Выступление «Научно-практический подход к развитию творческой деятельности, нестандартного мышления. Особенности современного урока».

«Научно-практический подход к развитию творческой деятельности, нестандартного мышления. Особенности современного урока».
Урок – главная форма учебных занятий, определяющий качество образовательного процесса. Результат урока зависит от профессиональной компетентности педагога, от того, насколько учитель к нему подготовился, продумал цели, отобрал и построил содержание, определил наиболее эффективные методы преподавания, подобрал необходимые средства обучения. В арсенале современного учителя появились и прочно закрепились электронные и компьютерные средства обучения, предметно-ориентированные технологии и личностно-ориентированные модели обучения, новые дидактические подходы к построению и проведении урока. Приобретенный и созданный учителями эффективный педагогический опыт требует методического осмысления, обобщения и распространения.
Каким должен быть урок? Интересным для ученика, захватывающим, близким и понятным ребенку, увлекающим его в познавательную, творческую деятельность, приносящим радость открытий, побуждающим к самостоятельному поиску новых знаний и открывающим горизонты их применения. Цели на таком уроке поставлены четкие и конкретные, причем не только в области усвоения знаний учебного предмета и темы, но и в области личностного развития ученика.
В настоящее время школа решает не только задачи подготовки молодежи, имеющей прочный фундамент знаний, но и способной самостоятельно работать, молодежи, владеющей методами добывания знаний, приемами исследования и логикой мышления. Образование и подготовка учащихся к активному творческому труду во многом зависит от совершенствования процесса обучения. Дидактические и психологические исследования свидетельствуют о том, что для достижения этих целей необходимо привить интерес к предмету. Я считаю, что этому способствует индивидуализация обучения. Так как дает возможность полноценно использовать все духовные и физические возможности каждого ученика. Ведь , работая одновременно с большой группой учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних, и создаются непреодолимые трудности для других. Поэтому перед учителем стоят две большие задачи: видеть каждого ученика, знать его возможности на данном этапе обучения и его потенциальные возможности – умение «проектировать ученика». Этим учитель сначала добивается подготовки учащегося к восприятию информации, проявления интереса к предмету, желания познавать. Для достижения этой цели на начальном этапе изучения предмета биологии я выявляю способности, интересы, особенности памяти, мышления, склонности каждого ученика. Что обеспечивает действенный индивидуальный подход и воспитание коллектива в целом, дает возможность организовать обучение дифференцированно. Дифференцированная система обучения дает возможность управления познавательной деятельностью учащихся, которая протекает с учетом как индивидуальных психологических особенностей обучаемых, так и доминирующих особенностей отдельных групп. Немаловажное значение имеет эмоциональная сторона урока, умение учителя создать благоприятную атмосферу, ситуацию успеха для каждого ученика. Как вовлечь учащихся в учебную деятельность, какие задания предложить, как организовать их работу и взаимодействие, как делегировать ученикам ответственность за результаты их обучения, научить самооценке и рефлексии собственной деятельности – вот далеко неполный список вопросов, которые учитель решает при проектировании урока. Для ученика эффективным будет тот урок, который насыщен интересными заданиями, предполагает взаимодействие с одноклассниками, создание какого-то общего продукта – предмета гордости учеников.
Необходимо организовать процесс включения детей в коллективную мыследеятельность, практику преодоления затруднений и ошибок. Применение парных и групповых форм организации учебной деятельности учащихся развивает ключевые компетенции учеников – они приобретают опыт совместной интеллектуальной работы, совершенствуют коммуникативные, информационные навыки, приучаются отвечать за результат собственной деятельности не только перед учителем, но и перед одноклассниками. Как же организовать обучение так, чтобы учащиеся постоянно развивали способность мыслить? Значительное место в нем я уделяю организации самостоятельной, групповой работы, индивидуальным консультациям. Ведь на смену фронтальным видам работы дано пришли индивидуальные, парные, групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее. Работа в группе позволяет приблизиться к таким целым образования, как развитие социальных и коммуникативных умений, способностей учиться и действовать самостоятельно. Поэтому навыки кооперации теперь необходимо осваивать в школе.

·
«Истина не рождается в голове отдельного человека,
она рождается между людьми, совместно ищущими,
в процессе их диалогического общения»
М.М. Бахтин

Кооперация в обучении.

Педагогическая техника кооперации.

Подготовительный этап.

Включает: выбор темы, определение проблемы, подбор структуры групповой работы согласно целям, подготовку оснащения.
Учитель должен спланировать:
1 Какое количество учеников должно быть в группе.
2 Кто должен входить в каждую группу.
3 Как распределить роли участников.
4 Как обеспечить условие положительной взаимозависимости.
5 Какие материалы подготовить и когда раздать.

Выполнение учебного задания.

Включает: распределение ролей; заданий внутри группы. Обсуждение способов оценки.
Обсуждение результата.

Презентация результатов.

Рефлексивное осмысление каждым учеником проделанной работы.

Принципы формирования групп.

Я считаю, что учителю проще управлять, а детям выполнять работу в однородных ( по уровню обученности) группах. Такой метод называется «Учимся вместе». Его использую при обобщении изученного материала. Например, учащиеся, хорошо ориентирующиеся в пределах темы, получают задания более сложные - составляющие костяк темы, проекта, презентации. Ребята, знающие материал поверхностно, отрабатывают задания, которые помогают дополнить общий обзор конкретными примерами, иллюстрировать, показать практические моменты. Пример, тема « Пищеварение в желудке». Класс разбит на группы. Каждая получает задания, на осмысление которого дается десять минут. Задания по уровню обученности: определение принадлежности данного органа к соответствующей системе органов, описание местоположения и внешнего вида (на основе теоретических знаний материала учебника), строение внутренних оболочек и их назначение (умение работать с таблицей), действие желудочного сока на белки (практическая работа), предложение приемов организации правильного питания и т. д. Этот метод также хорошо работает при организации консультативных занятий. Когда учащиеся объединяются в группы для решения проблемы общего характера. Также мною практикуется лабораторно-бригадная форма работы при выполнении практических, лабораторных работ. Здесь хорошо работает метод «Мозговой штурм» - метод порождения совместных идей. Учитель формулирует проблему, просит предложить возможные способы решения. Рассматриваются возможные комбинации предлагаемых идей. Если дети работают сами, им понятна и интересна такая деятельность, при этом ученики приобретают опыт сотрудничества и взаимопомощи, опыт эмоциональных переживаний и ценностных отношений к миру. Следует добиваться, чтобы учащиеся не просто услышали на уроке материал, но и имели возможность его осознать, понять, запомнить, научиться применять в стандартных и нестандартных ситуациях.
В моей практике используется метод проектов. Он также ориентирует на самостоятельную деятельность в сочетании с групповым подходом к обучению. Предоставляет богатый выбор тем для творческих работ учащихся, самостоятельную деятельность как основу самообразования (охотно приобретаются недостающие знания из разных источников, развивают исследовательские умения). Системное мышление предопределяет предметные и межпредметные погружения и интеграцию учебного материала.. По виду деятельности – это исследовательские проекты, по предметно-содержательной области- монопроекты ( в рамках одной области знания) и межпредметные проекты. По количеству участников – личностные. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные , например, «Дизайн школьного двора» с последующим выступлением в рамках ежегодной областной конференции «Подрост».
Эти примеры свидетельствуют о том , что данные методы обучения эффективно способствуют потенциальному развитию одаренных детей, их дальнейшему становлению. Помогают при выборе профессии.
В силу того, что метод кооперации в обучении оправдан на практике, считаю необходимым в дальнейшем расширить работу в этом направлении.






































15