Любовная лирика Анны Ахматовой


Любовная лирика Анны Ахматовой.И только в пламени любви разрушится стена обид , непонимания и лени…Выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1» г. БратскаДушкина Екатерина, Учитель: Шевчук А.П. Биография.Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия- Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой.Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Детство и юность.1900г. Анна поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию. 1903г.- знакомство с Николаем Гумилевым.1905г.-Инна Эразмовна (мать) после развода с мужем, забрав детей, переезжает в Крым.1906г.-Анна живет у родственников в Киеве. Поступает в последний класс Фундуклеевской гимназии. По окончанию записывается на юридическое отделение Высших киевских женских курсов. Переписывается с уехавшим в Париж Гумилевым. Первая публикация: стих. «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус» (издатель Н. Гумилев.) Начало старших лет.1914 март – выходит второй сборник «Четки» Август. Гумилев добровольцем, записавшись в лейб-гвардии Уланский полк, уходит на фронт. 1915 август- смерть отца.1916 лето- оп на стоянию врачей проводит его на юге, в Севастополе.1917 март- провожает Н. Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус в Слепневе, с сыном и свекровью.Сентябрь- выходит новый сборник Ахматовой «Белая стая»1918 апрель- разрыв с вернувшимся из Лондона в Петроград Гумилевым.Последняя, на Троицу, совместная поездка к сыну в Бежецк. Тема любви.Идеи любви, связанной с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер. Душа живет «Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви.»:Эта встреча ни с кем не воспета,И без песен улеглась.Наступило прохладное лето,Словно новая жизнь началась.Сводом каменным кажется небо,Уязвленное желтым огнем,И нужнее насущного хлебаМне единое слово о нем.Ты, росой окропляющий травы,Вестью душу мою оживи,-Не для страсти, не для забавы,Для великой земной любви. Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", «Четки", «Белая стая")- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме. Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в "Аполлоне", но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями. Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове. Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде." Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все... Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, Я вас любила Еще тогда!" "Да". Хочешь знать, как все это было? Возможно, именно такие стихи наблюдательный Василий Гиппиус и называл "гейзерами", поскольку в подобных стихах - фрагментах чувство действительно как бы мгновенно вырывается наружу из некоего тяжкого плена молчания, терпения, безнадежности и отчаяния. Главное в теме любви у Ахматовой- это настойчивые искания духа, поиски смысла и высоты жизни, которые сопровождаются жестами волнения, совести, веры:И только совесть с каждым днем страшнейБеснуется: великой хочет дани.Закрыв лицо, я отвечал ей…Но больше нет ни слез, ни оправданий. Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова - что, кстати, редко у нее - переходит к "третьему лицу", то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:" Подошла. Я волненья не выдал, Равнодушно глядя в окно. Села, словно фарфоровый идол, В позе, выбранной ею давно. Быть веселой - привычное дело, Быть внимательной - это трудней... Или томная лень одолела После мартовских пряных ночей? Утомительный гул разговоров, Желтой люстры безжизненный зной И мельканье искусных проборов Над приподнятой легкой рукой. Улыбнулся опять собеседник И с надеждой глядит на нее... Мой счастливый богатый наследник, Ты прочти завещанье мое". Подошла. Я волненья не выдал... «Он любил…»Он любил три вещи на свете:За вечерней пенье, белых павлиновИ стертые карты Америки.Не любил, когда плачут дети,Не любил чай с малинойИ женской истерики.…А я была его женой. Едва ли не сразу после появления первой книги, а после "Четок" и "Белой стаи" в особенности, стали говорить о "загадке Ахматовой". Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть, не говоря уже о некоторых действительно загадочных, хотя и побочных свойствах. "Романность", подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле Сначала хотели эту волю не замечать, она достаточно противоречила "эталону женственности". Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя - тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом. Но если страдание любящей души так неимоверно - до молчания, до потери речи - замкнуто и обуглено, то почему так огромен, так прекрасен и пленительно достоверен весь окружающий мир? Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный роман, развертывавшийся в стихах предреволюционных лет, был шире и многозначнее своих конкретных ситуаций.. В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии в "Поэме без героя", что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие Смерть Анны Ахматовой.5 марта 1966г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом. Уже после ее смерти, в 1987г., во время перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием», написанным в 1935-1943 ( дополнен 1957-1961) Спасибо за внимание!