Программа для 7-9 классов, осваивающих адаптированные программы.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол от « »_________ 2014г.
Согласовано на заседании ШУМО
Протокол от « »_________ 2014г.
Руководитель ШУМО
_______________/ В. А. Пунанцева/
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №5»
___________/О. Н. Шнюкова/
« »_________ 2014г.
Согласовано
Зам. директора по УР
__________/ В. Д. Лодыгин/
« »_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ 7- 9 КЛАССОВ,
осваивающих адаптированные программы,
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ФИЗИКА»
Соловьёва Марина Александровна,
учитель физики
первой квалификационной категории
Северодвинск
2014 год

Пояснительная записка.
Адаптированная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования опубликованного в 2004 году и на основе изменений внесённых в программу обучения детей в классах ККО и ЗПР опубликованных в 1998 году и регионального компонента Архангельской области. За основу данной программы взята программа «Физика 7-9». Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин. Курс рассчитан на 204 часа (68+68+68) по сетке часов 2+2+2 в неделю в 7-9 классах. Для работы используется учебник под редакцией Пёрышкина А. В. «Физика - 7», «Физика - 8», «Физика - 9».
Программа этого курса предусматривает изучение лишь тех явлений и законов, знание которых необходимо современному человеку. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками.
Изучение физики на ступени основного общего образовании направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа направлена на обеспечение обучения, воспитания, развития и адаптации детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ
Для достижения поставленных задач необходимо учитывать, что усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся в коррекционных классах в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные.
Важными коррекционными задачами курса физики в специальных коррекционных классах являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Особенность данной программы заключается и в том, что добавлены часы на изучение определенных тем и вопросов, имеющих практическую направленность; увеличено время на проведение лабораторных работ, на повторение пройденного; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах; часть материала изучается в ознакомительном плане; некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.Весь курс физики в данной программе распределен по классам. Изучение курса физики начинается в 7 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами, диффузию, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе применения транспортных средств;
рационального применения простых механизмов.
Методические рекомендации
по реализации образовательной программы в 7 классе
Излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах следующие темы (требования к знаниям учащихся могут быть ограничены): Роль физики в формировании научной картины мира; Механическое движение; Относительность движения; Путь; Скорость; Инерция; Коэффициент полезного действия.
Изучаются в ознакомительном плане следующие темы (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы): Моделирование явлений и объектов природы; Погрешности измерений; Расчет массы и объема по плотности. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, КПД механизмов. Относительность движения; Вес тела. Невесомость. Гидравлические машины. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.
Производится увеличение времени изучения таких вопросов как: Расчет пути и времени движения (2 ч), Плотность вещества (4 ч), Давление. Единица давления (2 ч)
Из курса исключены некоторые вопросы, например, Высота столбов различных жидкостей в сообщающихся сосудах.
7 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (3 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Притягивание и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
3. Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел (20 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Масса тела. Измерение массы с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Деформация. Вес.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил.
Трение. Сила трения. Трение при скольжении, качении, покое. Подшипники.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа
7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальная лабораторная работа
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Физика -7класс
(68часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п Наименование разделов Всего часов Из них
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема)
1 Физика и физические методы изучения природы 4 1ч.
Лаб. работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» К/тест по теме «Физические методы изучения природы»
2 Первоначальные сведения о строении вещества 6 1ч
Лаб. работа № 2
«Измерение размеров малых тел» К/тест «Первоначальные сведения о строении вещества»
3 Взаимодействие тел 20 4ч.
Лаб. работа №3 «Измерение объёма тела»
Лаб. работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лаб. работа №5 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)
Лаб. работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром.» 1ч
С/знаний по т. «Механическое движение»
К/работа по т. «Взаимодействие тел Сила.»
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. 24 2ч.
Лаб. работа №7 «Измерение архимедовой силы»
Лаб. работа №8 «Выяснение условий плавания тел» 1ч.
К/работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
5. Работа и мощность. Энергия. 12 2ч.
Лаб. работа №9 «Условие равновесия рычага»
Лаб. работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости»
К/тест по теме «Работа и мощность. Энергия.»6. Повторение 2 1ч.
К/работа за курс физики 7 класса
Итого 68 10 5
8 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Фронтальная лабораторная работа
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Виды соединений проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
3. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
4. Регулирование силы тока реостатом.
5.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметраи вольтметра.
6. Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы
7 Сборка электромагнита и испытание его действия.
8. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Световые явления ( 9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Объяснение солнечного и лунного затмений.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз. Очки.
Фронтальная лабораторная работа
9. Получение изображений с помощью линзы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе применения электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Методические рекомендации
по реализации образовательной программы в 8 классе
Излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах следующие темы (требования к знаниям учащихся могут быть ограничены): Удельная теплоемкость вещества; Закон сохранения энергии в тепловых процессах; Кипение; Закон сохранения электрического заряда; Электрическое поле; Действие электрического поля на электрические заряды; Магнитное поле тока; Действие магнитного поля на проводник с током; Преломление света; Глаз как оптическая система; Оптические приборы.
Изучаются в ознакомительном плане следующие темы (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы): Зависимость температуры кипения от давления; Удельная теплота плавления и парообразования; Удельная теплота сгорания; Паровая турбина; Двигатель внутреннего сгорания; КПД тепловой машины; Экологические проблемы использования тепловых машин; Проводники, диэлектрики и полупроводники; Источники постоянного тока; Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках и газах; Полупроводниковые приборы; Последовательное и параллельное соединения проводников; Электромагнит; Магнитное поле Земли, Производится увеличение времени изучения таких вопросов как:
Последовательное соединение проводников (2 ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (2 ч)
Физика - 8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п Наименование разделов Всего часов Из них
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема)
1 Тепловые явления 23 2ч.
Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»

Л/р №2 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.» 2ч.
К/работа№1 по теме «Тепловые явления»
.К/работа№2 по теме «Тепловые явления»
2 Электрические явления 27 4ч.
Л/р №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках »
Л/р №4 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Л/р №5 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.»
Л/р №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» 1ч.
К/работа №3 по теме «Электрические явления.»
3 Электромагнитные явления 7 2ч.
Л/р №7 «Сборка электромагнита и испытание его действия.»
Л/р №8 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» К/р №4 по теме «Магнитные явления»
4. Световые явления 9 1ч.
Л/р. № 9 «Получение изображения при помощи линзы»
К/тест по теме «Световые явления»
5. Повторение 2 1ч.
К/работа №5 за курс физики 8 класса
Итого 68 9 4
9 класс (68ч., 2 ч. в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе применения транспортных средств;
оценки безопасности радиационного фона.
Методические рекомендации
по реализации образовательной программы в 9 классе

Излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах следующие темы (требования к знаниям учащихся могут быть ограничены): Движение по окружности; Закон сохранения импульса; Закон всемирного тяготения; Магнитное поле тока; Действие магнитного поля на проводник с током; Конденсатор; Энергия электрического поля конденсатора.
Изучаются в ознакомительном плане следующие темы (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы): Система отсчета и относительность движения; Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; Реактивное движение; Реактивный двигатель; Период, частота, амплитуда колебаний; Длина волны; Громкость звука и высота тона; Электрогенератор; Трансформатор; Передача электрической энергии на расстояние; Колебательный контур; Электромагнитные колебания; Электромагнитные волны; Производится увеличение времени изучения таких вопросов как:
Равноускоренное движение, Свободное падение, Закон сохранения полной механической энергии (2 ч)
1. Законы движения и взаимодействия тел (28 ч.)
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Свободное падение.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, закона сохранения импульса, закона всемирного тяготения.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч.)
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.
Фронтальная лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Наблюдение и описание механических колебаний и волн.
Измерение физических величин: периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
3. Электромагнитное поле (12 ч.)
Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения.
Фронтальная лабораторная работа
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение и описание электромагнитной индукции; объяснение этого явления.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электрогенератора.
4. Строение атома и атомного ядра (14 ч.)
Радиоактивность. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Фронтальная лабораторная работа
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе применения транспортных средств;
оценки безопасности радиационного фона.
Физика - 9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п Наименование разделов Всего часов Из них
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема)
1 Законы взаимодействия и движения тел 28 1ч.
Л/р №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» 2ч
К/работа по теме «Кинематика»
К/работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
2 Механические колебания и волны. Звук 11 2ч.
Л/р №2. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
Л/р №3. «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» 1ч
К/работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»
3 Электромагнитные явления 13 1ч.
Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». 1ч.
К/работа по теме «Электромагнитные явления»
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. 13 2ч.
Л/р №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Л/р №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» К/тест по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
5. Повторение 3 1ч.
Итоговая контрольная работа
Итого 68 6 Методические рекомендации
по реализации образовательной программы
В процессе преподавания физики в классах, осваивающих адаптированные программы,:должна быть обеспечена доступность изучаемого материала;
особое внимание следует уделить постановке и организации эксперимента, так как у учащихся этих классов недостаточно развито абстрактное мышление, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые формируют умения пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные;
необходимо отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта;
требуется проведение многократного повторения нового материала: а) подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента; б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий; в) осуществление обратной связи – ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.;
количественные закономерности необходимо изучать только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в технике;
изучение материала следует вести в основном на начальном уровне: ученики решают задачи и упражнения лишь на 1-2 логических шага репродуктивного характера с помощью учителя, т.е. по готовой формуле находят неизвестную величину; выполняют простейшие математические преобразования, вычисления; владеют материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечают на вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет»;необходимо обеспечить дифференцированный подход к учащимся в связи с тем, что в каждом классе учатся дети с разными возможностями усвоения материала; часть материала более сильными учениками может быть усвоена на среднем уровне: ученик умеет решать простейшие задачи по образцу не меньше чем на 2-4 логических шага, проявляет способность обосновывать некоторые логические шаги с помощью учителя, проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теории);
за урок должно быть реализовано 4-7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, наблюдение физического эксперимента и др.; однообразность урока способствует утомлению школьников и наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
формой контроля знаний может быть контрольная работа, состоящая из основной и дополнительной части; основная включает тестовые задания с выбором ответа по теоретическому материалу (ученик должен осуществлять выбор не более чем из трех представленных ответов) и две-три задачи на расчет величины по готовой формуле без перевода единиц измерения; дополнительная часть предназначается для более сильных учеников и составляется с учетом требований пункта 7).