ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Е.Г. Сухарева

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Школа № 4 – это образовательный комплекс, в котором реализуется принцип непрерывности образования, индивидуализации и дифференциации, предоставляется широкий спектр образовательных услуг.
Девиз школы: «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть».
Задача школы - создать среду, в которой бы ребёнок развивался как личность, чтобы учитель учил ребёнка способам учиться, чтобы ребёнок хотел учиться. И после окончания школы умел анализировать информацию, решать в определённых жизненных ситуациях разного рода задачи.
С 2003 года МОУ «СОШ №4» работает в экспериментальном режиме по проблеме «Построение индивидуальной образовательной траектории учащихся на третьей ступени обучения».
Сегодня мы говорим о внедрении профильного обучения в учебно-воспитательный процесс старшей школы как о новом направлении в её развитии. Академик Д.С. Лихачёв справедливо считал, что всё новое не бывает неожиданным.
В нашей школе модель профильного обучения, поэтапно совершенствуясь, существует уже 8 лет.
В школе действуют: физико-математический, физико-химический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный профили.
Предпрофильная подготовка осуществляется с 9 класса
Образовательный процесс в профильных классах предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, ее творческих способностей, самостоятельности в работе и профессиональное самоопределение.
Разработана процедура приема в профильные классы, система мероприятий включила в себя:
оценку степени готовности учащихся к продолжению образования;
создание "портфолио" образовательных достижений;
выявление уровня познавательной, мотивационной сферы;
итоги компьютерной диагностики профессиональных интересов учащихся совместно с Центром занятости населения.
Внеурочная деятельность осуществляется через школьное научное общество учащихся «Старшеклассник», участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях
С целью профессионального самоопределения для учащихся 10х-11х классов проводится курс «Планирование профессиональной карьеры».

Педагогами школы проведена огромная работа по составлению программ элективных курсов для ПП и ПО. Разработаны ориентационные и предметно-ориентированные элективные и факультативные курсы (более 26):
«Стилистика русского языка», «Экологический практикум», «Исследовательские задачи на стыке наук», «Деловой английский» и др.
Кадетам 10в, 11д класса предложены индивидуально- групповые занятия для изучения Устава ВС РФ, для строевой и стрелковой подготовки, элективные предметы «Основы правоведения», «Физический практикум», «Пожарное дело»,
В 11 классе (физико-математический профиль) - «Школа инженерной культуры» , в «Роснефть-классе»- «Нефтегазовое дело», «Проектирование профессии», в гуманитарном классе - курс «Проектируем будущее»
Активизации деятельности школьников способствуют:
реализация программы «Абитуриент»
организация тест-классов по подготовке к ЕГЭ
деятетельность клубов «Эрудит», «Эврика», «Юный лингвист»..
Профильное обучение в школе началось в 2003 году.
По распоряжению Губернатора ЯНАО был открыт первый в городе 10 кадетский класс (пожарное дело) – учредители Управление образования и Отряд государственной противопожарной службы. Проект оказался успешным, и с 1 сентября 2009 года был открыт 9 прокадетский класс, где соучредителем стал Отдел внутренних дел по городу Губкинскому.
Дополнительные занятия проводят работники ОВД и ОГПС на базе предприятий. Ребята знакомятся с профессиями пожарных и милицейским делом. У кадетов свой флаг и свой гимн.
Все кадеты посещают спортивные секции, становятся кандидатами в мастера спорта, членами сборных города, округа, УРФО, России. Для кадетов проводятся уроки нравственности настоятелями Свято-Никольского Храма, потому что необходимо воспитать понятие «честь мундира».
Положительные стороны эксперимента:
Россия - Всероссийский фестиваль «Призывник-2011» (1 место - 2, 3 место)
Округ
2 место в соревнованиях «Школа Безопасности»
5 место по военно-спортивному многоборью «Патриот» г. Ноябрьск
1 место в конкурсе «История Отечества» г. Ноябрьск
победа в окружном конкурсе (2 место) «Лучший кадетский класс» и др.
Материалы из опыта работы по военно- патриотическому воспитанию представлены на конференции в г. Кургане, которая состоялась на базе Пограничного института ФСБ России.
С 2006 года МОУ СОШ № 4 является экспериментальной площадкой муниципального уровня по проблеме « Профессиональное самоопределение учащихся «Роснефть-классов» в рамках профильного обучения». С 2009 г. школа – пилотная площадка НК «РН-ПНГ».
По инициативе НК «Роснефть» был открыт в 2006 году первый в ЯНАО «Роснефть-класс» физико-математического профиля, в рамках которого осуществляется довузовская подготовка. Заключены договоры с нефтегазовыми Вузами Тюмени, Уфы, Горным университетом им. Плеханова г. С-Петербурга.
В нынешнем учебном году состоится пятый выпуск учащихся «Роснефть-класса».
Его выпускники - победители Всероссийской эвристической дистанционной олимпиаде по информатике «Эйдос»; участники Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады «Авангард»; обладатели гранта главы города, победители очного тура Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России» в номинации «физика» г. Москва.
Помимо изучения основных дисциплин школьники «Роснефть-класса» занимаются изучением профильных предметов: физика, математика, химия.
Выбору индивидуального образовательного маршрута способствует гибкая система бесплатных дополнительных занятий во второй половине дня, которая позволяет всем желающим ликвидировать пробелы в знаниях, заняться проектной деятельностью, развитием творческих способностей.
Учащиеся занимаются в клубе «Программист», повышают уровень коммуникативных навыков по английскому языку в клубе «Юный лингвист», обучаются в заочной физико-математической школе при МФТИ, посещают тест - классы по русскому языку, математике, физике.
Учащиеся корпоративного класса узнают историю, достижения и перспективы крупнейшего добывающего предприятия страны. Экскурсии на месторождения, встречи с работниками структурных подразделений “Пурнефтегаза” дают помимо познавательной роли полное представление о каждодневном труде буровиков, операторов и других рядовых работников “нефтянки”.
Для учащихся корпоративных классов предусмотрены практические занятия в отделах ПНГ. Каждый из ребят по желанию и интересам может провести рабочий день, например, в отделе экономики, геологии или других, чтобы “вживую” познакомиться с данными направлениями нефтедобычи.
В ходе психологических тренингов, проводимых психологической службой ООО «РН-Пурнефтегаз»: «Управляй собой», «Реализуй себя», «Формируем лидерские качества» и др., расширяются возможности социализации школьников.
Ежегодно выпускники «Роснефть-класса» награждаются поездкой в Санкт-Петербург.
В октябре 2009 года был заключен договор о сотрудничестве с негосударственным учреждением «Элитная гимназия» г. С-Петербурга, в рамках которого совместно с учащимися гимназии ученики «Роснефть-класса» ознакомились с законотворческой деятельностью депутатов Государственной Думы РФ, приняли участие во Всероссийском круглом столе «Человеческие качества – проектирование будущего», в телемосте «Россия как открытое пространство» г. Санкт-Петербург.
В специализированные классы введен новый предмет “Планирование карьеры”. Ребят учат, как правильно заполнить резюме, как вести себя на собеседовании. Нормы деловой этики преподаются на научной основе по методическим рекомендациям, разработанным ведущими НИИ по заказу компании “Роснефть”.
Учащиеся «Роснефть - класса» о своих достижениях рассказывают на веб-сайте «Роснефть-класса», а также в школьной газете «Роснефть-классов».
Согласно положению о премировании “Пурнефтегаз” по итогам конкурсов выплачивает отличившимся ребятам денежные премии.
Положительные стороны эксперимента:
высокое качество знаний 60% - 90 %
100% выпускников поступили в ВУЗ по профилю , 58% уч-ся продолжили дальнейшее обучение в нефтегазовых ВУЗах.
Даже если выпускник “Роснефть-класса” не выберет профессию нефтяника, из стен школы он выйдет с готовностью к дальнейшему обучению, желанием реализовать себя, увлеченностью и верой в свои силы. Все это останется с ним навсегда.

Литература
Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2004. - №2. – С.28-33.
Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе// Завуч. – 2006. - №6. – С.10-34.
Гафурова Н.В. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «Школа-Вуз» // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С.94-104.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. 2002. 12. с. 5-7, 11-16, 80-82.
Ленер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении/ П.С. Ленер // Профильная школа – 2004. – №3. – С. 12–15.
Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003. – 83с. и др.

Сухарева Елена Геннадиевна, МОУ «СОШ № 4» г. Губкинский ЯНАО, руководитель ШМО и учитель русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












15