Статья на тему Проектная деятельность на уроках биологии в специальной(коррекционной) школе VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими.
Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций необходимо использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим, наиболее эффективными в работе являются активные методы обучения, такие как:
проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации;
учебно–исследовательские;
игровые;
вовлечение обучающихся в практическую деятельность.
Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих и учебно–исследовательских проектов.
Работу по внедрению метода проектов начинала с включения обучающихся в деятельность как исполнителей проекта: «Зеленей и цвети, школьный двор», «Украсим клумбу с осени». В дальнейшем проектное обучение стала применять на уроках биологии по темам: «Капуста – от семечка до кочана», «Первоцветы», «Напоминания о лете», «Лук от семи недуг».
Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников с ОВЗ учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта.
В проектной деятельности проводим с обучающимися многие внеклассные мероприятия: «Давайте будем беречь Планету!»; «Бал Цветов»; «Твои соседи по планете»; «Очистим планету от мусора»; «Моё здоровье – в моих руках» и др.
Важную роль в поддержании интереса к изучаемым предметам играют интегрированные уроки. Такие уроки содействуют созданию у школьников с ОВЗ целостного представления об окружающем мире. На интегрированных уроках обучающимся представляется возможность изучения материала по разным предметам как единого целого, применять свои знания на практике, возможность для расширения кругозора, повышается воспитательный эффект урока.
Провела интегрированные уроки по следующим темам: «Птицы леса » (биология и математика); «Растения леса» (биология и русский язык); создание проекта «Украсим клумбу с осени» (биология и география).
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
уроки становятся более оживленными, обучающиеся с нетерпением ожидают как момента начала работы над проектом, так и заключительный этап – презентацию;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для обучающихся;
у обучающихся с ОВЗ появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и хорошие результаты проделанной работы.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям школьников. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий обучающихся.
Первая – это те обучающиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа – это те ученики, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов.
Третья группа – это успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким обучающимся требуется помощь только в виде консультирования.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала школьников различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Деятельность обучающихся с ОВЗ в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в классе. Предварительные поиски ответов на вопросы, изготовление моделей наглядностей, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижения гипотез. Материальный уровень усвоения действий выступает опорой для неформального абстрагирования и осмысление теоретических положений.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поиски информации, обращение к старшим, общение с товарищами, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.


Литература

Колесников С.И. Общая биология. – Р., 2010. – 216 с.
Маринченко А. В. Экология. – М., 2011. – 56 с.
Передельский Л. В. Экология. – М., 2010. – 44 с.
Пехов А.П. Биология с основами экологии. – С.- Пб., 2010. – 145 с.
Соколова Л. П. Экология в школе. – М., 2011. – 68 с.











13PAGE 15


13PAGE 14115