Направление работы на создание условий для самопознания и самосовершенствования учащихся


Направление работы на создание условий для самопознания и самосовершенствования учащихсяПодготовила : Аметова Л. Ш., воспитатель 9-Б классаС. Танковое 21. 11. 14 г. «Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься».Жюль Лашелье Новое качество образования - это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, представляющих собой условие для успешной социализации в обществе, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием.Самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации. Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя  Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся:1. применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений и особенно творческих способностей и других личностных качеств учащихся;2. побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств;3. побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению;4. диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков;5. создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей;6. постановка заданий на самооценку деятельности учащихся.  К наиболее распространённым методам самопознания относятся:- самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением;- сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе;- моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми;- метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками);- познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения. Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства: 1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания. Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование). Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами. Пути самосовершен-ствования личности:1. самопознание;2. самоутверждение;3. саморазвитие;4. самореализация;5. поиск своего призвания. Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся:1. критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути;2. работа над ошибками;3. соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение;4. выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств;5. разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед;6. хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени. Методы самосовершенствования: 1. совершенствование профессиональных навыков (разработка новых проектов);2. изучение иностранных языков;3. старание каждый день узнавать что-то новое;4. время на хобби и любимые увлечения;5. поиск вдохновения (просмотр фото, видео, кинофильмов, телепередач);6. чтение литературы, посвященной самосовершенствованию;7. контроль состояния здоровья, правильное питание;8. путешествия (с целью получения новых знаний); 9. отдых с пользой: медитирование;10. чтение классической литературы;11. посещение выставок, музеев, театров;12. занятие спортом (по душе);13. умение контролировать свои мысли (никакого негатива);14. избавление от вредных привычек. Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя.Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:в области воспитания: - превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание; - осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности; - формирование веры ребенка в себя; - формирование умений самовоспитания и самосовершенствования; - обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации; - создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании. в области обучения:- формирование устойчивоймотивации к учению как кжизненно-важному процес-су;- формирование общеучеб-ых знаний;- формирование творческихкачеств личности, развитиекреативного мышления, поддержку и развитие творчестваучащихся в разнообразных его проявлениях.  в области психического развития: - поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка; - формирование положительной Я-концепции личности ребенка; - формирование доминанты самосовершенствования личности; - формирование умений управления собой, саморегуляции;- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития. в области социализации: - формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); - формирование социальной активности; - формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации; - обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции; - подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию. Демократизация учебно–воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка. Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования. Спасибо за внимание!