рецензия на программу ПДО по биологии Интерактивная биология

Экспертное заключение
на авторскую программу по образовательному направлению внеурочной деятельности в рамках ФГОС ПДО интерактивная биология для учащихся 7-9 классов, представленную Булыгиной Людмилой Викторовной, учителем географии с дополнительной специальностью биология МБОУ «СОШ № 39» города Рязани

Эксперт ХХХХХ, доцент, заведующий кафедрой физической географии и методики преподавания географии РГУ имени С.А. Есенина осуществил экспертизу авторской программы по внеурочной деятельности «Интерактивная биология».
«Интерактивная биология» по образовательному направлению весьма актуальна на современном этапе обучения и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по организации дополнительной внеурочной деятельности школьников среднего звена.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по обще интеллектуальному развитию и предназначена для реализации в 7-9 классе (68 часов в год).
Структура программы представлена в соответствии с требованиями к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематическое планирование с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, а также планируемые сроки проведения; содержание деятельности по разделам; ожидаемые личностные, предметные и метапредметные результаты реализации программы; условия и ресурсы реализации программы; список литературы, соответствующий содержанию программы.
 Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся среднего звена.
Задачи программы: способствовать расширению кругозора, развивать мотивацию к познанию и творчеству, формировать логическое мышление, обогащать речь учащихся, обучать приемам работы с различными источниками информации, развивать познавательные процессы.
Программа также позволяет решить и другие не менее важные цели и задачи:
формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
обеспечение становления у детей развитых форм сознания и самосознания;
обучение приемам поисковой и творческой деятельности;
развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
обогащение активного словаря детей.
Программа построена с учётом современных требований  педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.
Достоинством программы «Интерактивная биология» является разработанная методология активизации интеллектуально-творческих проявлений в процессе мыслительной деятельности, которая представлена спецификой структурной компоненты содержательной части программы. И отражает научно-теоретический уровень по вектору занимательности. Это не противоречит основным закономерностям психического развития детей среднего школьного возраста.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС НОО.
·
Формой проведения итогов реализации программы является:
презентация продукта проектной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы состоит в подборе используемых форм и методов, соответствующих возрасту обучающихся, их интересам.
Автором определена перспектива развития ребёнка: приобретение школьником социальных знаний о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования и решения учебных задач.
По своей структуре данная программа, является дополнительной образовательной программой, так как реализуется она в системе школьного дополнительного образования.
Данная программа имеет инновационный подход к достижению цели:
- внедрение инновационных технологий обучения и воспитания (организация образовательного процесса с использованием ИКТ – технологий, метода проектов).
- построение обучения на принципах гуманистического подхода к каждому воспитаннику.
 В основе кружковой деятельности используются следующие дидактические приемы: изменение вопроса задачи, изменение условия задачи, составление и решение задач различными способами, преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую, составление ребусов и головоломок т.д.
Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и систематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы. Диагностика проводится путем
анкетирования, проведения диагностической работы, а также отслеживается выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях).
В программе предусмотрены три уровня результатов (личностные, предметные, метапредметные).
Представленная к рецензии программа соответствуют специфике дополнительного образования, способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей личности; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самосовершенствованию, помогает ребёнку освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.
Программа внеурочной деятельности «Интерактивная биология» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Всесторонний анализ программы показал, что она составлена в соответствии с ФГОС НОО. Программа актуальна для работы с детьми среднего школьного возраста. Рекомендуется к распространению.

15.10.2014 год

Эксперт _________________________/ХХХХХХХХХ/


15