художественного произведения повышает эмоциональность восприятия. Произведения художественной литературы совершенствуют образное мышление учащихся и оказывает благотворное влияние на развитие их воображения. (Ж.Верн “Таинственный остров”, А.Беляев “Продавец воздуха”, Е. Фёдоров “ Каменный пояс”).
Строение атома, молекулы простых и сложных веществ образно воспринимаются, когда собираются шаростержневые модели, при этом осознаётся их качественный и количественный состав. Но суть происходящих реакций на молекулярном уровне представить может не каждый. Атом, молекула, электрон – это полная абстракция. Бывают ситуации, когда долгие объяснения учителя остаются бесплодными, т. к. учащиеся не могут представить, о чём идёт речь. На помощь здесь также могут прийти наглядные пособия, отражающие суть вещей посредством моделей, они помогают перейти от конкретного к абстрактному. Достаточно сложно объяснить строение молекул углеводородов, хотя во всех учебниках есть и рисунки, и таблицы. Шаростержневые модели хорошо передают взаимное расположение атомов, направление связей, но создают неправильное представление о заполнении внутримолекулярного пространства. Эта проблема решается использованием плоских моделей электронных орбиталей из картона.
Большую роль в восприятии учебного материала играют опорные сигналы-схемы. Они могут быть яркими, чтобы вызвать соответствующие образы, или более схематичными, но где наглядно просматриваются причинно - следственные и логические связи между блоками изучаемого материала (коррозия металлов, железо, кислород, водород, типы кристаллических решёток).
В условиях школы при исправительном учреждении данная методика сводится к рассказу и его сопровождению готовыми рисунками. Рисовать самим, сочинять считается зазорным, но слушают и рассматривают всё с интересом. На эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету оказывает действие элемент нестабильности, т.к. за учебный год списочный состав класса обновляется наполовину. Среди вновь зачисленных появляются отдельные учащиеся с позитивным отношением к выполнению творческих заданий, что даёт возможность использовать поощрение и активизировать процесс обучения.
Итак, образность и эмоциональная окрашенность материала является важной составляющей урока в школе при ИУ, где результативен традуктивный вид умозаключений. Методику обучения необходимо сопровождать всевозможными средствами, создающими образ.
Начало формы
Конец формы