Рабочие программы по музыке для 1-4 классов


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа д. Охона»
Пестовского района Новгородской области
Рабочая программа
по музыке
для 1-4 классов начального общего образования .Разработано
Хамраевой Г.Н.
учителем музыки
I квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе рабочей программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной Музыка 1-4 классы. М., «Просвещение» 2012.
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». Предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир».
Цели:
-формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
-развитие образно-ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-накопление багажа музыкальных впечатлений, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
В соответствии с учебным планом МБОУ "СШ д.Охона"для обязательного изучения предмета "Музыка" в 1-4 классах отводится 1 час в неделю, 1 класс-33 часа, 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа, 4 класс-34 часа. Всего 135 часов.
Срок реализации: 4 года.
Формы обучения: групповые, коллективные.
Принципы обучения:
-принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки
-принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
-принцип тождества и контраста, сходства и различияреализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений;
-принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
Используемые учебные технологии:
- интонационно-стилевое постижение музыки;
- концентричность организации музыкального материала;
- забегание вперед и возвращение назад;
- создание композиций;
-метод художественного контекста (выхода за пределы музыки);
-игровые;
-здоровьесберегающие;
Доступные виды учебной деятельности:
-слушание музыки;
-хоровое и сольное пение;
-музицирование на простейших музыкальных инструментах;
-музыкально-пластическое движение;
-драматизация музыкальных произведений;
Предполагаемые результаты:
Личностные:
Будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные:
научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
получит возможность:
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- научиться основам саморегуляциив учебной и познавательной деятельности;
- научиться основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Система оценки достижений учащихся:
Музыкальная викторина:
оценка "5", если угадано от 91% до 100% исполняемого произведения;
оценка "4", если угадано от 70% до 90% исполняемого произведения;
оценка "3", если угадано от 40% до 69% исполняемого произведения;
оценка "2", если угадано мене 39% исполняемого произведения;
Слушание музыки:                         
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию.                                         
Оценка «5»: дан правильный и полный ответ;
Оценка «4»: ответ правильный, но неполный;
Оценка «3»: ответ правильный, ыно неполный, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала;
  Хоровое пение.                               
 Оценка  «5»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-пение невыразительное.
Оценка «2»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Формы промежуточного и итогового контроля:
тест, музыкальная викторина.
Формы контроля:
вопрос-ответ, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Содержание учебного курса.
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст)
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира.Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Учебно- тематический план.
1-4 классы.
№ п/п Название раздела Количество часов
1 Музыка в жизни человека.
83
2 Основные закономерности музыкального искусства.
19
3 Музыкальная картина мира.
33
Итого: 135
\
Описание материально-технического обеспечения учебного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Авторские программы по музыке Рабочая программа музыка 1-4 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. М., «Просвещение» 2012.
Рабочая программа музыка искусство 5-9 классы. Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. М., «Просвещение» 2011
Сборники песен и хоров ыЕ.Зарицкая. Дети выбирают мир. Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2010.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) М.Давыдова.Поурочные разработки по музыке 2 класс. М., «ВАКО» 2012.
М.А.Давыдова. Поурочные разработки по музыке 3 класс. М., «ВАКО» 2012.
Методические журналы по искусству Музыкальная палитра. Санкт-Петербург. 2013,2014.
Музыка в школе. Москва, 2008, 2009
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки: рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 1 класс. М., «Просвещение» 2013.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс. М., «Просвещение» 2012.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 3 класс. М., «Просвещение» 2013.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 4 класс. М., «Просвещение» 2013.
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Транспарант: поэтический текст Гимна России Портреты композиторов Атласы музыкальных инструментов 3 ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
3.1 Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке 6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
4
Музыкальные инструменты:
Фортепиано (пианино, рояль)
Баян
Клавишный синтезатор 4.1 Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) Список учебно-методической литературы.
Для учителя:
1.Учебник «Музыка» 1 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2012
2..Учебник «Музыка» 2 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2013
3.Учебник «Музыка» 3 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2014
3.Учебник «Музыка» 4 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2014
4.Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы, М., "Глобус" 2011
5.Музыка 1-4 классы. В помощь преподавателю начальной школы, Волгоград "Учитель " 2011
6.Затямина Т.А. Современный урок музыки.:методика конструирования, сценарии проведения праздников, тестовый контроль: учебно-методическое пособие М.: Глобус, 2008.
7.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
8.Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 3 класс, М., «ВАКО» 2012
Для обучающихся:
1.Учебник «Музыка» 1 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2012
2..Учебник «Музыка» 2 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2013
3.Учебник «Музыка» 3 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2013
4.Учебник «Музыка» 3 класс. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение» 2014
5.Г. П.Сергеева , Е. Д. Критская Музыка , творческая тетрадь 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г
6.Г. П.Сергеева , Е. Д. Критская Музыка , творческая тетрадь 2 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г
7.Г. П.Сергеева , Е. Д. Критская Музыка , творческая тетрадь 3 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г.
8.Г. П.Сергеева , Е. Д. Критская Музыка , творческая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
Дата № Раздел, тема урока Планируемые результаты Домашнее задание
По плану Фактич. Предметные Личностные, метапредметныеМузыка в жизни человека – 33 часа
Музыка вокруг нас. (16 ч.) 1 Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. -формирование представления о роли музыки в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формирование
общего представления о музыкальной картине мира;
-формирование основ музыкальной культуры;
-знакомство с элементами нотнойзаписи;
-наблюдение за музыкой в жизни человека;
-проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и различия;
2 Хоровод муз. 3 Повсюду музыка слышна. 4 Душа музыки – мелодия. 5 Музыка осени. 6 Сочини мелодию. 7 Элементы нотной грамоты. 8 Обобщение по теме «Музыка и ее роль в повседневной жизни человека» 9
Народные инструменты: свирель, дудочка,рожок, гусли. 10 Русский былинный сказ. -умение подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке;
-исполнение образцов музыкально-поэтического творчества; -участие в совместной деятельности (в группе, паре) при воплощении различных музыкальных образов;
-подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен; 11 Музыкальные инструменты: флейта, арфа. 12 Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций мыслей. 13 Музыка в праздновании Рождества Христова. 14 Рождественские песни. 15 Музыкальный театр: балет. 16 Обобщение по разделу «Музыка вокруг нас» Музыка и ты. (17 ч.) 17 Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. -формирование представления о роли музыки в жизни человека;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям -наблюдение за музыкой в жизни человека;
-инсценировка песен, пьес;
-проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений;
-чувство гордости за свою Родину; 18 Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы. Историю России; 19 Звучание природы. Образы утренней природы в музыке. 20 Образы вечерней природы в музыке. 21 Портрет в музыке. 22 Народное творчество России. 23
Музыкальный фольклор.
Инсценировка песни. 24 Образы защитников
Отечества в музыке. 25 Обобщение по теме: «Музыка в жизни ребенка. Образы родного края» 26
Музыкальные поздравления. -формирование основ музыкальной культуры;
-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-знакомство с элементами нотной записи;
-исполнение песен, игра на элементарных музыкальных инструментах; -различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
-сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и различия; 27
Музыкальные инструменты: клавесин, фортепиано. 28 Настроение и чувства человека в музыке. 29 Музыка в цирке. 30 Музыкальный театр: опера. 31 Музыка в кино. 32 Афиша музыкального спектакля, концерта для родителей. 33 Обобщение по разделу «Музыка и ты» 2 класс.
Дата № Раздел, тема урока Планируемые результаты
Домашнее задание
По плану Фактич. Предметные Метапредметные,
личностные Музыка в жизни человека (18 ч.)
«Россия- Родина моя» (3 ч) 1 Мелодия. Интонационно-образная природа музыкального искусства. -выражать свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
-понимать слова и мелодию гимна России;
-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
-проявлять чувство гордости за свою Родину; 2 «Здравствуй, Родина моя!» Образы родной природы в музыке русских композиторов. 3 Гимн России. «День, полный событий» (6 ч) 4 Музыкальные инструменты: скрипка. -знать изображение и тембр фортепиано;
-понимать названия изученных произведений;
-узнавать на слух изученные произведения;
-выражать свое отношение к прослушанным музыкальным -проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
-различать настроение музыки Прокофьева и Чайковского;
-передавать настроение музыки в пении; 5 Мир ребенка в музыкальных интонациях. 6 Песенность. 7 Танцевальность и маршевость. 8 Интонации речевые и музыкальные. Колыбельные песни. 9
Обобщение по теме: «День, полный событий» «О Росии петь, что стремиться в храм» (5 ч) 10 Колокольные звоны России. Звучащие картины. -понимать на слух изученные музыкальные произведения;
-выражать свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
-узнавать изученные музыкальные жанры; -проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
-сравнивать музыкальные и речевые интонации; 11 Святые земли Русской. Князь Александр Невский, Сергий Радонежский. 12 Духовная музыка в творчестве композиторов. Молитва. 13 Музыка в народных обрядах и традициях. «С Рождеством Христовым» 14 Обобщение по разделу «О России петь, что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч) 15 Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. -определять на слух звучание народных инструментов;
-различать жанры народных песен, их характерные особенности;
-подбирать простейший -разыгрывать народные игровые песни;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора; 16 Фольклор- народная мудрость. Разыграй песню. 17 Обряды и праздники русского народа: проводы зимы-Масленица. 18 Вариации в русской народной музыке. аккомпанемент; Музыкальная картина мира (10 ч.)
«В музыкальном театре» (5 ч). 19 Детский музыкальный театр: опера и балет. -знать названия музыкальных театров;
-различать особенности музыкальных жанров оперы и балета;
-узнавать тембры инструментов симфонического оркестра; -рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов;
-эмоционально откликаться к музыкальным образам оперы и балета; 20 Песенность, танцевальность, маршевость в опере. 21 Песенность, танцевальность, маршевость в балете. 22 Симфонический оркестр. Роль дирижера в создании музыкального оркестра. 23 Обобщение по разделу «В музыкальном театре» «В концертном зале» (5 ч) 24 Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. -знать музыкальные инструменты симфонического оркестра, узнавать их тембры;
-узнавать названия изученных музыкальных произведений, называть их авторов;
-передавать свои впечатления в рисунке,
-сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
-воспринимать художественные образы классической музыки; 25 Симфоническая сказка «Петя волк» 26 Инструменты симфонического оркестра. 27 Тембры инструментов симфонического оркестра. 28 Выразительность и изобразительность образов музыки Моцарта и Мусоргского. Основные закономерности музыкального искусства (6 ч.)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(6ч) 29 Интонация- источник музыкальной речи. Волшебный цветик-семицветик. -демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
-узнавать тембры инструментов;
-выражать свое отношение к музыкальным произведениям; -расширять музыкальный кругозор;
-воплощать в рисунках образы полюбившихся героев;
-воспитывать в себе культурного слушателя;
-уметь искать информацию из различных источников (музыкальные словари, интернет-ресурсы); 30 Музыкальные инструменты: орган. 31 Композитор- исполнитель- слушатель. 32 Темы, сюжеты и образы музыки Прокофьева и Чайковского. 33 Международный конкурс исполнителей им. Чайковского в Москве. 34 Обобщение по разделу «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3 класс.
Дата № Раздел, тема урока Планируемые результаты Домашнее задание
По плану Фактич. предметные метапредметные, личностные Музыка в жизни человека (16 ч.)
«Россия- Родина моя»(5 ч) 1 Песенность музыки русских композиторов. -размышление о музыкальных произведениях;
-выражение своего отношения к различным видам музыки;
-формирование основы музыкальной культуры;
-
-наблюдение за музыкой в жизни человека;
-проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-чувство гордости за свою Родину; 2 Образы природы в романсах русских композиторов. 3 Лирические образы вокальной музыки. 4 Образы защитников Отечества. 5 Историческое прошлое в музыкальных образах. «День, полный событий» (4 ч) 6 Интонации музыкальные и речевые. -формирование представления о роли музыки в жизни человека;
-определение средств музыкальной выразительности; -участие в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); 7 Портрет в вокальной и инструментальной музыке. 8 Выразительность и изобразительность в музыке. 9 Обобщение по теме: «День, полный событий…» «О России петь, что стремиться в храм» (4 ч) 10 Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. -выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада;
-определение характера образного содержания музыкального произведения; -определение музыкальных особенностей духовной музыки;
-сравнение и выявление интонационно-образного родства музыкальных произведений; 11 Святые земли русской: княгиня Ольга и князь Владимир. 12 Песнопения и молитвы в церковном богослужении. 13 Духовная музыка в творчестве композиторов. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3ч) 14 Музыкальный фольклор: жанр былины. -определение характера былин, содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины; -импровизация на заданную мелодию, ритмическое сопровождение. «разыгрывание» песни по ролям;
- 15 Народной творчество России. Мелодика и ритмика былин. 16 Обобщение по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Музыкальная картина мира (12 ч.)
«В музыкальном театре» 6ч. 17 Музыкальный театр: опера. -ориентирование в музыкальных жанрах: опера, балет;
-выявление сходства и различия музыкальных образов;
-наблюдение за процессом и развитием музыкального развития; -участие в совместной деятельности (в группе, паре) при воплощении различных музыкальных образов; 18 Музыкальное творчество разных стран. Кристоф Глюк. 19 Народные традиции и обряды. Масленица. 20 Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Садко» 21 Музыкальный театр: балет. Чайковский. Сцены из балета Спящая красавица» 22 Жанр мюзикла. «В концертном зале» (6ч) 23 Музыкальное состязание- жанр инструментального концерта. -сопоставление содержания и музыкального языка народной и профессиональной музыки;
-размышление о музыкальных произведениях; -исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов-ложки,бубны, свистульки и др. с танцевальными движениями;
-исполнение 24 Народная и профессиональная музыка. Народная песня в инструментальном концерте Чайковского. 25 Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. 26 Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители. -умение различать тембры музыкальных инструментов; знакомых песен; 27 Формы построения музыки: одночастные, двух и трехчастные. 28 Обобщение по разделу «В концертном зале» Основные закономерности музыкального искусства (6 ч.)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч) 29 Чудо- музыка. Ритмы джаза. -определение характерных элементов джазовой музыки;
-определение главной мысли, сопоставление на основе сходства и различия; -проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-создание воображаемого портрета композиторов, что их объединяет; 30 Известные джазовые музыканты- исполнители. 31 Композитор-исполнитель-слушатель. 32 Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. 33 Музыкальная речь – способ общения между людьми. 34 Обобщение по разделу «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4 класс.
Дата № Раздел, тема урока Планируемые результаты Домашнее задание
По плану Фактически Предметные Личностные, метапредметныеМузыка в жизни человека (16 ч.)
Россия-Родина моя (3 ч.) 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» -понимать, что мелодия- основа музыки;
-узнавать изученные музыкальные сочинения;
-размышлять о музыке;
-позитивно относиться к своей музыкально-творческой деятельности; 3 Истоки возникновения русской музыки. О России петь, что стремиться в храм… (4ч) 4 Святые земли Русской: Илья Муромец. -уметь эмоционально и осознанно относиться к религиозной музыке и выражать свое отношение к ней;
-воплощать музыкальные образы при исполнении песен; -оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
-ценить отечественные традиции; 5 Святые земли Русской: Великий князь Владимир, княгиня Ольга. 6 Кирилл и Мефодий. 7 Слава земле русской. Обобщение темы «Святые земли Русской» День, полный событий.(6ч) 8 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Стихи Пушкина в музыке. -знать выдающихся русских композиторов: Глинка, Чайковский;
-узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов;
-понимать взаимодействие музыки и поэзии;
-эмоционально относиться к русскому музыкальному фольклору; -осознавать свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов и творчества Пушкина;
-уметь строить речевое высказывание о характере произведений; 9 «Приют, сияньем муз одетый…» Музыкальность поэзии Пушкина. 10 Зимний вечер. «Что за прелесть эти сказки!» Лирика в поэзии и музыке. 11 Зимнее утро. Звучание природы. 12 Музыка ярмарочных гуляний. 13 Обобщение по теме «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Стихи Пушкина в музыке. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч) 14 Композитор- имя ему народ. -знать народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России; -сотрудничать со сверстниками при выполнении музыкально-творческих задач; 15 Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. 16 Народные праздники. От Рождества до Крещения. Музыкальная картина мира (11 ч.)
В концертном зале. (5ч) 17 Музыкальные инструменты: виолончель и скрипка. -различать тембры музыкальных инструментов;
-знать формы построения музыкальных произведений;
-уметь передавать настроение произведения в движении;
-знать названия музыкальных инструментов;
-позитивно оценивать свои музыкальные способности;
-строить речевое высказывание о прослушанном произведении;
-выражать свое впечатление от музыки в рисунке;
-иметь представление о композиторах Новгородчины; 18 Известные ансамбли песни и танца. 19 Конкурсы и фестивали музыкантов. 20 «Счастье в сирени живет…» Песенность творчества Рахманинова. 21 Царит гармония оркестра. Выдающиеся исполнительские коллективы (симфонические) В музыкальном театре. (6ч) 22 Музыкальные театры оперы и балета. -знать названия музыкальных театров;
-знать названия изученных жанров и форм музыки;
-узнавать изученные музыкальные произведения;
-знать музыкальные термины; -осознавать чувство гордости за свою Родину, ее историческое прошлое;
-рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов; 23 Жанр оперы. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление. 24 Историческое прошлое в музыкальных образах. Опера «Иван Сусанин» 25 Жанр балета. 26 Театр музыкальной комедии. Жанр мюзикла. 27 Повторение темы: «Жанр оперы и балета» Основные закономерности музыкального искусства (7 ч.)
Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье… (7ч) 28 Музыкальные образы и их развитие в различных жанрах (этюд, прелюдия, соната) -ориентироваться в музыкальных жанрах (этюд, прелюдия, соната);
-определять средства музыкальной выразительности;
-оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-формировать представление о музыкальной жизни страны;
-знать известные ансамбли песни и танца нашей страны;
-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
-составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке в устной и письменной форме;
-уметь пользоваться справочной литературой, интернет-ресурсами; 29 Музыкальный сказочник. Сказка в творчестве Римского-Корсакова. 30 Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. 31 Вариации на тему рококо. Музыкальная форма: вариации. 32 Сходство и различия музыкального языка разных эпох. 33 «Старый замок». Музыкальная форма: сюита. 34 Обобщение по разделу «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»