Презентанция на тему: Комплексный подход к изучению и коррекции факторов аномального развития


Концепции комплексного подхода к изучению и коррекции факторов аномального развития у детей.Выполнила студентка Данильченко К.И. История изучения и обучения детей с ограниченными возможностями убедительнопоказала, что этим детям необходима основанная на комплексной диагностике система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на коррекцию, компенсацию нарушений и развитие психических функций, личностного и социально-трудового статуса. Проблема диагностики отклонений в развитии ребенка чрезвычайно актуальна и социально значима. Нарушения периферических отделов и проводящих путей дистантныханализаторов (слабовидение, слепота; тугоухость, глухота; слепог-лухота) оказывают в той или иной мере отрицательное влияние на психическое развитие детей и их познавательную деятельность. В последние десятилетия значительно увеличилось число детей со сложной структурой дефекта, что требует новых подходов к организации комплексной диагностики. Целостное системное изучение ребенка Преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития. Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную, деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и т. д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках. Таким образом, психологическое исследование составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка и не имеет самодовлеющего значения. . В обследовании ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед; педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях». К сожалению, участие психолога не всегда реально обеспечивается из-за недостатка специалистов этого профиля, работающих в области нарушений развития, а психологические методики (хотя они часто оказываются единственным надежным средством выявления нарушений развития) используют в этом случае психоневролог или психиатр, логопед и педагог-дефектолог Важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский (1983) и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии советской психологии, а значит, и в дефектологии. Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т. е. того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и т. д. Для осуществления такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования психического развития применительно к отбору в специальные школы, но и соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач. Принцип динамического изучения Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Необходимо скоординированное взаимодействие при оказании комплексной реабилитации детям с ОВЗ, преемственность в работе учреждений здравоохранения , совершенствование и систематизация современных технологий реабилитационной помощи. На базе Курского государственного университета организован и работает на протяжении долгого времени Консультационно-диагностичекий центр, в котором оказывается психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья ведущими специалистами дефектологического факультета. Деятельность консультационно-диагностичекого центра в Курске Важной целью деятельности сотрудников Центра является сохранение психического, соматического, социального благополучия детей, содействие их оптимальному личностному развитию и социальной адаптации.Педагоги (учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи) осуществляют комплексную диагностику детей и подростков с целью выявления их познавательной активности и мотивации, возможностей и способностей к обучению, уровня учебных достижений, особенностей эмоционально-волевой сферы, определяют резервные возмож-ности личности ребенка. ЗадачиПредметом деятельности Центра является образовательная, медицинская (амбулаторно-поликлиническая) и иная деятельность, направленная на достижение цели создания учреждения.Основные задачи Центра: оказание консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и медико-социальной комплексной помощи детям с проблемами в обучении, воспитании, развитии и социальной адаптации; осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и подросткам, в том числе детям-инвалидам, детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, попавшим в трудную жизненную ситуацию; оказание консультативной психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям (законным представителям) и работникам образовательных и иных учреждений; осуществление методической и организационной поддержки образова-тельных учреждений, территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, дошкольных и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов и иных служб по вопросам организации и сопровождения коррекционно-педагогической деятельности.Структура Центра включает в себя психолого-педагогическую, медико-социальную службы и психолого-медико-педагогическую комиссию Курской области (ПМПК). Специалисты медицинского профиля (врачи-неврологи, психиатры, офтальмолог, отоларинголог, офтальмолог, ортопед) проводят индивидуальное обследование детей и подростков с целью оказания сомато-психологической и медико-социальной помощи, дают рекомендации родителям по лечению, имеющихся заболеваний и осложнений, по профилактике широкого спектра заболеваний в детском возрасте, оздоровлению, направляют на дальнейшее обследование в медицинские учреждения. Сотрудниками учреждения разработаны и активно внедряются новые формы консультативного приема: «Бригадный прием» четырех специалистов (два врача и два педагога). «Малая бригада» - совместный прием двух специалистов для оказания консультатив-ной помощи детям и родителям (законным представителям), обратившимся в Центр: совместный прием педагога-психолога и врача-психиатра; совместный прием педагога-психолога и врача-невролога; совместный прием учителя-логопеда и врача-невролога; совместный прием учителя-дефектолога и педагога-психолога. Специалисты уверены: чем раньше родители обращают внимание на проблему ребенка, тем более эффективным может быть результат как лечения, так и педагогического воздействия. Коррекционные занятия Обучение и коррекция развития детей специалистами осуществляется по адаптированным программам, разработанным на базе основных образовательных программ с учетом индивидуально-психологических особенностей детей, структуры и степени тяжести интеллектуальных, речевых, эмоционально-личностных и других нарушений.У детей и подростков с помощью различных приемов и методов педагогами-психологами проводится коррекция когнитивных процессов, проблем в обучении, самосознания, общения, конфликтности, эмоционально-волевой сферы (тревожности, агрессивности, страхов), детско-родительских отношений. Биологическая обратная связь (БОС) прочно заняла свое место в современной психотерапии и коррекции. Это не только метод, но и эффективный немедикаментозный концептуальный подход к произвольной регуляции состояний и функций организма человека, основанный на методах телесно-ориентированной терапии. Цель БОС - обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с помощью биологической обратной связи (ДАС-БОС) при коррекции эмоционально-волевой сферы. Учителя-логопеды осуществляют комплексную всестороннюю помощь детям, имеющим патологию речи различной формы, структуры и степени выраженности. Контингент детей с речевой патологией, обратившихся в Центр, неоднороден по своему составу: это «безречевые» дети раннего возраста; дети с нарушениями звукопроизношения в период подготовки к школе; дети с речевой патологией из сельской местности, где нет учителей-логопедов; дети с проблемами овладения навыками чтения и письма; дети со сложными на рушениями развития. Дефектологи проводят коррекционные занятия с использованием не только традиционных форм работы, но и компьютерных методов диагностики и коррекции, интерактивных программ по развитию когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), речи; оказывают консультативную помощь родителям и специалистам детских учреждений.Важной особенностью работы специалистов педагогического профиля является проведение коррекционных занятий с ребенком в присутствии родителей. Основные задачи психологической консультации ребенка:- его эмоциональная поддержка;- его ориентация в своих возможностях, формирование адекватного самосознания;- расширение его информированности в области межличностных отношений;- разъяснение подходов к разрешению конфликтных ситуаций, возникающих с взрослыми и сверстниками;- помощь в выборе вариантов и принятия решения, имеющих важное значение в его жизни. Научно-методическая деятельность Одним из важных направлений в работе Центра является научно-методическая деятельность, которая охватывает широкий круг лиц, задействованных в оказании помощи детям с особыми образовательными потребностями (ООП), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Центром осуществляется консультативная методическая помощь педагогическим работникам и специалистам, работающим с детьми с ООП и ОВЗ, а также студентам педагогических вузов.Большое внимание специалистами Центра уделяется вопросам деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольных и школьных образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания. Центром осуществляется консультативная методическая помощь педагогическим работникам и специалистам, работающим с детьми с ООП и ОВЗ, а также студентам педагогических вузов.Большое внимание специалистами Центра уделяется вопросам деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольных и школьных образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания.ПМП-консилиумам оказывается методическая и консультативная помощь в разработке индивидуально ориентированных программ по работе с детьми, отстающими в физическом и (или) психическом развитии, имеющим нарушения в поведении. Данные программы позволяют гибко осуществлять коррекционно-реабилитационный процесс и решать специфические проблемы ребенка. Специалисты ОБОУ ЦПМСС анализируют, подбирают и рекомендуют методическую литературу, консультируют педагогов по вопросам выбора наиболее удачных методов и приемов обучения и воспитания детей.Сотрудниками Центра обновлены, изданы и распространяются методические материалы (буклеты) по основным психолого-педагогическим и медицинским проблемам детей и подростков среди родителей (законных представителей) и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах, дошкольных образовательных учреждениях; специалистов районных отделов образования, учреждений социального обслуживания и т.д. Помощь детям с ОВЗ Центр уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, живущим на территории Курской области. Специалисты Центра помогали педагогам, работающим с данной категорией детей, в разработке индивидуально-ориентированных программ обучения детей-инвалидов в соответствии с их психофизическими особенностями и возможностями. Центр оказывает помощь в создании условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая поддержка является существенной для семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и способствует в получении ими качественного образования, определении оптимальных условий для физического, нравственного, социального развития детей на каждом возрастном этапе, расширению их возможностей, полноценной интеграции в общество. Одним из главных направлений этой деятельности является проведение диагностической, профилактической и коррекционной работы.Родителям и учителям, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты Центра помогают в выборе формы обучения (классно–урочная, групповая, индивидуальная, дистанционная, на дому), которая наиболее полно соответствует психофизическим особенностям и медицинским показаниям, в разработке индивидуально ориентированных программ обучения детей в соответствии с их возможностями.Специалисты Центра оказывают помощь в вопросах обеспечения и защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Осуществляется тесное взаимодействие с семьей, органами местного самоуправления, общественными организациями. В помощь семьям и заинтересованным учреждениям специалистами Центра разработаны и распространяются методические пособия «Организация индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья», «Компетентные родители: дети с ограниченными возможностями здоровья».Перспективным направлением работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специалисты Центра считают налаживание тесного контакта и организацию продуктивного сотрудничества в области обмена информацией и оказания содействия в сфере психолого-педагогической реабилитации и социальных гарантий детей с ограниченными возможностями здоровья между ОБОУ ЦПМСС и другими организациями. Коррекционное развитие направлено на исправление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Обучение детей с заболеваниями органа зрения осуществляется в коррекционных учреждениях VII и VIII видов. Список литературы1. Архипова Е.Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.// Специальная психология №1 (3), 2005.С.60-692. Жигорева М.В. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями развития. // Специальная психология №1 (3), 2005.С.38.3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. ISBN 5-9268-0166-4