Струнные инструменты – фундамент оркестра..урок по музыке. 4 класс.


Разработка урока в 4 классе на тему: Струнные инструменты – фундамент оркестра.
Цели урока:
Обучающие:  расширить знания учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре. Познакомить учащихся с группой струнных смычковых инструментов.
Развивающие:  учить отличать инструменты, входящие в одну группу (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) по внешнему виду и по звучанию).Воспитывающие: воспитывать уважение к профессиональной музыке разных времен, воспитывать слушательскую культуру.
Материальное обеспечение: интерактивная доска, иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, портрет композитора Н. Паганини, инструмент баян, карточки с заданиями.
 
ХОД УРОКА
I Организационный момент:  Приветствие.
 
II Проверка домашнего задания.
Какое произведение является визитной карточкой Казахстана?
Кто его автор?
Назовите самый любимый танец грузинского народа.
III Актуализация опорных знаний, умений и навыков:
Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;
Опрос – актуализация
Мотивация учащихся – слушание отрывка из симфонии № 40 В.А.МоцартаIV Изучение нового материала:
Симфонический  оркестр- заполнение таблички – что знаю, не знаю, хотел бы узнать.
-25717510160
Слайд № 1 Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Каких только инструментов здесь нет! Вам, наверное, показалось, что расположились они на сцене как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядись повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.Слайд № 2 Впереди расположены скрипки и их родственники — альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. Все эти инструменты составляют одно семейство Струнных смычковых. Слайд № 3 Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых — флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Слайд № 4 Справа от них разместились ближайшие их родственники . Медные духовые — трубы, валторны, тромбоны и тубы.
 Слайд № 5  За ними барабаны и еще много разных инструментов, относящихся к семейству Ударных. Слайд № 6  А еще внимание привлекают два инструмента. Один имеет форму огромного треугольника с натянутыми струнами, а другой — небольшого ящичка с клавишами. Это арфа и челеста. Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент — управляющий оркестром, которого называют дирижером. Дирижер умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет ее, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и... в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Игра «Отгадайка»
1.Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив…
Её названье … (скрипка)
2.Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
Крупный важный господин (контрабас)
3.Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок  (альт)
4.Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель, зовут его…                                        (Виолончель)
5.Больше скрипки в десять раз, инструмент тот - …                 (Контрабас)
6.На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипка)
Работа по группам.
Учащиеся делятся на 4 группы, читают информацию про инструмент. А затем презентуют свой инструмент. Запись в тетради коротко об инструментах. СТРУННЫЕ  СМЫЧКОВЫЕ. В оркестре они размещены на переднем плане: слева от дирижера первые скрипки, справа — вторые,  сразу за первыми скрипками виолончели и рядом с ними альты. Лишь контрабасы из-за своей величины стоят у стены, чтоб не загораживать другие инструменты и не мешать им.Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае оно существует не одну сотню лет.Уже с самого своего появления Смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом.В семействе Смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки — быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы. Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать.
     Работа по группам. Учащиеся делятся на 4 группы, читают информацию про инструмент. А затем рассказывают про свой инструмент.
Слайд № 7
53530501225551 группа – про скрипку
Скри́пка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны.  Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Скрипка часто солирует певучие и виртуозные мелодии. Просмотр видео Н.Паганини «Каприс № 24»
Слайд № 8
020320002 группа – про альт
Альт   — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть. Сконструировал его Антонио Страдивари.
Просмотр видео отрывка Н.Паганини «Концертино»
45529502794000
Слайд № 9
3 группа – про виолончель
Виолонче́ль — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.До появления в конструкции виолончели шпиля инструмент удерживали икрами ног. Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем.
Просмотр видео отрывка из сюиты № 3 И.С.Баха в исполнении М.РостроповичаСлайд № 10
4 группа – про контрабас
-1905011239500Контраба́с  — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны.
Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром. Поскольку низкий звук воспринимается как менее громкий (в сравнении с высоким звуком той же интенсивности), контрабас редко используется в качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием.
Просмотр видео отрывка Кусевицкий «Концерт для контрабаса с оркестром»
   Слайд № 11 со словами песни   
V Исполнение попевок и упражнений.
Знакомство с песней «Родина моя».
   Слайд № 12
VI  Обобщение пройденного материала: 
Что такое симфонический оркестр?
Из каких групп инструментов он состоит?
Какие инструменты входят в состав струнной смычковой группы?
VII  Домашнее задание:
Учить текст песни, знать название инструментов.
Оценивание