Летний лагерь по профилактике детской безнадзорности и правонарушений для детей и подростков «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Алнашский Дом детского творчества
Летний лагерь по профилактике детской безнадзорности и правонарушений для детей и подростков
«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
Составитель: Огородникова Г.С.
методист, заместитель директора по УВР
с. Алнаши, 2016
Информационная карта программы
1 Полное название программы Цветик-семицветик2 Цель программы Профилактика детской безнадзорности и правонарушений
3 Тип лагеря Лагерь с дневным пребыванием
4 Направление деятельности, специфика содержания программы Эколого-туристско-краеведческое, спортивно-техническое, художественно-эстетическое, лидер.
5 Краткое содержание программы Программа направлена на профилактику детской безнадзорности и правонарушений через освоение и практическую отработку знаний, умений и навыков по перечисленным выше направлениям.
6 Автор программы Огородникова Г.С.
7 Руководитель программы Огородникова Г.С.
8 Название проводящей организации ДДТ
9 Адрес организации ул. Комсомольская, 8
10 Телефон, факс, электронная почта 3-14-25, 3-13-39
11 Место проведения лагеря ДДТ
12 География участников программы Райцентр, с. Алнаши
13 Количество участников программы 28 человек
14 Сроки проведения С 2.07 по 21.07. 2016года
15 Количество смен 1 смена
16 Кадровое обеспечение Управление образования
17 Условия участия в реализации программы Программа реализуется педагогами ДДТ, специалистами других служб района. Набор в лагерь проводится
из числа детей, посещающих кружки ДДТ, и учащихся Алнашской средней школы
18 Условия размещения участников Учебные кабинеты ДДТ, актовый зал ДДТ, стадион, площадка.
19 История существования программы Программа была профинансирована через Министерство образования и апробирована на базе ДДТ
20 Наиболее важные публикации о программе В районной газете «Алнашский колхозник»
21 Особая информация и примечания Пояснительная записка.
Летняя организация детей и подростков всегда была и остается актуальной темой в наши дни и одним из приоритетных направлений молодежной политики. Чтобы ребенок не был представлен сам себе, мы взрослые должны помочь ему правильно организовать свое время, найти занятие и дело по интересам.
Данная программа предназначена для работы в летнем лагере досуга и отдыха детей и подростков и рассчитана на возраст детей с 9 до 15 лет. Программа предусматривает работу по 4 направлениям: спортивно-техническое, эколого-туристско-краеведческое , художественно-эстетическое и социально-педагогическое. Составными частями программы являются подпрограммы: «Авиамодельный», «Судомодельный», «Шаерчи», «Валеология», «Художественная обработка соломки», «Лидер».
Отличительной особенностью данной программы от других является профилактика детской безнадзорности и правонарушений через освоение и практическую отработку знаний, умений и навыков в определенных видах художественно-эстетического, спортивно-технического, эколого-туристско-краеведческого творчества. Реализация программы дополняется системой мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Программа позволяет раскрыть индивидуальность и творческие способности каждого ребенка, способствует повышению его уверенности в себе, дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях и областях профессиональной деятельности. Предлагаемые формы работы в данной программе позволяют ребенку реализовать себя в практической деятельности, что необходимо для его самореализации и самоутверждения в жизни.
Цель программы: профилактика детской безнадзорности и правонарушений, создание условий для летнего отдыха детей и подростков и реализации их потребностей по интересам.
Задачи: 1. Создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей, воспитание чувства патриотизма.
2. способствовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, формированию мотивации к здоровому образу жизни.
3.Прививать детям базовые элементы самоорганизации свободного времени.
4. Формировать навыки социальной адаптации, межличностных контактов детей и подростков в условиях временного коллектива.
Распорядок дня:
8.30- 8.45 – прием детей, линейка, поднятие флага.
8.45 – 9.00 – утренняя зарядка.
9.00.- 9.30 – завтрак.
9.30 – 12.00 – кружковая работа в отрядах.
12.00 – 13.00 – обед.
13.00 – 14.30 – оздоровительный блок, отдых, общие мероприятия.
Общие мероприятия.
1 неделя. Неделя профилактики.
1 день. Заезд. Знакомство с работой лагеря. Инструктаж по ТБ. Распределение по отрядам. Конкурс визитных карточек.
2 день. Выборы актива в отрядах. Девиз. Название отряда. Оформление уголков в отрядах. Игры на свежем воздухе. Разучивание лагерного гимна.
3 день. Открытие лагеря. Торжественная линейка. Футбол «Группеншпринген».
4 день. «Экологическая облава» - уборка территории.
5 день. Беседа специалиста по делам несовершеннолетних.
2 неделя. Неделя молодежи.
6 день. «Фестиваль на тельной живописи» Игры на свежем воздухе. Купание.
7 день. Турнир слабоков. Игры на свежем воздухе.
8 день. Праздник кошек «Самая обоятельная и привлекательная».
9 день. Конкурс на самый старый башмак.
10 день. Цветочный вернисаж.
3 неделя. Неделя семьи.
11 день. Поездка в г. Можгу на аттракционы.
12 день. Шумовое представление – «Веселые старты»
13 день. Экологическая облава.
14 день. Праздник Нептуна.
15 день. Лекарственная экспедиция.
4 неделя. Неделя общих мероприятий.
16 день. Конкурс «Фитомода».
17 день. Ярмарка – продажа.
18 день. Закрытие лагеря. Прощальный костер.
Направление – «Художественная обработка соломки».
1 отряд.
Цель: Развитие творческой личности школьника средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи: 1. Развивать интерес к изучению художественных ремесел.
2.Обучить умениям и навыкам работы с природным материалом.
3.Воспитывать аккуратность и усидчивость.
1 день – Знакомство с детьми. Общие игры.
2 день – Выборы командира отряда. Название отряда, девиза. Оформление уголка. Подготовка к открытию.
3 день – Открытие лагеря.
4 день – с 10.00 до 12.00 - работа в студии художественной обработки соломки. Вводное занятие. Подготовка соломки для аппликации.
5 день – с 10.00 до 12.00 – работа в студии. Плоскостная аппликация. Выполнение композиции в технике плоскостной аппликации.
6 день – с 10.00 до 12.00 – работа в студии. Продолжение работы с композицией.
7 день – с 10.00 до 12.00 – работа в студии. Продолжение работы с композицией.
8 день - с 10.00 до 12.00 – работа в студии. Экскурсия в ЦДПИ и Р, посмотреть работу мастеров декоративно-прикладного искусства «С какого дерева лист?»
9 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Оформление готовой работы в рамку. Защита своей работы.
10 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Объемно – выпуклая аппликация. Ее особенности. Изготовление цветов в объемно-выпуклой аппликации.
11 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Продолжение работы над объемно-выпуклой композицией.
12 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии.
13 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии.
14 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Продолжение работы над композицией. Подготовка к конкурсу на лучшую защиту своей работы.
15 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Продолжение работы над композицией. Подготовка к конкурсу на лучшую защиту своей работы.
16 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Подготовка к ярмарке сувениров.
17 день - 10.00 до 12.00 – работа в студии. Подготовка к ярмарке сувениров.
18 день – Закрытие лагеря.
Ожидаемые результаты:
К концу лагерной смены дети должны иметь представление:
- о видах декоративно-прикладного творчества, основных зерновых злаках, произрастающих в нашей местности; о видах соломки и ее свойствах,
-об истории развития соломоплетения, о способах обработки соломки.
Должны знать:
- правила использования инструментов при работе соломкой, основные приемы плетения, и способы соединения частей в плетенном изделии.
Должны уметь:
- обрабатывать солому перед работой, плести простейшие сувениры из соломки.
Спортивно- техническое направление
2 отряд
Цель: развивать познавательные способности ребят, воспитание у них увлеченности трудом, наукой и техникой.
Задача: формирование у ребят необходимых умений и навыков моделирования и конструирования.
1 день. Открытие лагеря.
2 день. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
3 день. Изготовление воздушного плоского змея. Выбор реек, ошкуривание, отпиливание по размерам. Сборка крестовины и передней кромки на шипах в пол дерева.
4 день. Обтяжка змея. Изготовление хвоста.
5 день. Установка лееров на воздушный змей, запуск и регулировка.
6 день. Общее мероприятие.
7 день. Изготовление простейшего вертолета «Муха». Выбор чертежа. Изготовление шаблона. Вычерчивание на деревянный брусок и обработка по контуру.
8 день. Вырезание лопастей, ошкуривание винта, высверливание отверстия. Изготовление круглой палочки. Установка на воздушный винт, испытание, ТБ при запуске.
9 день. Соревнование между ребятами.
10 день. Выбор чертежа метательного планера. Заготовка и резка пенопласта на терморезке.
11 день. Поездка в г. Можга на аттракционы.
12 день. Изготовление фюзеляжа, хвостовой балки, склеивание, ошкуривание. Вырезка шаблонов из картона. Изготовление крыла по шаблону.
13 день. Изготовление передних кромок на крыло, склеивание, ошкуривание.
14 день. Поездка на р. Каму. Праздник Нептуна. Сбор природного материала.
15 день. Пробные запуски на планирование, регулирование, устранение недостатков.
16 день. Общее мероприятие.
17 день. Соревнования между ребятами
18 день. Закрытие лагеря.
Ожидаемые результаты: к концу лагерной смены дети должны уметь:
1. Пользоваться с чертежами.
2. Должны научиться пользоваться различными столярными и слесарными инструментами.
3. Производить разметку с помощью линейки.
4. Определять направление ветра по местным признакам: дыму, деревьям, сухой траве.
Направление «Лидер» 3 отряд.
Цель: Развитие навыков общения, расширение кругозора, приобретение опыта публичных выступлений. Формирование способности к совместной деятельности и сотрудничеству в разных его проявлениях.
1 день - Упражнения на сплочение коллектива, на знакомство
«Мы», «Живое ранжирование», «Снежный ком», «Приветствие»
2 день - Оформление отрядного уголка.
3 день - Подготовка к открытию лагеря.
4 день - Беседа «Итак, ты хочешь быть лидером»
5 день - Подготовка к конкурсу «Салон огородных мод».
6 день - Беседа « Основные стили руководства».
Тестирование «Я лидер?».
Игры на сотрудничество.
7 день - « Учимся проводить игры».
Методика проведения игр.
8 день - Знакомство с играми на формирование и развитие внимательности, уверенности, твердости характера.
Тренинг «Белая ворона»
9 день - Подготовка сценки к празднику Нептуна.
10 день - Знакомство с играми на снятие усталости, напряжения.
11 день – Общее мероприятие.
12 день – Знакомство с Заочным институтом позитивного поведения (ЗИПОПО). Структура, требования, правила поведения ток-шоу.
13 день – Общее мероприятие.
14 день – Подбор темы для ток-шоу. Тренинг «Оратор».
15 день – Общее мероприятие.
16 день – Подготовка к ток-шоу. Тренинг «Последствия».
17 день – Проведение ток-шоу перед другим отрядом.
18 день – Общее мероприятие.
Эколого-туристско-краеведческое направление
4 отряд
Цель: овладение новыми знаниями по истории и природоведению родного края.
1 день. Вводное занятие. Экскурсия в живой уголок.
2 день. Экскурсия по историческим местам родного села.
3 день. Народные игры.
4 день. Игры народов мира.
5 день. Практикум «Моя родословная».
6 день. Экскурсия на пруд. Сбор лекарственных трав.
7 день. Выставка букетов и композиций.
8 день Игра «Крестики – нолики» на краеведческую тему.
9 день. Развлекательно-познавательная игра «Звездный час».
10 день. Экологическая тропа.
11 день. Поездка в г. Можга.
12 день. Тренинг «Мы – юные туристы»
13 день. Ландшафтный дизайн (теоретическое занятие).
14 день. Поездка на р. Каму. Праздник Нептуна. Сбор природного материала.
15 день. Оборудование альпийской горки (практическая работа).
16 день. Оборудование альпийской горки (продолжение)
17 день. Защита проектов «Мой цветник», «Моя родословная».
18 день. Игра «Поле чудес».
Ожидаемые результаты.
К концу лагерной смены дети должны знать:
1.яркие страницы истории села, района, республики;
2.культуру народов, проживающих в УР;
3.флору и фауну родного края;
4. экологические проблемы местности.
Уметь: 1.сотавлять генеалогическое дерево своего рода;
2.определить основные виды растений, встречающихся в нашей местности;
3.составить букеты и композиции из природного материала
4. ухаживать за обитателями живого уголка.
Кадры программы:
В нашем учреждении имеются кадровые ресурсы для осуществления программы: Также программа предполагает привлечение в работу лагеря специалистов других служб района: Центра декоративно-прикладного искусства, районной библиотеки.
Начальник лагеря – Огородникова Г.С., автор программы, занимается кадровым и финансовым планированием, обеспечением материально-технической базы для реализации программы, осуществляет методическое руководство и контролирует реализацию основных идей программы.
Воспитатели – осуществляют непосредственную работу с подростками по выполнению программы.
Повара – работники Общепита Алнашского райпо – обеспечивают питание участников лагерной смены.
Вожатые – студенты Можгинского педколледжа – осуществляют работу с подростками по выполнению программы под руководством воспитателя, разрабатывают и проводят массовые мероприятия под руководством воспитателя.
Механизм реализации.
1. Заключение договоров с заинтересованными организациями.
2. Разработка положения о проведении лагерной смены.
3. Разработка должностных инструкций для сотрудников.
4. Заключение договоров с родителями.
5. Подбор педкадров и материально-технической базы.
6. Организация и проведение занятий и мероприятий по программе.
Время и место проведения.
Летняя смена проводится на базе Алнашского Дома детского творчества
Алнашского района УР. Питание осуществляется в кафе Улыбка»
Алнашского райпо. Продолжительность смены 18 суток.
Материально-техническое обеспечение.
Алнашский Дом детского творчества предоставляет помещение для проведения занятий и мероприятий. Алнашское райпо предоставляет помещение и оборудование для питания участников смены.
Необходимое снаряжение, оборудование, реквизит предоставляет Алнашский Дом детского творчества.
Транспортные расходы – за счет родительских взносов.
Хозяйственные расходы несет Алнашский Дом детского творчества.
Предполагаемые результаты:
Программа позволит обеспечить полноценный отдых детям и подросткам и и даст возможность ребятам расширить свой кругозор путем овладения ими новыми знаниями и навыками в области туризма и краеведения, экологии, художественно-эстетического, спортивно-технического творчества и социально-педагогического направления.

Формы оценки результативности:
Диагностика уровня личностного развития в начале работы программы и в конце.