Презентация на тему Формирование правовых компетенций у обучающихся ГБПОУ НКМБ с применением кейс-метода.


Формирование правовых компетенций у обучающихся ГБПОУ НКМБ с применением кейс-метода
Преподаватель ГБПОУ “Нижегородский колледж малого бизнеса”
Ядрышников Константин Сергеевич
Статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" называет воспитание правовой культуры одним из принципов государственной политики в сфере образования
Правовые компетенции – это совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных у обучающихся в процессе получения среднего профессионального образования, включающие когнитивный и поведенческий аспекты, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста как интегративное свойство личности
«Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс – это «моментальный снимок реальности», фотография действительности»(Смолянинова О.Г. Кейс-метод в обучении экономике / О.Г.Смолянинова // Образовательные технологии. – 2004. - №3-4. – С.124-127)
Теоретико-методологические основы кейс-метода
- личностно-ориентированный подход;
- деятельностный;
- акмеологический;
- системный.
Трудности при внедрении кейс-метода
Слабая научная разработка
Методические суррогаты
Эмоциональная нагрузка
преподавателяИсточники кейсов
Старение кейса
Преимущества кейс-метода
1. Кейс-метод является более совершенным (на определенном этапе), с точки зрения эффективности преподавания как общих, так и профессиональных дисциплин, относительно, например, такого излюбленного в организациях профессионального образования вида учебного занятия, как лекция. Обучающиеся, рассматривая с преподавателем конкретные ситуации, в сфере своей будущей профессиональной деятельности, не просто получают академические знания, но осуществляют подготовку к будущей профессии.
2. Кейс-метод, в отличие от большинства педагогических методик, учит способности анализировать различные объемы информации, строить логические цепочки причинно-следственных связей, делать выводы.
3. Кейс-метод формирует умение обучающихся принимать решения, на основании полученной от преподавателя и проанализированной информации.
4. Анализ информации и принятие решения требует от обучающихся наличия знаний не только по свой специальности, но и в смежных областях.
Преимущества кейс-метода
5. Коллективное обсуждение способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся, положительно влияет на их дальнейшую социализацию.
6. Кейс-метод формирует способности к эмпатии, рефлексии, содействует развитию креативности личности – тех качеств личности, которые необходимы для совершенствования навыков принятия решений.
7.В процессе накопления опыта принятия решений формируются индивидуальные мыслительные структуры (когнитивные схемы), которые позволяют существенно сократить время принятия решений в дальнейшей профессиональной деятельности.
8. Кейс-метод может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь (если составитель кейс ставит такую задачу) еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности.
Кейс на формирование общих компетенций по теме: Семейное право
Соколов И.Я. развелся со своей супругой Соколовой О.В., в браке с которой был рожден сын Соколов П.И. После развода, Соколов И.Я. в нарушение ст.80 Семейного кодекса Российской Федерации не участвовал в содержании несовершеннолетнего сына, в том числе не платил алименты. Бывшая супруга Соколова О.В. взыскивала алименты через суд, получила решение суда о взыскании алиментов с бывшего супруга, однако Соколов И.Я. уклонялся от добровольного выполнения решения суда и алименты не оплачивал.
Через 30 лет, Соколов И.Я. оставшийся без постоянного места жительства и будучи тяжело больным человеком, не имеющим постоянного дохода, разыскал своего сына Соколова П.И. и потребовал от него, через суд, в силу ст.87 Семейного кодекса Российской Федерации, предоставить ему права проживать в его квартире и оплачивать его лечение и содержание.
Законны ли требования Соколова И.Я.? Удовлетворит ли суд требования Соколова И.Я.?
Кейс на формирование профессиональных компетенций по теме: Гражданское право
Болдин А.В., которому 16 лет, обучаясь в колледже, параллельно работает помощником менеджера в туристской фирме. Он считает, что его заработок не соответствует его возможностям зарабатывать значительно больше. Он намерен заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью в сфере туристической индустрии и сообщил об этом своим родителям. Болдин А.В. просил отца и мать дать согласие на его эмансипацию. Отец Болдина А.В. дал на это согласие, а мать категорически отказала Болдину А.В. дать такое согласие, поскольку считает, что он не имеет жизненного опыта и может потерять вложенные в бизнес денежные средства.
Имеет ли Болдин А.В. возможность быть эмансипированным?
Вариант: Родители Болдина А.В. дали письменное согласие на эмансипацию Болдина А.В. Однако орган опеки и попечительства отказал ему в принятии решения об эмансипации.
Эффект применения кейс-метода при преподавании правовых дисциплин
Обучающий эффект кейса
Воспитательный эффект кейса
В процессе накопления опыта принятия решений формируются индивидуальные мыслительные структуры (когнитивные схемы), которые позволяют существенно сократить время принятия решений в дальнейшей профессиональной деятельности, формирует умение обучающихся принимать решения, на основании полученной от преподавателя и проанализированной информации.
Кейс-метод может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности, формированию у него правовой культуры.
Так, например, преподаватель правовых дисциплин, при составлении кейсов может исходить из необходимости подкрепления собственно правовой проблематики, включением в текст кейса определенных положительных ориентиров для обучающихся, а именно: семья, дети, недопустимость асоциального поведения и неотвратимость наказания за совершенные правонарушения.