Мастер – класс для родителей Тема: «Использование речевых игр в коррекционно- восстановительной работе с детьми»


Мастер – класс для родителей
детей подготовительной группы с ОНР.
Тема: «Использование речевых игр в коррекционно- восстановительной работе
с детьми»


Цель: направление родителей к самостоятельной организации развивающих игр в семье.
Задачи:
приобщать родителей к совместной деятельности с детьми в домашних условиях на основе предложенных конкретных речевых игр,
совершенствовать у детей фонематическое восприятие, слоговой, звуко - буквенный анализ и синтез, навыки чтения,
воспитывать у детей и взрослых интерес к логопедическим занятиям.
Материал: цветные карандаши, бассейн с фасолью, мелкие игрушки, карточки (буквы обозначающими их значками), магнитные буквы (г,р,а,м,о,т,е,й), буклет «Домашняя игротека», листки бумаги, простые карандаши.
Предполагаемый результат.
Ожидается, что представленные речевые игры будут способствовать осуществлению связи учителя – логопеда с родителями, повышению их педагогической компетентности, развитию творческой инициативы у детей и родителей, обеспечению единства требований в коррекционной работе.
Значение речевых игр в коррекционно – восстановительной
работе с детьми ОНР.
Вспомните, как загораются глаза малыша, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас я с тобой поиграю в одну интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное место занимает игра в жизни ребенка.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Игра помогает успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми с ОНР и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков. В ней ребенок легко преодолевает трудности, активно занимаясь, дольше не замечает усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, усваивается прочнее, запоминается легче.
Особое внимание следует уделять так называемым речевым играм: знать их как можно больше, уметь использовать для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания, предупреждения нарушений письма и чтений в школе.
Каждую речевую игру необходимо проводить многократно. Чтобы у детей сохранялся интерес к игре, начинать нужно с упрощенного варианта, затем постепенно усложнять игру введением новых правил, занимательных сценок, включением чистоговорок, использованием классического приема- отнимания и выкупа фантов.
Вашему вниманию предлагаются игры совместно с детьми, которые легко, без особых затрат, сил и времени вы можете проводить с ребенком дома.
Практическая часть (совместные игры для родителей со своими детьми)
Игра «Цветные карандаши»
Цель: развивать фонематическое представления.
Ход игры.
Каждая пара (родитель с ребенком) получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета.
Игра «Пропущенный звук»
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры.
Предлагается хорошо знакомый текст. Затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук. За каждую ошибку насчитывается штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков. Предлагается хорошо знакомый детям и взрослым цикл стихотворений А.Барто «Игрушки».
Ш: Ми…кА
Уронили ми…ку на пол,
Оторвали ми…ке лапу.
Все равно его не бро…у
Потому…то от хоро…ий.
(Ч: Бычок, Л: Слон, С:Зайка, З:Грузовик, Ч: Мячик, Р:Кораблик).
Физкультминутка «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, (Дети маршируют.)
Улетаем на ракете. На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу.)
Игра с бассейном (фасоль) «Разложи правильно»
Цель: развитие фонематического восприятия, мелкой моторики рук.
Ход игры.
Предлагается достать мелкие игрушки из бассейна по одному. Те, в названии которых слышится звук «Ш», складывать в мешочек, а если слышится звук «С» - в сумку.
Игра «Поймай слог»
Цель: развитие слухового внимания, быстроты.
Ход игры.
Логопед «бросает» поочередно каждому слог, а они должны «превратить» его в слово. Например: па-папа, панама…; ма – мама, магазин…; ку-кукла, кукушка… и т.д.Игра «Угадай слово»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтения.
Ход игры.
На предложенных карточках нужно заменить значки буквами и прочитать слово.
Игра «Из одного слова несколько»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа, чтения.
Ход игры:
Предлагается из слова ГРАМОТЕЙ составить как можно больше слов (герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).Уважаемые родители. Вашему вниманию предлагается буклет «Домашняя игротека» с пальчиковым бассейном. Проведенные с вами игры и предложенная «шпаргалка» помогут сделать семейные взаимоотношения радостными и позитивными. И тогда ваш ребенок сможет почувствовать себя дома как в самой лучшей игротеки дома.
Используемая литература:
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.-СПб. :Детство-Пресс, 2008.
Гурова И.С. Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Журнал «Логопед» № 7-2012.