Разработка урока по литературе. Анализ эпизода по роману И.С.Тургенева Отцы и дети


Тема: анализ эпизода по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Тип урока: лабораторно-практическое занятие Класс: 10
Заявка на оценку:
«5» - 11 баллов и выше
«4» - 8-10 баллов
«3» - 7-5 баллов
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети». Раздаточный материал: текст эпизода из романа, комплект карточек.
План-конспект.
Ход урока.
Действия учителя Действия учащихся Баллы
I.Оргмомент.
1.1.Сообщение о теме урока, цели, задачах.
1.2.Сообщение о количестве баллов. Заявка на оценку:
«5» - 17 и более
«4» - 13-16
«3» - 10-12 II.Актуализация знаний.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» - «всегдашний роман». Книга на все времена и века.
Автор поднимает вечные проблемы: социальные, конфликт поколений, споры отцов и детей. Роман написан в 1862 году, но до сих пор острота поставленных в нем вопросов продолжает привлекать людей. Накал в обществе, борьба демократов и либералов, изображенных Тургеневым, напоминает современную Россию.
Сегодня на уроке мы проанализируем эпизод из романа «Отцы и дети» и выполним творческую работу в формате ЕГЭ.
Цель нашего урока познакомиться с художественной тканью произведения на примере эпизода произведения, проследить за мыслью писателя и ее формой. III.Работа по теме урока.
3.1. Повторение опорных понятий:
1) Что считается романом?
2) Как доказать, что произведение "Отцы и дети" является романом?
3) Что вы понимаете под конфликтом?
4) Что такое портрет литературного героя? Устные ответы учащихся:
4б (по 1 баллу за ответ)
IV. Работа с текстом:
4.1.Прочитайте эпизод из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (приложение 1).
Как доказать, что образы Базарова и Кирсанова в данном эпизоде являются антагонистическими? 1б
4.2. Каким образом создает Тургенев образы героев в данном эпизоде? Устные ответы: 1б
4.3. Каковы свойства и виды словесных образов в художественных произведениях?
4.4.Установите соответствие между словесными образами и их признаками:
1)Эпитет а) перенос свойств одного предмета на другой по принципу их сходства, аналогии или контраста
2)Метафора б) образное определение, указывающее на качество предмета
3)Олицетворение в) образное сходство или отличие предметов с указанием объекта сравнения, предмета, с которым сравнивается объект и средства сравнения
4)Сравнение г) изобразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку
5)Художественная
деталь д) наделение неодушевленных предметов или абстрактных понятий качествами человека
самопроверка Устные ответы
Самопроверка по образцу на доске:
5б (по 1 баллу за ответ)
Индивидуальный труд
4.5. Найдите в тексте описание образов Базарова и Кирсанова, подтверждающие противоположность характеров героев, сравнивая их 1 группа- поведение,2 группа- речь, 3 группа - внешность. Результат сравнения впишите в таблицу.
(приложение2)
Простая кооперация 4 б (по 2 б. за героя)
4.6. Каковы свойства и виды словесных образов в создании портретной характеристики Кирсанова?
Индивидуальный труд 4б. (1б. за образ)
4.7. Какие противоречия Тургенев закладывает в портретную характеристику Кирсанова? Для формулировки противоречий используйте карточку № 4
4.8. Сформулируйте противоречие, отражающее конфликт между Базаровым и Кирсановым. 2 (по 1б. за ответ)
2б.
4.9. Какой главный художественный прием использует автор для обозначения основного конфликта в романе? 1б.
4.10.Подведите понятия, используемые автором в данном эпизоде романа, под категорию «причина-следствие» таким образом, чтобы можно было продемонстрировать поведение героев
.
2. Каким образом данный эпизод романа можно подвести под категорию «содержание – форма»? 2б
2б.
Творческое задание.
Задание С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
Индивидуальный труд 5 баллов: указана портретная характеристика -2, поведение – 2 б., вывод – 1 б.
Домашнее задание
Сформулируйте противоречия между представителями разных поколений в произведениях русской классики на основе карточки №4.
Напишите ответ в виде 5-10 предложений на вопрос «В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневским романом «Отцы и дети» Оценивание в соответствии с заявкой на оценку. Подведение итогов Приложение 1.
- Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.
– Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)
Приложение 2.
Сравнение Базаров Кирсанов
Поведение Внешность Речь Приложение 3.
Понятие Единичный словесный образ Вид образа Способ выражения
лицо усы туловище лицо волосы лицо волосы Приложение 4.
Памятка по работе с эпизодом
Перечитайте выбранный эпизод.
Ответьте на вопросы:
а) О чём идёт речь? Что произошло?
б) Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?
в) Как начинается эпизод?
г) Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)
д) Ваше отношение к данным героям и событиям.
е) Как завершается эпизод?
ж) Основная мысль эпизода.
3.  Группировка персонажей по выбранному критерию.
4. Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.).
5.  Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, то есть художественную роль.
6. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
7. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода?
8. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
9. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.